«Трансперенси Интернешнл Россия» провела расследование о том, как в России за последние несколько лет более четверти всех госконтрактов без конкурса было отдано подрядчикам, близким к правительству и первым лицам государства. Это стало возможным благодаря тому, что российское законодательство позволяет миновать конкурентные процедуры при госзакупках, если президент или правительство назначают подрядчика напрямую. Причем совершенно не важно, о какой именно закупке идет речь, будь то разработка нового вида оружия или доставка президентских открыток ветеранам.

Так, например, только в 2017 году президент России Владимир Путин и правительство РФ под руководством Дмитрия Медведева подписали не менее 93 актов (указов, постановлений и распоряжений) о проведении разного рода закупок у единственного поставщика. На основании этих актов было заключено (без проведения конкурса) 3837 контрактов на общую сумму свыше 418 млрд рублей, говорится в расследовании «Трансперенси». Контракты были заключены на выполнение геодезических работ, воинских железнодорожных перевозок; разработку оборудования для экспериментального термоядерного реактора; доставку поздравлений президента участникам Великой Отечественной войны; содержание Приморского океанариума; изготовление, оформление паспортно-визовых и иных документов, бланков; закупку иммунобиологических препаратов для Минздрава и ФСИН, моторного топлива для Росгвардии и т. д.

26,28% контрактов заключено без проведения конкурса26,28% контрактов заключено без проведения конкурсаСайт госзакупок

Интересно, что из 93 актов, изданных президентом и правительством, в 45 — не указаны основания для заключения контрактов с определенными подрядчиками, 34 актов вообще нет в открытом доступе (31 акт предназначен лишь для служебного пользования, еще 3 акта считаются секретными).

В расследовании «Трансперенси» говорится, что львиная доля всей суммы по контрактам, заключенным без конкурса, — почти 400 млрд рублей, — приходится на 499 контрактов с начальной стоимостью более 30 млн рублей. Так, в 479 контрактах в качестве заказчиков выступают федеральные органы исполнительной власти (из них 162 контракта заключены органами и организациями, подчиненными президенту, 317 — правительству). 17 контрактов заключены на региональном уровне. По одному контракту заключили Генеральная прокуратура, Верховный суд и Центризбирком.

Почти 400 млрд рублей в 2017 году распределили между 112 подрядчиками, 81 из которых полностью или частично принадлежит федеральным органам исполнительной власти.

Еще 31 подрядчик принадлежит физическим лицам и частным организациям, среди которых, уверены в «Трансперенси», нет случайных — это АО «Крокус Интернешнл» (Арас Агаларов), ООО «Стройгазмонтаж» (Аркадий Ротенберг), ООО «Спорттовары Боско» (Михаил Куснирович), ООО «Дружба народов» (Борис Кантемиров), АО «ОЗК» (Зиявудин Магомедов), адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» (Николай Егоров), АО «ВАД» (Виктор Перевалов) и другие.

Сайт «Трансперенси Интернешнл Россия»

В «Трансперенси» уверены, что при заключении госконтрактов без проведения конкурса возникают две основные проблемы: неэффективное использование денег при определении в качестве единственных исполнителей подведомственных федеральным органам исполнительной власти структур, а также возникновение фаворитизма и кронизма (в России это явление часто называют кумовством). Для подтверждения своих выводов «Трнасперенси Интернешнл Россия» приводит пять конкретных примеров.

Закупка лекарств и медицинских изделий

На основании двух президентских и двух правительственных постановлени

й Минздрав, ФСИН и пять медицинских учреждений, подведомственных Управлению делами президента, заключили в 2017 году 266 контрактов на общую сумму около 18,5 млрд рублей. Подрядчиками определили АО «Нацимбио», ФГУП «РМП "Медтехника"» и ФГУП «Межбольничная аптека». Во всех случаях подрядчики закупали предусмотренные контрактами товары, работы и услуги у субподрядчиков и перепродавали заказчикам по более высокой цене.

