Главная страница Новости ДальРАО: Ядерные отходы из-за рубежа в Приморье ввозиться не будут

ДальРАО: Ядерные отходы из-за рубежа в Приморье ввозиться не будут

12.01.2019
Пресс-служба Приморского края

Радиоактивные отходы из-за пределов России для хранения и утилизации в Приморье ввозиться не будут. Сообщения об этом в ряде СМИ и социальных сетях директор Дальневосточного центра по обращению с ядерными отходами (ДальРАО) Константин Сиденко назвал дезинформацией.

С 2017 года в Приморье в районе города Фокино в рамках федеральной целевой программы ведется строительство регионального центра кондиционирования и длительного хранения радиоактивных отходов. Объект строится в бухте Сысоево, где сегодня хранятся контейнированные твердые радиоактивные отходы.

Создание центра вызвано необходимостью уменьшения того объема радиоактивных отходов, который скопился в Приморье с советских времен, и снижения существующего уровня радиации. Эта задача будет решаться с применением самых современных технологий, не выходя за пределы центра.

«Звучащие сегодня заявления о том, что Приморье будет превращено в “радиоактивную свалку” для приема радиоактивных отходов из Японии, не имеют под собой никаких оснований. Как минимум, это запрещено российским законодательством. Япония действительно участвует в проекте строительства центра, оказывая финансовую помощь, финансируя закупку самого современного оборудования для того, чтобы этот региональный центр соответствовал всем экологическим международным нормам. Соседняя страна Япония, так же, как и Россия, заинтересована в нормальной экологической обстановке в регионе», – подчеркнул Константин Сиденко.

Перед началом строительства центра были проведены общественные слушания, в которых участвовали жители Фокино и представители науки. На слушаниях этот проект был признан экологически безопасным и необходимым для Приморья.

Константин Сиденко добавил, что ДальРАО продолжает работать в привычном режиме, обеспечивая экологическую безопасность не только Приморья, но и всего Дальневосточного федерального округа. Здесь продолжается утилизация атомных подводных лодок и судов атомно-технического обслуживания, выведенных из боевого состава Тихоокеанского флота. Эта работа ведется успешно, и до сих пор нештатных ситуаций или аварий не возникало.

Строительство современного Дальневосточного центра кондиционирования и длительного хранения радиоактивных отходов должно быть завершено в 2020 году.

Теги:

Комментарии

Володя 19:45, 12.01.2019
Не надо обещаниями, в которые никто не верит, сглаживать обстановку; ещё 2 года назад шла речь об этом п/п по переработке ядерных отходов, против которого выступило население края. Нам, приморцам вдалбливали, что это наши, приморские ядерные отходы с подлодок ТОФа. Но ТОФ это не приморский флот а советский а потом российский и приморцы к нему имеют такое же отношение как и Москва или любой город России. А теперь прошла информация о том, что в Приморье планируется строительство Центра долговременного хранения ядерных отходов. При этом на данный момент российским правительством одобрено только проведение переговоров по данному вопросу. В них будут участвовать госкорпорация Росатом и российско-японский комитет. Предположительно, центр будет введен в эксплуатацию в 2025 году. То есть намечается большая и опасная стройка и надо, чтобы в предстоящие переговоры решили вынести это п/п в удалённое от населения, заповедников, побережья и лесов место. Надо как в цивилизованном мире делать так, чтобы для людей лучше а не ради планов громадьё и экономии на инфраструктуре, которая строилась не для этого. В конечном счёте эта экономия идёт в чей то карман. Это и будет одним из предложением по обустройству Приморского края.
орд  20:43, 12.01.2019
Ядерная катастрофа в бухте Чажма
17 декабря 2015
38

10 августа 1985 г., за год до чернобыльской катастрофы, в дальневосточной бухте Чажма при замене активных зон двух реакторов, проводившихся на подводной лодке К-431, входящей в 4-ю флотилию атомных подводных лодок ТОФ, произошла ядерная катастрофа, приведшая к радиоактивному загрязнению обширных территорий.

