Свозить одного диктатора на встречу с другим? Привезти российских "военных советников" и "частных инструкторов" в Судан или Центральноафриканскую Республику? Свозить генералов на переговоры в Ирак? За проезд можете не передавать, заплачено из бюджета. Радио Свобода рассказывает об авиационной маршрутной сети российского Министерства обороны, которая охватывает Ближний Восток и Африку. Мы также проверили, действительно ли россияне, которые, по утверждению Службы безопасности Украины, летают этими самолетами, находятся сейчас в Судане и являются бойцами "ЧВК Вагнера".

10 января британская газета The Times сообщила со ссылкой на свои источники, что в Судане, охваченном сейчас антиправительственными протестами, действуют наемники из российской "ЧВК Вагнера", тесно связанной с Министерством обороны и ГРУ. В июне 2018 года о контрактах "ЧВК Вагнера" на добычу суданского золота со ссылкой на неназванные источники рассказывало российское издание The Bell. В ноябре 2018-го агентство Bloomberg написало о бизнес-интересах "ЧВК Вагнера", которой руководит "повар Путина" Евгений Пригожин, в других африканских странах, включая Ливию и Центральноафриканскую Республику (ЦАР). Именно в ЦАР в июле 2018 были убиты трое россиян, приехавшие в эту страну, чтобы расследовать деятельность "ЧВК Вагнера".

28 января Служба безопасности Украины выложила на своем сайте имена и фамилии 149 россиян и граждан других бывших советских республик, которые, по данным спецслужбы, являются наемниками "ЧВК Вагнера" и в данный момент находятся в Судане. Помимо имен, были опубликованы данные внутренних и заграничных паспортов некоторых из них – если верить СБУ, заграничные паспорта "вагнеровцам" выдавали в том же отделении ФМС 77001, в котором получали документы "солсберецкие туристы" "Петров" и "Боширов", а также несколько ВИП-персон, например, Жерар Депардье, ставший в 2013 году гражданином России. Кроме того, как утверждает СБУ, номера загранпаспортов "вагнеровцев", как и номера паспортов Петрова/Мишкина и Боширова/Чепиги, отличались друг от друга всего на 1 цифру.

Многие из людей, чьи имена были выложены на сайте СБУ, по данным этой спецслужбы, в 2014–2015 годах участвовали в боевых действиях на территории Украины. За три дня до этой публикации, 25 января, СБУ опубликовала еще один материал, в котором утверждается: Министерство обороны России в лице ФГБУ "223 лётный отряд" заключило контракт с фирмой Пригожина "М Инвест" на перевозку наемников из России в Сирию, Судан, Ливию и ЦАР. "М Инвест" не раз связывали с Пригожиным и "ЧВК Вагнера" авторы независимых расследований о его деятельности. Сам Пригожин на этой неделе в интервью The Bell в очередной раз отверг свою причастность к "ЧВК Вагнера" и заявил, что "никаких частных военных компаний в России не существует".

В среду, 30 января, независимая расследовательская группа Bellingcat подтвердила достоверность части данных, опубликованных СБУ. В Bellingcat воспользовались базой данных внутренних перелетов граждан России с 2014 по 2016 год, которая доступна для покупки в интернете. Отчасти благодаря этой базе в прошлом году Bellingcat и российскому изданию The Insider удалось раскрыть настоящие личности "Петрова" и "Боширова". Большинство взятых для проверки имен и номеров внутренних паспортов с сайта СБУ совпали с номерами и именами в этой базе. Более того, в Bellingcat обнаружили, что многие из изученных лиц совершили лишь один перелет в своей жизни – в Краснодар. В 20 минутах езды от аэропорта Краснодара, рядом с деревней Молькино, находится база спецназа ГРУ, на территории которой, по многочисленным свидетельствам, тренируются бойцы "ЧВК Вагнера".

Как бы сказать помягче

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в начале этой недели подтвердил, что российские военные инструкторы работают в Судане уже "некоторое время" в рамках "легитимных двусторонних соглашений", и добавил, что эта информация "не нуждается в каком-то детализировании". Вслед за ним заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов сказал, что речь идет, в числе прочего, о представителях "частных охранных организаций". Пресс-секретарь МИДа Мария Захарова утверждает, что эти частные охранные структуры никак не связаны с государственными органами и готовят кадры для силовых структур Судана.

Эксперты еще одной независимой группы расследователей, Conflict Intelligence Team (CIT), отмечают, что в риторике российских официальных лиц о "ЧВК Вагнера" произошел заметный сдвиг: от отрицания существования вооружённых наёмников в принципе российские власти перешли к использованию более "мягких" терминов. "Теперь это не наёмники, а "частные охранники". Не "частные военные компании", а "охранные предприятия", – говорят в CIT.

