Сотрудники Пензенской областной станции скорой медицинской помощи заявили, что больше не могут терпеть «унизительно низкий уровень заработной платы», и решили объявить забастовку. Это произошло 23 мая в сквере «Журавли», на встрече с сопредседателем Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андреем Коновалом. О требованиях, реакции властей и особенностях итальянской забастовки — в обзоре «7×7».

Зарплата падает, нагрузка растет
В списке требований работников «скорой помощи» — 16 пунктов. Они опубликованы 24 мая на сайте Межрегиональной профсоюзной организации «Действие».

Фельдшеры, медсестры и водители «скорой» заявляют о своем несогласии с низкой зарплатой — около 17 тыс. руб. вместе с НДФЛ. По их словам, резкое сокращение зарплат началось с 1 января 2019 года. Это спровоцировало отток кадров и увеличило нагрузку на тех, кто остался. В итоге на вызовы к пациентам выезжают неполные бригады, состоящие из одного медработника (по стандартам их должно быть как минимум два).

«Страдает качество оказания медицинской помощи населению, — говорится в заявлении профсоюза. — Из-за нехватки бригад часто не выполняется федеральный 20-минутный норматив прибытия на экстренный вызов. Из-за усталости выездного персонала растет риск врачебных ошибок».

Сотрудники скорой требуют увеличить количество реанимационных бригад и повысить уровень оклада до средней зарплаты по региону. Они напоминают, что именно такое требование содержится в майских указах Владимира Путина от 2012 года.

Требования отправлены губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву, депутатам Законодательного Собрания и в региональный Минздрав.

Пельмени и регламент
Более 30 сотрудников скорой помощи встретились с сопредседателем Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андреем Коновалом недалеко от Пензенской областной станции скорой медицинской помощи, в сквере «Журавли». Они говорили про медленную смерть пензенской медицины.

Медсестра с подстанции скорой помощи № 2 рассказала, что из семи линейных бригад работают только пять или даже три:

— Специалистов не хватает, на вызовы к пациентам бросают молодых девчонок. Девчонки плачут, говорят: «Я одна не поеду». А их все равно заставляют. И отказаться нельзя, иначе уволят.

По словам одного из реаниматологов, на всю область (полтора миллиона жителей) работают всего шесть реанимационных автомобилей. Из-за этого в районы бригада может приезжать через полтора-два часа после выезда, а по регламенту должно быть 20 минут.

— По статистике Минздрава среднее время доезда у нас хорошее, потому что в самой Пензе бригады доезжают до соседнего дома за 5–10 минут, — объяснил реаниматолог. — В результате получается, что один съел тесто, другой — мясо, но все вместе мы как бы едим пельмени.

Водители пожаловались на техническое состояние автопарка скорой помощи: на некоторых машинах стоит разнопрофильная резина, неисправны мигалки и электрика, разбиты подвески. Если они откажутся такую машину принимать, говорят водители, их вызовут на ковер и начнут искать крайних. Рассказали историю: две недели назад один из водителей получил сменный «Ситроен», поскольку его основная машина сломалась, резкий запах солярки в салоне он почувствовал сразу, но диспетчер сказал, что надо работать и ездить на вызовы к пациентам. Примерно через пять часов у водителя начались головная боль, тошнота, стали неметь руки и ноги. У него обнаружили признаки отравления угарным газом. Как оказалось, в двигателе автомобиля не работала форсунка, дизельное топливо испарялось в салон. Угарным газом дышали не только сотрудники бригады, но и пациенты, которых они перевозили.

Второй пример. Не так давно на ремонт в Пензу отправляли автомобиль скорой помощи из районного центра Городище. Нужно было отремонтировать двигатель, коробку передач и заменить проводку. Но по факту заменили только топливный насос. «Отремонтированный» автомобиль смог доехать только до Городища, где снова сломался и стоит уже несколько недель.

Андрей Коновал предложил сотрудникам скорой помощи фиксировать все эти нарушения и предавать их огласке.

— Надо поднимать вопрос перед областным Минздравом, — считает он. — Потому что создана система работы, при которой нарушается временной норматив доезда до пациента. Налицо нарушение федерального закона. Поэтому пусть руководители сами объясняются с населением, почему люди умирают или остаются инвалидами из-за того, что вы не успеваете приехать к ним вовремя. У вас по факту количество реанимационных бригад в три раза меньше, чем должно быть по федеральным нормам. Получается, что руководство станции скорой помощи и областные чиновники сознательно создают ситуацию, когда бригада физически не может успеть на вызов по установленной норме в 20 минут.

Как будет проходить забастовка
Протест работников скорой помощи начался еще в марте. Почти три месяца они рассказывали местным журналистам о сбоях в работе системы здравоохранения и просили областную власть обратить на это внимание. Но вместо решения проблем, по их словам, началось «избирательное дисциплинарное преследование работников, выступающих за соблюдение своих трудовых прав».