По мнению ряда специалистов, причина ядерной аварии в Приморье, получившей впоследствии название Чажминской, и последовавшей позже Чернобыльской, одна и та же: специалисты нарушили инструкции, свыкшись с атомом и считая, что с ним допустимо общение на "ты". Однако любое нарушение инструкции ведет к непредвиденной случайности, которая может оказаться роковой. Именно это и произошло в бухте Чажма. К сожалению, это ЧП попытались скрыть не только от широкой общественности, но и от специалистов, что уж совершенно непростительно. Многие атомщики уверены, что если бы после аварии в Чажме состоялись правдивые и развернутые доклады правительству или хотя бы министру обороны СССР, то были бы приняты соответствующие меры по проверке всех ядерных объектов страны, и второй, более грозной, чернобыльской катастрофы могло бы не произойти. И что уж совсем удивительно, даже и сегодня, спустя тридцать лет, атомная авария в Чажме по-прежнему малоизвестна.

Как все это было. Атомная подводная лодка (АПЛ) К-431 пр.675 стояла в ремонте в бухте Чажма на судоремонтном заводе №30. На ней шла плановая операция №1 — замена активных зон обоих реакторов. Непосредственно над реакторным отсеком к этому времени были вырезаны и демонтированы элементы легкого и прочного корпусов подводной лодки и установлено специальное техническое сооружение — так называемый перегрузочный домик. К АПЛ была пришвартована плавучая мастерская №133, имевшая специальное оборудование для проведения операций по замене активных зон. Но лодка стояла "третьим корпусом". Ближе к пирсу находилось плавающие контрольно-дозиметрическое судно (ПКДС), вторым от пирса — ремонтировавшаяся атомная подводная лодка К-42.

Перегрузка активных зон осуществлялась специалистами соответствующей квалификации — офицерами береговой технической базы (БТБ), которые выполнили до этого уже несколько десятков подобных операций. Однако необходимо указать, что БТБ сама нуждалась в ремонте. Построенная в конце пятидесятых годов и предназначенная для ремонта и перегрузки реакторов, а также хранения тепловыделяющих элементов активных зон атомных реакторов (ТВЭЛ), захоронения твердых радиоактивных отходов и переработки жидких, береговая техническая база по существу уже не могла выполнять эти функции. Ее сложнейшие и дорогостоящие сооружения пребывали в аварийном состоянии. Под хранилищем ТВЭЛов лопнул фундамент. Высокорадиоактивная вода, просачиваясь в трещины, стекала в океан. Система, предназначенная для переработки радиоактивных отходов, которая практически никогда не использовалась, была просто разграблена. Вместо этого "умельцы" нашли более простой способ — перекачивать радиоактивную жидкость в специально выделенный технический танкер, разбавлять ее обычной морской водой до "приемлемого уровня", а затем сливать получившуюся смесь в океан (в районах специальных полигонов). Позднее таким же способом избавлялись и от твердых радиоактивных отходов. Протесты Японии и Южной Кореи, а порой и преследование советских технических танкеров боевыми кораблями этих стран положения не изменили.

Деятельность береговой технической базы формально контролировалась техническими управлениями флотов, вернее, их специальными отделами, укомплектованными так называемыми «физиками». Но когда повсюду БТБ, можно сказать, превратились в металлолом, а для захоронения радиоактивных отходов стали использовать столь незамысловатые способы, "технари" от них решили избавиться: иначе пришлось бы в конце концов отвечать за бездеятельность и халатность. Инициатором передачи баз непосредственно флотилиям подводных лодок было, как это ни покажется странным, Главное техническое управление ВМФ СССР.

Девятого августа офицерами перегрузочной команды была успешно заменена активная зона на одном реакторе К-431, но в ходе перегрузки второго случилось ЧП. Суть в том, что когда в реактор загружаются все элементы, крышка ставится на место, "обтягивается", а затем реактор проверяют на гидравлическое давление, то есть он "надавливается водой" с усилием до 36 кг/кв. см, кормовой реактор нужного давления не выдержал, он потек еще на 12 кг/кв. см. Об этом следовало немедленно, как того требует инструкция, доложить вплоть до руководства Главного технического управления ВМФ. Возможно, так и было бы, если бы за проводимыми операциями по перезагрузке реактора следили, как это положено опять-таки по инструкции, специалисты технического управления Тихоокеанского флота (ТУ ТОФ). Но их не оказалось на лодке ни 9-го, ни 10 августа. Перегрузочная же команда решила обойтись без доклада и устранить неисправность на следующий день 10 августа своими силами. Может быть, это и удалось бы сделать, если бы не случайность, от них не зависящая. Проблема в том, что причиной течи стал посторонний предмет, который попал на уплотнительное кольцо. Было решено поднять крышку реактора, после чего очистить медное кольцо, и вернуть крышку на место. После чего вновь провести гидравлическое испытание.

