В Кирове скончалась трехлетняя девочка, которую мать оставила дома одну на несколько дней. По подозрению в халатности следователи задержали заведующую детской поликлиникой Кировской клинической больницы №7 имени В. И. Юрловой Тамару Пермякову. 28 февраля сто врачей детских поликлиник написали заявления об увольнении в знак протеста против действий следствия. В тот же день женщину отпустили из следственного изолятора, в ситуацию вмешались прокуратура и президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Подробнее ― в обзоре «7x7».


Что случилось
В Кирове 20 февраля в квартире на улице Щорса бабушка обнаружила тело трехлетней внучки, которая, как предварительно полагают следователи, умерла от обезвоживания. По их версии, 21-летняя мать оставила ребенка одного дома на несколько дней. Региональное управление Следственного комитета возбудило в отношении матери уголовное дело по пунктам «в» и «д» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса («Убийство малолетнего с особой жестокостью»). В сообщении ведомства сказано, что девочка жила в условиях антисанитарии, мать родительские обязанности «по воспитанию и содержанию дочери длительное время не исполняла».

Было возбуждено уголовное дело о халатных действиях «неустановленных сотрудников системы органов профилактики и учреждений здравоохранения».

― По версии следствия, какая-либо профилактическая работа должностными лицами системы органов профилактики в отношении указанной семьи не велась, опасная для ребенка ситуация выявлена не была, медицинский контроль за состоянием малышки учреждениями здравоохранения прекращен в декабре 2016 года, ― сообщили в управлении СК.

Что сделали следователи
Мать погибшей девочки заключили под стражу 22 февраля. Следователи допросили участкового, инспектора по делам несовершеннолетних, получили сведения о сообщениях от соседей. Они изъяли медкарту ребенка, допросили сотрудников поликлиники, где наблюдался ребенок до конца 2016 года, в том числе патронажную участковую медсестру, педиатра, заведующую поликлиникой, изучили нормативные документы, регламентирующие организацию и работу учреждения, должностные инструкции персонала.

Спустя пять дней 27 февраля заведующую детской поликлиникой при Кировской клинической больнице №7 имени В. И. Юрловой Тамару Пермякову задержали в качестве подозреваемой:

― По версии следствия, при попустительстве заведующей поликлиники в результате ненадлежащего, халатного исполнения своих прямых обязанностей, девочка более двух лет была лишена предусмотренного действующим законодательством медицинского контроля за ее здоровьем, что, несомненно, квалифицируется как ситуация, опасная для ребенка, ― сообщили в СК 28 февраля.

Увольнения в знак протеста
Предприниматель из села Великорецкое Александр Шустов 28 февраля написал на своей странице в соцсети, что сотрудники семи детских поликлиник и детского клинико-диагностического центра намерены уволиться в знак протеста против ареста их коллеги.

Главврач детского диагностического центра Мария Савинова на пресс-конференции 1 марта подтвердила факт массового написания заявлений педиатров об увольнении.

― Заявления действительно были написаны, вчера вечером они оказались на моем рабочем столе. Однако ситуация под контролем, с каждым лично была проведена беседа, сейчас все врачи-педиатры работают в штатном режиме, выполняют свой долг, ― сказала она.

По ее словам, заявления об увольнении «единодушно» написали сто врачей.

Кто отреагировал
Заведующую поликлиникой Тамару Пермякову 28 февраля отпустили из изолятора временного содержания после вмешательства президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля. Рошаль заявил, что в России продолжаются «вопиющие случаи, когда без доказательства вины следователи на врачей надевают наручники, распространяют обвинения без судебного доказательства вины в СМИ».

Прокуратура Кировской области 1 марта сообщила, что проверит соблюдение органами следствия конституционных прав граждан. Письмо с этой просьбой подали в прокуратуру Ассоциация медицинских работников Кировской области и профсоюз работников здравоохранения.

― 28 февраля заведующая детской поликлиникой при отсутствии оснований для избрания ей меры пресечения в виде заключения под стражу была освобождена из изолятора временного содержания. Органами прокуратуры изучаются материалы уголовного дела на предмет законности проведения процессуальных действий следователя, в том числе при задержании медицинского работника и ее помещении в изолятор временного содержания, ― говорится в сообщении надзорного ведомства.

На пресс-конференции 1 марта губернатор Кировской области Игорь Васильев отметил, что «произошла страшная трагедия» и сейчас нужно, чтобы расследование прошло без давления на работников здравоохранения. По его словам, их, как и учителей, нужно беречь, так как они работают за «небольшую зарплату, влюбленные в свою работу».

Министр здравоохранения региона Андрей Черняев заявил, что они «с первой минуты держали руку на пульсе». Президент Ассоциации медицинских работников Кировской области Елена Томинина сказала, что у сообщества медработников есть сомнения в обоснованности заключения под стражу их коллеги:

― Причинно-следственная связь должностных инструкций конкретно заведующей со смертью девочки отсутствует. Конечно, это трагедия, но обвинение уже предъявлено ее маме. Мы надеемся на грамотное, обоснованное расследование.

Как объяснила Мария Савинова, чтобы больница могла подключить все органы профилактики, ребенка должны были увидеть в социально опасном положении. В данном случае погибшая девочка до восьми месяцев находилась под наблюдением врача, мать все предписания специалиста выполняла, ребенок развивался нормально, был накормлен и одет, его посещали педиатр и участковая медсестра. Внешне семья на тот момент не вызывала подозрений, и ее не поставили на учет. Когда ребенка перестали привозить в больницу, его начали искать: звонили в квартиру и матери, в дальнейшем врачу по телефону сообщили, что семья переехала.3

Губернатор Васильев 1 марта встретился с главными врачами медицинских учреждений Кирова. Пока на встрече присутствовали журналисты, Игорь Васильев говорил, что дополнительно нужно разобраться, где был участковый, управляющая компания и соседи.

― Делать здесь крайним доктора нельзя, и никто не даст [этого сделать], ― сказал он.

Он зачитал сообщение от министра здравоохранения России Вероники Скворцовой: она просила передать врачам, «что мы не позволим незаслуженно их обижать». Васильев назвал массовые заявления педиатров выражением гражданской позиции: «Мы на правильном пути. Мы — коллектив, мы можем бороться за свои права».

Что думают юристы
Кировский юрист Ян Чеботарёв считает, что такое единодушие педиатров в поддержку стало результатом излишней поспешности следствия.

― Я усомнюсь в наличии в действиях заведующей состава халатности вообще, не усматриваю прямой причинно-следственной связи между ее действиями или бездействием и смертью ребенка, ― сказал он в разговоре с «7x7».

По мнению московского адвоката Даниила Бермана, законных оснований для взятия заведующей под стражу не было.

― Врач, как правило, имеет постоянное место жительства, постоянный доход, он трудоустроен. Предположения, что врач могла скрыться от следствия или оказать давление на свидетелей, представляются абсурдными. Особенно возмутительными выглядят растиражированные кадры с задержанием этой несчастной, которая выглядит запуганной и до крайней степени подавленной. А щелчок наручников на руках маленькой забитой женщины выглядит особенно чудовищным. Я не могу себе представить юриста со специализацией в области уголовного права, который мог хотя бы предположить, в чем именно может заключаться преступление этой женщины.

Он отметил: эту женщину отпустили, но ситуация заставляет задуматься о других людях, «за которых некому поручиться, и они месяцами гниют в следственных изоляторах в ожидании суда».