Пять дней после получения постановления судебных приставов будет у многодетной семьи Миляуши Терсковой, чтобы вместе с детьми выехать из квартиры на улицу. На шестой день ее и детей приставы имеют право просто выставить на улицу. 11 марта Верховный суд РТ принял в отношении семьи решение о выселении из аварийного жилья, купленного за счёт материнского капитала, без предоставления другого жилья в собственность. Апелляционное решение вступило в силу со дня принятия.

- Я обрадовалась, когда на суде увидела поддержку Удачиной и Сабурской, уполномоченных по правам ребенка и человека, которые прислали отзыв в нашу пользу, увидела прокурора - у меня дома несколько писем из прокуратуры, где написано, что по ст. 57 мне положено внеочередное жилье. Я думала - все за нас, а один исполком не в праве решать. У меня все внутри опустилось, когда вышел прокурор Кириллов и произнес - ничего не давать, выселить по выкупной цене. Потом суд удалился на совещание и зачитал такое же решение, как слова прокурора, - рассказала Миля Терскова корреспонденту "Активатики". - Компенсация квартиры на сумму меньше маткапитала должна преследоваться законом и пресекаться со стороны государства в пользу детей-собственников! Прокуратура должна подавать иски на исполком со стороны государства, а здесь наоборот... на улицу.

Выкупная цена, о которой шла речь в решении - это 281 тысяча, что меньше маткапитала, внесенного в оплату квартиры. Кроме маткапитала женщина внесла ещё около 350 тысяч рублей, взятых в кредит. Общий расход на однокомнатную квартиру составил около 800 рублей.

Миля - из многодетной семьи, много мыкалась по общагам, поэтому первое, что она сделала, получив маткапитал на рождение второго ребенка - купила квартиру. Не абы где - в хорошем кирпичном доме в центре Зеленодольска, хотя на эти же деньги могла купить в бараке большей площади. Чтобы у детей - не как у нее - точно был свой угол в собственности.

По иронии судьбы сейчас государство в лице Зеленодольского исполкома, подавшего иск, прокурора, иск поддержавшего, и Верховного суда, иск удовлетворившего - сделали Милю и детей бездомными.

Ранее странно повел себя Пенсионный фонд (он проводит сделки при выделении маткапитала), куда Терскова обращалась: сначала он одобрил сделку с домом, который оказался по бумагам аварийным, а затем не принял никаких мер против того, что в качестве компенсации за жильё исполком выделяет сумму меньше, чем выделенный государством маткапитал. А представитель местной опеки вообще посоветовала Миле сдать детей в детский дом, если снимать жилье или платить ипотеку не на что.

За права детей Миля борется упорно, отчаянно: рискнула встать с пикетом у Госсовета РТ в день приезда Путина в Казань, вставала с плакатом на трассе у въезда в Зеленодольск, бегает, показывая и рассказывая приезжим журналистам какие на самом деле дома были признаны аварийными, судится в судах разных инстанций, охраняет свой дом от мародеров, которые вырезают батареи и бьют окна в опустевших соседских квартирах, приводя добротный дом из красного кирпича в вид нежилой и стремный... На окнах милиной однушки - кованая решетка, беленые наличники. За ними горит свет. Пока ещё...

О том, что дом аварийный, Миля узнала в 2016 году, когда начался процесс о принудительном выкупе в связи с тем, что не выполнены требования администрации "снести дом собственными силами". В 2012 году, когда Миля покупала квартиру, о том, что дом включен в список аварийных в 2011 году, не знала ни Терскова, ни Пенсионный фонд, который одобрил сделку с маткапиталом.

Летом 2018 года Зеленодольский райсуд по иску исполкома уже принял решение о выселении, но с предоставлением другого жилья в соцнайм. Именно это решение исполком оспорил в Верховном суде. Рассмотрение несколько раз переносилось. В это время администрация предложила Миле Терсковой трёхкомнатную квартиру в доме 2012 года постройки, и даже сделала там ремонт после предыдущих жильцов. Но, как отмечает Терскова, не в соцнайм.

- Все журналисты, в том числе московские, с которыми я общалась, говорили, что я имею право на жилье в собственность, и за это я боролась до последнего. Для меня важно, чтобы мои дети имели права на это жилье. Я могла бы согласиться и на социальный найм, но не на коммерческий. И не на временное жилье. Разница в том, что платеж за коммерческий найм в разы больше, такое жилье нельзя наследовать, нельзя оформить в собственность. А из временного жилья можно выселить через 11 месяцев вникуда. Я не отказывалась переезжать, я отказалась подписывать документы, которые лишили бы меня и моих детей собственности, - рассказала Миля Активатике.

- По Терсковой получилось очень странно. Суд принял решение: выселить на улицу и отменить решения суда первой инстанции в части предоставления социального найма, потому что в суде первой инстанции тогда она это требование не заявляла, настаивала на предоставлении в собственность. В сегодняшнем процессе меня больше всего поразило выступление прокурора. Он должен был дать оценку в части требований о выселении. Однако прокурор Кириллов дал оценку по всем пунктам решения суда (которое на этот момент ещё не было принято). То есть он сказал, что предоставление другого жилья по договору найма не законно, на предоставление в собственность Терскова не имеет права. То есть фактически это прокурор выступил против Терсковой, и этим существенно нарушил закон, - рассказал "Активатике" юрист, представляющий интересы аварийщиков Сергей Сычев.