В 2017 году на основании распоряжения правительства ФСИН заключила 36 контрактов на общую сумму 681 млн рублей с компанией «Нацимбио». Фармацевтический холдинг приобрел все лекарства и медицинские изделия по этим контрактам у других поставщиков. Семь из них — производители, трое — посредники (причем в двух из трех работает по одному сотруднику). «За счет разницы цен в 2017 году АО «Нацимбио» заработало на закупках для ФСИН 84 млн рублей», говорится в расследовании «Трансперенси», где приводится полная таблица расчетов.

Кроме того, по распоряжению президента одни подведомственные Управделами президента учреждения закупают у других подведомственных Управделами организаций медицинские изделия и лекарства, последние приобретают товары и услуги у частных поставщиков по более низким ценам, также используя неконкурентные процедуры. В частности, в ноябре 2017 года ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» заказал у ФГУП «РМП "Медтехника"» нейроэндоскопическую стойку с принадлежностями (приспособление для сложных операций на мозге) за 24,9 млн рублей. А «Медтехника» в свою очередь закупила у единственного поставщика, ООО «Мир и Здоровье», ту же самую стойку за 23,6 млн рублей, заработав на этом больше 1,2 млн рублей. Еще ряд аналогичных примеров приведен в таблице.

Строительство детсадов, школ и санаториев
В 2017 году на основании распоряжений президента Управделами заключило 19 контрактов дороже 30 млн рублей с единственным поставщиком на общую сумму более 9 млрд рублей. Контракты заключали на строительные работы на различных объектах Управделами: в детских лагерях и школах, лечебно-оздоровительных комплексах и на автобазах. Главным подрядчиком стало «Ремонтно-строительное управление «Управления делами Президента Российской Федерации»» (ФГУП «РСУ»). 9 из 15 контрактов ФГУП не стало исполнять самостоятельно, а передало на субподряд, говорится в расследовании «Трансперенси». Причем в большинстве случаев ФГУП «РСУ», будучи субподрядчиком, проводило открытые конкурентные процедуры (запросы предложений), в которых, как правило, участвовало двое и больше потенциальных подрядчиков. Ими выступили обычные коммерческие компании ООО «Каскад-энерго», ООО «Ремтехник», ООО «Гарантия» и другие.

Это говорит о том, что на этом рынке есть конкуренция, и многие компании были готовы побороться за контракты. Поэтому есть основания полагать, что заключать контракты без конкурса не было необходимости.
В результате разница между суммами госконтрактов и договоров субподряда составила около 787 млн рублей, которые заработало ФГУП «РСУ». Иными словами, схема с единственным поставщиком, который затем перепоручает исполнение контрактов субподрядчикам, нужна лишь затем, чтобы поставщик зарабатывал на разнице.

Примечательно, что сроки исполнения контрактов при умении использовать лазейки в законах можно сдвигать по своему усмотрению, формально ничего не нарушая. Например, если бюджетные ассигнования уменьшаются, заказчики могут продлевать сроки выполнения работ, если их нормальное выполнение невозможно без части урезанного финансирования. При этом подрядчик должен уведомить заказчика, что не может исполнить контракт в срок и обосновать причину. Например, по федеральной адресной инвестиционной программе заключен контракт на 1,1 млрд рублей на реконструкцию объектов социальной инфраструктуры ФГБУ «Санаторий "Красные камни"» Управления делами президента РФ (Кисловодск, Ставропольский край). Контракт предполагал завершение работ в срок до декабря 2018 года, однако в сентябре заказчик и подрядчик подписали дополнительное соглашение, немного изменив суммы бюджетных ассигнований по годам (изначально всю сумму должны были выплатить подрядчику до конца 2018 года, но затем стороны договорились перенести оплату 80 млн рублей на 2019 год). Это позволило продлить сроки исполнения контракта почти на год, до октября 2019 года.

