Хорошевский районный суд частично удовлетворил исковые требования Инги Кривицкой, бывшей заключенной ИК-2 Мордовии, к движению «За права человека», его лидеру Льву Пономарёву и главе движения «Русь сидящая» Ольге Романовой. Поводом для обращения Кривицкой стало ее недовольство высказываниями правозащитников о пытках в исправительных учреждениях. В 2017 году Инга Кривицкая участвовала в срыве пресс-конференции правозащитников, посвященной пыткам, состоявшейся в июне 2017 года, а осенью 2018 года основала собственную организацию под названием «Русь сидящая», которое, по-видимому, не случайно совпало с названием давно существующей организации Ольги Романовой.

Примечательно, что сама бывшая заключенная на оглашении решения суда не появилась. Вместо нее дело уже давно ведут как минимум 2 профессиональных юриста.

В качестве доказательств того, что Кривицкая была на хорошем счету в ИК-2 Мордовии, ее представители приобщили некое письмо якобы за подписью начальника УФСИН по республике Мордовия Л.В. Мустайкина, в котором имеются довольно странные формулировки и противоречия.

В частности, в документе сказано, что Кривицкая «неоднократно поощрялась правами начальника ЛИУ». Кроме того, в разных частях документа имеются противоречивые сведения о том, привлекалась ли Кривицкая к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка отбывания наказания и режима содержания.

В любом случае, никакие положительные характеристики Кривицкой, полученные от руководства ФСИН, не могут опровергнуть факт наличия пыток в исправительных учреждениях Мордовии. Более того, практика показывает, что часто именно заключенные, сотрудничающие с администрацией исправительных учреждений, помогают истязать других заключенных, сами же при этом наделяются различными привилегиями. Тем не менее, суд отказался проверять имеющиеся в деле сведения о жестоком обращении с заключенными на соответствие действительности.

Судья отказала в допросе многочисленных свидетелей, о вызове которых ходатайствовало Движение и Пономарев, в том числе и ведущей пресс-конференции журналистки Анастасии Зотовой, несмотря на то, что та явилась в судебное заседание. Не допросил суд и женщин-заключенных, указавших на Кривицкую как на лицо, участвовавшее в избиениях.

Отказала судья и в назначении лингвистической экспертизы высказываний, которыми была недовольна Кривицкая, несмотря на то что об этом просили представители и Истца, и Ответчика.

В итоге 24 мая 2019 г. судья огласила резолютивную часть решения, в которой постановила признать недостоверными и порочащими репутацию Кривицкой сведения, озвученные на пресс-конференции, о наличии в колониях активисток, участвующих в избиении женщин, а также сведения, опубликованные на сайте zaprava.ru о том, что имеются свидетельства женщин-заключенных о сотрудничестве Кривицкой с администрацией ИК-2 Мордовии и ее участии в избиениях, а также аналогичные сведения, опубликованные Ольгой Романовой в социальной сети фейсбук. Кроме того, суд взыскал с Романовой О.Е. компенсацию морального вреда в размере 70 тысяч рублей, а с ООД «За права человека» и Пономарева Л.А. — по 50 тысяч рублей.

Мы считаем состоявшееся решение Хорошевского суда необоснованным, поскольку суд отказался от установления истины по делу. В ближайшее время нами будет подготовлена и подана апелляционная жалоба в Московский городской суд.