И вот наступил этот трагический субботний день — 10 августа 1985 года. Офицеры из перегрузочной команды сняли крепления крышки реактора, и кран плавмастерской начал медленно поднимать ее. Специалисты рассчитали высоту, на которую кран мог бы поднять крышку так, чтобы не произошло начало цепной реакции. Однако они не видели, что с крышкой начала подниматься и компенсирующая решетка, а также остальные поглотители. Создалась критическая ситуация, и последующий ход событий уже зависел от любой случайности. И, как часто бывает, она произошла.

Крышка вместе с компенсирующей решеткой и поглотителями повисла на кране на плавмастерской, которая, не дай бог, могла качнуться и, следовательно, кран при этом мог поднять крышку на недопустимый уровень. В это время с моря, на скорости порядка 12 узлов, зашел торпедолов. Не обращая внимания на предупреждающие сигналы, выставленные брандвахте, он так и шел по бухте, подняв волну. Она, естественно, качнула плавмастерскую с краном. От этого крышку реактора выдернуло со всей системой поглотителей на недопустимую высоту, от чего реактор в 12 ч. 05 мин вышел на пусковой уровень. Началась цепная реакция с выделением огромного количества энергии. Затем произошел выброс вверх всего, что находилось в реакторе и вокруг него. Перегрузочный домик сгорел бесследно, испарилась в этой вспышке и перегрузочная команда. Плавмастерская с краном была выброшена в бухту. Крышка реактора массой 12 т была подброшена вертикально вверх на высоту более километра, затем, рухнув на реактор, свалилась вниз, разорвав при этом корпус ниже уровня воды, которая хлынула в реакторный отсек. В полосе радиоактивного загрязнения оказалась не только бухта и стоявшие в ней корабли и суда, но и прилегающая к бухте территория, завод и поселок. Ветер как раз дул с моря. За несколько минут всё вокруг АПЛ К-431, попавшее в зону выброса, стало радиоактивным. Уровень гамма-излучения в разных местах в десятки и сотни раз превысили санитарную норму. В центре же взрыва уровень радиации, который впоследствии смогли определить по уцелевшему обручальному кольцу погибшего офицера, составлял 90000 рентген в час

Вот как эти события вспоминал вице-адмирал Храмцов В.М.: «Меня вызвали к телефону, по которому Оперативный дежурный доложил срывающимся голосом, что в Чажме произошел тепловой взрыв реактора. Сначала подумал, это не самое страшное, все же взрыв не ядерный, и мне немного полегчало. Сразу отправился на завод, прибыл туда около 16.00. Машина проехала прямо к пирсу. Вокруг пусто, ни души. Обстановку оценил мгновенно. Было ясно: К-431 тонет, а реакторный отсек заполнен водой, которая уже начала поступать в кормовые отсеки. Решение пришло сразу — посадить аварийную лодку на осушку, как в док, но это требовало отбуксировать плавмастерскую на рейд, освободить аварийную лодку от всех связей с берегом: швартовов, электрокабелей, вентиляционных систем и т.д.».

После того как лодка освободилась, буксиром ее посадили на осушку. К-431 перестала тонуть. На лодку прибыла аварийная партия, состоящая исключительно из офицеров штаба флотилии. Когда удалось осушить реакторный отсек, и лодка подвсплыла, был заварен рваный борт. Это позволило снова поставить К-431 к дозиметрическому судну. На лодку поднялись офицеры службы радиационной безопасности (СРВ) флотилии, начавшие замерять зоны аварии. Непосредственно в зоне и на самой АПЛ работали офицеры, матросов срочной службы не было. Работа закончилась 23 августа в 16ч.00 мин. Ежедневно группа, успевшая поработать в аварийной зоне, отправлялась в госпиталь для сдачи анализов. На другой день на лодку прибывала новая группа. Таким образом, всего через аварийную зону прошло около 150 человек. На заводе и в поселке работали как строители, так и личный состав полка химзащиты флота.