После того, как двум медсестрам и одному водителю были объявлены выговоры, сотрудники скорой помощи решили перейти к другим формам протеста и объявить итальянскую забастовку.

По словам председателя пензенского регионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Павла Кузнецова, итальянская забастовка не означает, что сотрудники скорой помощи откажутся от работы или обслуживания пациентов.


— Это будет работа в четком соответствии с правилами Трудового кодекса РФ и Порядком оказания скорой медицинской помощи, — пояснил Кузнецов. — Это форма протеста, при которой сотрудники скорой помощи будут предельно строго исполнять свои должностные обязанности и правила. А так как нарушений в работе областной станции скорой помощи достаточно много, то неизбежны сбои в работе.

Итальянская забастовка начнется 27 мая. С этого дня часть фельдшеров и медсестер выездных бригад будут отказываться от работы в составе неукомплектованной бригады.

С 10 июня к протесту планируют примкнуть водители автомобилей скорой помощи, которые откажутся принимать машины с техническими неисправностями.

В начале июня запланирован массовый пикет сотрудников скорой помощи. Уведомление о его проведении они направят в администрацию Пензы в ближайшие дни.

Как реагирует руководство
23 мая заведующий Центральной подстанцией скорой помощи в Пензе Михаил Тихомиров отказался общаться с сопредседателем межрегионального профсоюза Андреем Коновалом.

— Дорогие мои, так не поступают! — обратился Михаил Тихомиров к своим сотрудникам. — Происходит все кверху ж.пой!

— Я это заметил, — согласился с ним Андрей Коновал, ставший свидетелем диалога (видеозапись есть в распоряжении редакции). — Мне тут рассказали, как у вас в области скорая помощь работает.

В 10 часов 40 минут 24 мая председателю регионального профсоюза «Действие» Павлу Кузнецову позвонили и потребовали в течение 20 минут явиться на прием к Оксане Чижовой — она исполняет обязанности министра здравоохранения Пензенской области вместо Владимира Стрючкова, задержанного по подозрению в изнасиловании.

— Я сказал, что физически не успею доехать за 20 минут до Минздрава, — рассказал Павел Кузнецов «7×7». — Они требовали, чтобы со мной приехали еще несколько сотрудников скорой, которые принимают активное участие в работе профсоюза. Я предложил назначить встречу хотя бы на 14 часов, но в ответ на том конце бросили трубку.

Еще через несколько минут, по словам Павла Кузнецова, на пульт диспетчера скорой помощи поступил звонок, что необходимо направить две бригады реанимации в здание областного Минздрава. После того, как сотрудники реанимационных бригад примчались с мигалками к крыльцу учреждения, их встретил Михаил Тихомиров с секундомером в руках.

— Он сказал, что это была проверка времени доезда, — сказал Кузнецов. Он расценивает это как элемент давления на региональный профсоюз «Действие», поскольку основной движущей силой в нем являются именно реаниматологи.

По словам нескольких работников скорой помощи, примерно в это же время руководство сообщило им, что 24 мая в 15 часов они могут пообщаться с представителем губернатора. Руководителей профсоюза «Действие» на эту встречу не пригласили.

Главный врач Пензенской областной станции скорой медицинской помощи Владимир Атякшев в интервью региональному информационному агентству Пензенской области опроверг информацию о готовящейся забастовке.

— Официальных уведомлений о забастовке мне не поступало, — заявил он. — У нас есть свой профсоюз без названия «Действие». От нашего профсоюза жалоб и предупреждений о забастовке не было.

Корреспондент «7×7» приехал на Пензенскую областную станцию скорой медицинской помощи к 15 часам для освещения встречи работников с представителем губернатора, но узнал, что встречу отменили.

«Свой» профсоюз
Председатель профсоюза работников Пензенской областной станции скорой медицинской помощи (видимо, эту организацию Владимир Атякшев называл «своим профсоюзом») Вячеслав Антонов подтвердил, что работники скорой помощи жалуются на низкую зарплату и что коллеги из профсоюза «Действие» начинают итальянскую забастовку с понедельника, 27 мая. Он считает, что руководство скорой помощи должно вернуть работникам оплату стажа в размере 80% от оклада, оплату ночных часов и стимулирующие надбавки. По его мнению, именно из-за падения уровня зарплаты уходят специалисты и растет нагрузка на остальных работников.

В скорой помощи работают 2,5 тысячи человек, из них в профсоюзе, который возглавляет Вячеслав Антонов, состоят 327 человек.

— Недовольные есть, — резюмировал Вячеслав Антонов. — Мы тоже готовы поддержать итальянскую забастовку при условии, что она будет проходить без нарушений закона и что в результате не пострадают больные и работники.

Евгений Малышев, «7×7».