Закупка юридических услуг
Несколько раз российское правительство назначило единственным поставщиком юридических услуг петербургское адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Из этих контрактов два превысили 30 млн рублей: один — контракт Росимущества на представление интересов России в споре с индийскими акционерами совместного предприятия по производству титановых продуктов на 80 млн рублей, другой — контракт Минфина на участие в арбитражном процессе в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма о взыскании денежных средств по соглашению о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» на 250 млн рублей.

Важно, что в обоих контрактах было оговорено право адвокатского бюро привлекать юристов и других специалистов со стороны. Получается, что адвокаты бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» не были обязаны исполнять принятые на себя обязательства лично. Распоряжения правительства в данном случае выглядят весьма сомнительными, если учесть, что адвокат Николай Егоров является однокурсником Владимира Путина.

Ремонт КПП в Кыргызстане
В 2017 году Федеральная таможенная служба заключила с АО «Крокус Интернешнл» бизнесмена Араса Агаларова 10 контрактов на общую сумму 2,1 млрд рублей. В основном они касались реконструкции пограничных и контрольно-пропускных пунктов в Кыргызстане и поставку оборудования в ветеринарные лаборатории. Все контракты заключили для исполнения соглашения между правительствами Российской Федерации и Киргизской Республики. На основании распоряжения правительства Россия помогает Кыргызстану интегрироваться в Евразийский экономический союз. В соглашении между странами особо прописано, что единственный исполнитель «Крокус Интернешнл» получит заказы на сумму до 127 млн долларов США (около 8, 5 млрд руб.)

Если судить по сайту госзакупок, автомобильные пропускные пункты реконструируют без конкурса только на российско-киргизской границе: Федеральная таможенная служба отдает все подряды «Крокус Интернешнл» напрямую.
Так же происходит и с поставками лабораторного оборудования, говорится в расследовании «Трансперенси».

Интересно, что работу таможни в период заключения контрактов курировал глава ВЭБа Игорь Шувалов, который тогда занимал должность первого вице-премьера кабинета министров. По данным ряда СМИ, Арас Агаларов и Игорь Шувалов являются давними друзьями. В Кыргызстане в свою очередь не понимают, почему именно компания Агаларова была выбрана для исполнения подряда. По словам председателя Государственной таможенной службы Кыргызстана Азамата Сулайманова, «это было условием со стороны России как страны, выделяющей грант».

Магомедовы
В сентябре 2017 года Министерство сельского хозяйства заключило контракт с АО «Объединенная зерновая компания» («ОЗК») на оказание агентских услуг по приобретению сельскохозяйственной продукции. Стоимость таких услуг составила 141,9 млн рублей. Контракт заключили в соответствии с распоряжением правительства, определившего АО «ОЗК» единственным исполнителем закупок Минсельхоза России в 2017 году по проведению государственных закупочных и товарных интервенций. При этом до 2017 года Минсельхоз отбирал агентов для зерновых интервенций через открытые конкурсы.

Отметим, что ранее акционером АО «ОЗК» помимо Росимущества было ООО «ИНВЕСТОР», принадлежащее Зиявудину Магомедову, председателю совета директоров группы «Сумма», которого сейчас обвиняют в организации преступного сообщества, мошенничестве и растрате. В интервью «Ведомостям» Магомедов заявлял, что давно дружит с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Уже после ареста Магомедовых в апреле 2018 года «Новая газета» писала, что Магомедов оказывал существенное влияние на управление АО «ОЗК», поскольку генеральным директором предприятия был назначен помощник Дворковича Сергей Левин.

«По результатам анализа закупок на основании актов президента и правительства мы подготовили доклад, который будет направлен в Госдуму, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов, Счетную палату России, а также иные структуры, осуществляющие контрольные и надзорные функции в сфере государственных закупок. Он содержит общую оценку ситуации с госзакупками по этим основаниям, наши выводы и предложение внести изменения в закон «О контрактной системе», — сообщили представители «Трансперенси Интернешнл Россия».