В период борьбы с аварией руководством флота был установлен режим полной информационной блокады. Завод быстро оцепили, усилили пропускной режим. Вечером отключили связь пос. Шкотово-22 с внешним миром. Население поселка об аварии и ее последствиях не уведомили, вследствие чего население подверглось излишнему риску получения радиоактивного облучения, которого могло избежать. 23 августа в 16.00 на буксире К-431 была переведена в бухту Павловского, бывшую основной базой 4-й флотилии. Там она и простояла до 2010 года, после чего была отправлена на утилизацию на ДВЗ «Звезда».

Расследованием катастрофы занималась комиссия под руководством начальника ГТУ ВМС адмирала Новикова. Комиссия сделала вывод, что причиной трагедии были нарушение руководящих документов и отсутствие должного контроля за проведением перегрузки. А затем тихоокеанский "Чернобыль" тщательно засекретили. Материалы расследования надежно запрятали в архив.

Для ликвидации последствий аварии загрязненную радионуклидами территорию разделили на две зоны: непосредственно зона аварии и зона радиоактивных осадков. В первую вошли территория предприятия и акватория бухты радиусом 170 метров вокруг ПЛА. Вторая зона охватывала территорию завода, прилегающие сопки береговую техническую базу, расположенную в бухте Сысоева. В этой зоне ликвидацией последствий занимались не только военные, но и гражданские лица.

Всего для ликвидации последствий аварии было привлечено около 2 тыс. человек. Индивидуальная доза облучения в основном не превышала 5 бэр, но повышенное облучение получили 290 человек. Острая лучевая болезнь развилась у 7 человек, лучевая реакция отмечена у 39 человек. Всего пострадавшими признано более 950 человек.