При этом Россия на официальном уровне по-прежнему не признаёт присутствия своих военных или частных инструкторов в расколотой на две части Ливии, где Кремль поддерживает главу так называемой Национальной армии Ливии, фельдмаршала Халифу Хафтара. На переговорах Хафтара с представителями Минобороны в Москве в начале ноября 2018 года был замечен Евгений Пригожин, однако в Кремле объяснили его присутствие "организацией официального обеда". В случае с ЦАР, по официальной версии российского государства, речь тоже идет всего лишь о единичных военных советниках (если быть точным, пяти) и "170 гражданских инструкторах".

ЦАР, сотрудник частной компании Sews Security Group, которую независимые расследователи связывают с Евгением Пригожиным
ЦАР, сотрудник частной компании Sews Security Group, которую независимые расследователи связывают с Евгением Пригожиным

В августе 2018-го ближайший соратник Хафтара, бригадный генерал Ливийской национальной армии Ахмед аль-Мисмари подтвердил в интервью РИА Новости, что эта вооруженная группировка поддерживает "регулярные контакты с Минобороны и МИД России". В то же время единственным официально зафиксированным случаем визита российских военных в Ливию стал заход российского авианосца "Адмирал Кузнецов" в Ливию на обратном пути из Сирии в январе 2011 года. Тогда на борт "Кузи" поднялся сам Хафтар, которому устроили экскурсию по кораблю.

Радио Свобода удалось подтвердить с помощью документов в открытых источниках, что Министерство обороны действительно совершает авиарейсы в Ливию и Судан, первый из которых состоялся как минимум 5 августа 2018 года. Мы также выяснили, в какую сумму обходится российским налогоплательщикам обслуживание этих рейсов. СБУ опубликовала маршруты двух самолетов 223-го летного отряда МО, Ту-154 с бортовыми номерами RA-85041 и RA-85155. Мы подтвердили эту информацию и выяснили из независимых открытых источников, что рейсов в Судан они совершили еще больше, чем утверждает украинская спецслужба.

В этом материале мы не будем подробно касаться регулярных и частых перевозок военнослужащих, которые осуществляются из России в Сирию самолетами Ил-76 и Ил-62 Министерства обороны, сосредоточившись лишь на деликатных поручениях, которые отданы на откуп Ту-154 223-го летного отряда. Впрочем, и они регулярностью своих полетов на Ближний Восток заслужили прозвище "сирийских маршруток".

Маршруты суданские, маршруты известные

Рейсы "маршруток" Минобороны в Сирию и другие страны Ближнего востока и Африки отслеживает не только СБУ, но и обычные активисты, которые публикуют результаты своих наблюдений за сервисом FlightRadar24 в социальных сетях: например, твиттер-аккаунт "Записки охотника", из которого, к примеру, многие пользователи интернета узнали на днях об отправке в Венесуэлу самолета российской авиакомпании Nordwind.

Радио Свобода удалось по данным сервиса FlightRadar24 установить, что самолеты 223-го летного отряда Министерства обороны РФ как минимум начиная с августа 2018 года регулярно посещали Хартум (Судан) и по одному разу Бенгази (Ливия) и Банги (Центральноафриканская Республика). Все полеты совершались с посадкой на военной базе Хмеймим в сирийской Латакии, где базируются российские воздушно-космические силы (ВКС). Данные FlightRadar24 независимо подтверждаются договорами, которые 223-й летный отряд заключил на обеспечение и обслуживание этих перелетов с коммерческими подрядчиками (подробнее об этих контрактах в следующей главе). Кроме того, некоторые из маршрутов можно сопоставить с конкретными событиями на Ближнем Востоке.

Речь идет о двух бортах: это самолеты гражданской модификации Ту-154М ("М" означает "модернизированный") с бортовыми номерами RA-85155 и RA-85041. Первый из них был произведен в 2010 году и уже становился предметом расследования и поводом для скандала. В мае 2014 года оппозиционный политик Алексей Навальный обратил внимание на то, что этот самолет совершил перелет на Сейшельские острова, знаменитые главным образом своими курортами. Члены команды Навального на основе открытых данных сделали вывод, что бортом регулярно пользуется министр обороны РФ Сергей Шойгу. В ответ на вопрос, по каким делам высокопоставленные военные чины РФ могли оказаться на Сейшелах, в Минобороны заявили, что самолет действительно побывал на Сейшельских островах, но "военнослужащих, государственных гражданских служащих, других официальных лиц и делегаций не было", так как борт, приписанный к российским ВВС, якобы совершал чартерный рейс на возмездной основе.

Второй самолет с бортовым номером RA-85041 был построен по спецзаказу Министерства обороны и совершил первый полет в 2012 году. Он стал предпоследним в истории выпущенным серийно самолетом этой модификации.