Через 5-7 месяцев радиационная обстановка была нормализована на всей территории завода. Через 2 месяца после аварии содержание радионуклидов в морской воде снизилось до исходных фоновых значений. Результаты натурных наблюдений и многочисленных экологических обследований свидетельствуют, что авария 1985 года АПЛ К-431 в бухте Чажма не оказала измеримого радиационного воздействия на Владивосток, его пляжную зону и поселок Шкоттово-22. Остаточное долго действующее радиоактивное загрязнение местности и донных отложений в районе бухты Чажма прочно локализовано и не может привести к нежелательным последствиям. Концентрация радионуклидов в морской воде бухты Чажма, западного прохода залива Стрелок и восточной части Уссурийского залива находится на уровне фоновых значений, характерных для других районов Тихоокеанского побережья.
орд  20:45, 12.01.2019
Военный журналист, корреспондент газеты "Боевая вахта" Григорий Пасько стал костью в горле ФСБ давно. Он писал об экологических преступлениях: как сливают в Японское море радиоактивные отходы, затапливают на малых глубинах боеприпасы, как засекретили аварии атомных подводных лодок
орд  20:50, 12.01.2019
ОСТРОВ ОСКОЛЬД КОТОРЫЙ ВЗЯЛИ В ОРЕНДУ? ТАМ СТОЛЬКО РАСТРЕЛЯЛИ КОРАБЛЕЙ И УТОПИЛИ РЕГЕНЕРАЦИЮ ВАМ И НЕ СНИЛАСЬ.
орд  20:54, 12.01.2019
ЖИТКИЕ РАДИООТХОДЫ ТОПИЛИ, ДА КОТЕНЕРАХ СИХ ПОР НАХОДИТСЯ РАДИАКТИВНЫЕ ЖИТКИЕ ОТХОДЫ В БУХТАХ, ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО- КАМНЯ.
Законопослушный гражданин 23:47, 12.01.2019
Орд пидор хватит хуйню писать её никто не читает. Ты упырь уезжал бы куда-нибудь, где лучше чем в нашей замечательной стране. Что ты здесь комментируешь, это и без тебя всё известно. Своих мозгов нет? Чужие статьи только пересылать можешь? Или ты это делаешь, за какую-то личную выгоду? Ах да забыл, чтобы тебя в жопу пердолили. Смотри аккуратненько ха ха ха пидор.
Доземетрист 09:32, 13.01.2019
ОСТРОВ ОСКОЛЬД КОТОРЫЙ ВЗЯЛИ В ОРЕНДУ? ТАМ СТОЛЬКО РАСТРЕЛЯЛИ КОРАБЛЕЙ И УТОПИЛИ РЕГЕНЕРАЦИЮ ВАМ И НЕ СНИЛАСЬ.
Доземетрист 09:34, 13.01.2019
Военный журналист, корреспондент газеты "Боевая вахта" Григорий Пасько стал костью в горле ФСБ давно. Он писал об экологических преступлениях: как сливают в Японское море радиоактивные отходы, затапливают на малых глубинах боеприпасы, как засекретили аварии атомных подводных лодок.
Доземетрист 09:41, 13.01.2019
До сих пор все звенит, лес обнесли колючей проволкой,могильник чажме зделали.Эшелоны радиактивную отходы везут. Я самолеты поставляли изотопы.Люди сидят самолетах незнаю что в багажном отделении.Я лична видел и проверял.Как контенера топили с житкими отходами.
Доземетрист 10:52, 13.01.2019
30 лет я на тихокеанском флоте прослужил, а вы мне сказки рассказываете.
Доземетрист 11:36, 13.01.2019
Есть лаболатория,которая делает опыты над собаками,потом вывозят в ящике, затем моряки с автоматоми ведут рассрел собак. есть беглицы толька страшна смотреть.
Доземетрист 12:01, 13.01.2019
Если судить по официальным докладам ведомственных специалистов (а иных туда не пускают), на подобных базах все всегда было под контролем. Лишь изредка просачивались слухи об отдельных «неприятностях»
Доземетрист 12:30, 13.01.2019
Завозите в Москву изотопы,житкие отходы.
Доземетрист 12:53, 13.01.2019
За прошедшие два десятилетия увидели свет многие позорные тайны восьмидесятых.
Доземетрист 13:01, 13.01.2019
Дальний восток радиактивная памойка,кема.сысоево,чажма,павлоск, дунай.суходол,оскольд -52раойна.
Доземетрист 14:43, 13.01.2019
Если народ владивастока знали бы какую воду пьют?
Законопослушный гражданин 14:56, 13.01.2019
Доземетрист - ананист ха ха ха . Что ты тут накоментировал, сплошное враньё.
Доземетрист 17:31, 13.01.2019
Я служил секретной части,по более вас мы знаем.
Доземетрист 17:32, 13.01.2019
Законопослушный ты больной?
тема для размышления 18:11, 13.01.2019
…и 50 эшелонов с ОЯТ
В 2008 году мне попался на глаза документ «Локального центра по обращению с РАО в филиале номер 1 ФГУП «СевРАО» (губа Андреева)». В нем со ссылками на специалистов Научно-исследовательского и конструкторского институра энергетики (НИКИЭТ) им. Н. Доллежаля, сказано: «В настоящее время нет возможности обследовать ТРО (твердые радиоактивные отходы. – Ред.)…; не проведено обследование подвальных помещений…; нет определенности по вопросу…» И сделан вывод: «Недоступные для обследования ТРО существенно не влияют на выбор проектных решений».
Сегодня в хранилищах губы Андреевой размещено не менее 90 активных зон реакторов. Количество урана-235 в каждой из активных зон АПЛ первого поколения составляет 50 кг, второго – 70 кг и третьего – 115 кг, причем суммарное количество урана в активных зонах второго и третьего поколений составляет 300-350 кг.
После выхода в 1998 году постановления правительства РФ «О мерах по ускорению утилизации АПЛ и НК с ядерно-энергетическими установками, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ» все береговые технические базы, в том числе и в губе Андреева, флота перешли в подчинение Минатома (ныне Росатом). Россия вынуждена была слегка поступиться своей пресловутой секретностью. На проблемных территориях появились зарубежные специалисты.
За период с 1999 года по 2005 год в губе Андреева реализовано 14 международных контрактов с участием Норвегии на сумму около 100 млн норвежских крон (около
15 млн долларов США). А всего за последнее десятилетие Норвегия потратила на работы в этом районе около 140 млн крон.
Тем не менее, западных инвесторов до сих пор останавливает искусственная закрытость проблемных объектов российского атомного комплекса. Последняя привела к тому, что на самом ядерноопасном из них – в губе Андреева – за последние 15 лет не сделано практически ничего для снижения ядерной опасности.
По мнению эксперта экологической организации «Беллона» Александра Никитина, все, что предпринималось в регионе вплоть до 2007 года, имело лишь косвенное отношение к главной проблеме – выгрузке топлива из блока сухого хранения. В настоящее время там находится 23 тысячи сборок (50 эшелонов ОЯТ), более 10 тысяч тонн ТРО и около 6 тысяч кубометров ЖРО.
Недавно Росатом и ФГУП НИКИЭТ подписали контракт с немецкой фирмой RWE NUKEM на разработку проекта строительства здания-хранилища ОЯТ, технологии обращения с ним, создание условий для его безопасного хранения и разработку мероприятий по обеспечению радиационной безопасности при проведении работ на технической территории. Окончательный срок ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры обращения с ОЯТ и РАО в губе Андреева намечен на 2012 год.
Несмотря на множество нерешенных проблем, правительство РФ утвердило программу строительства 30-32 новых атомных энергоблоков и восьми новых атомных подводных лодок.
Мощное атомное лобби, которое в нашей стране никем, по сути, не контролируется, заинтересовано в освоении огромных бюджетных средств и зарубежных денежных поступлений.
…Прощаясь с Анатолием Николаевичем Сафоновым, рассматривая список героев, я подумал о других средствах и поступлениях. Вспомнил о мытарствах, которыми поделились со мной ликвидаторы аварии с атомной подводной лодкой на заводе в бухте Чажма (1985 год). Многие из них так и не стали обладателями удостоверения ветерана подразделений особого риска. Дабы воспользоваться определенными законом льготами, им необходимо было не только прибыть в военкомат и сообщить о себе как об участниках ликвидации радиационной аварии, но и собрать все документы, по длиннющему перечню, затем отправить их в Комитет ветеранов подразделений особого риска (он находится в Санкт-Петербурге) и ждать. На это уходили годы. Придирки по справкам были такие, что многие отказались от продолжения переписки. В судах их тоже ждало разочарование. В случае победы над бюрократией – копеечные льготы. Но на лекарства, конечно, и копейки лишними не бывают.
…У Анатолия Сафонова серьезные проблемы с зубами: облучение даром не прошло. «Негерою» Сафонову государство ОДИН РАЗ В ГОД выплачивает за причиненный здоровью вред 1500 (!) рублей. Стоимость одной зубной пломбы.
Законопослушный гражданин 18:18, 13.01.2019
Ха ха ха в секретной части он служил, да я тебя помню ты всю службу на подхозе дерьмо за свиньями убирал. И пиздюлей от дембелей получал. Знает он, ха ха ха.
Доземетрист 18:25, 13.01.2019
Законопослушный гражданин! ты болен.
Интересующийся 18:49, 13.01.2019
Конечно болен. Главное чтобы ты здоров был, ведь ты столько всякой хуйни знаешь, и тебя это так грызет, так вот чтобы ты прожил еще сто лет и убедился что ничего от твоих знаний не поменяется и никому они не нужны. Так что свинопас из секретной части давай продолжай раскрывать секреты. А мы больные русские будем наслаждаться прекрасной жизнью в нашей прекрасной стране, с нашим замечательным президентом.
Законопослушный гражданин 18:55, 13.01.2019
Конечно я болен. Согласен с интересующимся. Доземетрист я же говорю ты никто и звать тебя никак. Место пустое.
Доземетрист 19:44, 13.01.2019
Секреты могут зорвать все.
Доземетрист 19:46, 13.01.2019
Адмирал Сенявин в Абреке. Фото: Из архива Военно-морского флота
Черные страницы ТОФ: взрыв в башне "Адмирала Сенявина" унес жизни 37 человек
Показательная стрельба для акул пера закончилась с девятым залпом, обернувшись большой трагедией

437
Тринадцатое июня стало роковым для Тихоокеанского флота. В этот день произошло несколько крупных катастроф, унесших жизни десятков моряков. Суеверия, царящие в умах людей, каким-то непостижимым образом материализуют страхи. Можно в это верить, можно не верить, но на флоте никто не проявляет безразличия к чертовой дюжине. И есть за что…

Яндекс.Директ

Обучение игре на Электрогитаре
Школа «Виртуозы»! Педагоги-Профи научат всему: 1-е занятие - Бесплатно!
virtuozy-nsk.ru

Военный историк, журналист и писатель Алексей Суконкин специально для ИА PrimaMedia подготовил материалы о двух трагедиях, случившихся на Тихоокеанском флоте в этот день в разные годы. Первая часть рассказывает о взрыве на крейсере "Адмирал Сенявин", унесшем жизни 37 человек.

***

Это сейчас мы привыкли, что Верховный Главнокомандующий периодически посещает боевые корабли всех четырех флотов. Он бывал не только на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов", но и на кораблях рангом пониже, а также принимал участие в учебном походе на атомной подводной лодке. А вот в советское время посещение главой государства военного корабля было экстраординарным событием. Тем более, на флоте, самом удаленном от центра великой и могучей страны.

День 7 апреля 1978 года для крейсера "Адмирал Сенявин" стал поистине историческим. В этот день флагманский корабль Тихоокеанского флота посетил Генеральный Секретарь Центрального Комитета КПСС Леонид Ильич Брежнев – глава Советского Союза. Вместе с ним на крейсере побывали Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов и Главком ВМФ СССР адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков.

Визит Брежнева на крейсер Адмирал Сенявин
Визит Брежнева на крейсер Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота
Командир крейсера капитан второго ранга Владимир Плахов вывел корабль в море, где первые лица СССР смогли лично наблюдать за ходом учений Тихоокеанского флота. За успешную артиллерийскую стрельбу командир корабля и замполит капитан третьего ранга Игорь Спицын были награждены наручными часами с выгравированной надписью "От Л. И. Брежнева".
После такого "высокого" визита сам Бог велел быть кораблю во всём первым…

Справка: Артиллерийский крейсер "Адмирал Сенявин" проекта 68-бис был спущен на воду 22 декабря 1952 года, а вошел в состав советского ВМФ 30 ноября 1954 года. В 1955 году северным морским путем он совершил переход на Тихоокеанский флот и 10 сентября прибыл во Владивосток.

Крейсер имел длину 210 метров, ширину 22,8 метра, осадка составляла 7,3 метра. Водоизмещение корабля составляло 17 тысяч тонн. Мощность силовых агрегатов составляла 124 тысячи лошадиных сил, что позволяло разгонять корабль до 32 узлов (почти 60 км/ч!). По запасам топлива корабль имел дальность хода в девять тысяч миль, а по запасам провианта для экипажа из 1200 человек – 30 суток. Первоначально вооружение корабля состояло из 12 орудий главного калибра (152 мм пушки Б-38), двенадцати 100-мм универсальных орудий, 32 зенитных автоматов калибра 37-мм и двух пятитрубных торпедных аппаратов. В дальнейшем, в ходе модернизации корабля по проекту 68У2, кормовые башни главного калибра были сняты, вместо них была оборудована рубка с боевыми постами и вертолетная площадка. Из двух носовых башен главного калибра действующей осталась только первая, а вторая была законсервирована. По сути, крейсер стал хорошо защищенным штабным кораблем, с которого флагман флота мог управлять боевыми действиями. Крейсер после модернизации так и стал называться – "крейсер управления".

"Адмирал Сенявин" неоднократно выполнял задачи боевой службы в различных точках мирового океана. С дружественными визитами он был во многих портах мира – Индонезия, Сомали, Маврикий, Ирак, Индия и много других стран.

Злополучное тринадцатое…
В июне 1978 года, спустя два месяца после визита Л. И. Брежнева, на корабль прибыла большая делегация творческих работников, писателей, поэтов и журналистов из Москвы и Ленинграда. В числе прочих здесь были Алим Кешоков, Марк Кабаков, Людмила Щипахина (потом пойдут слухи, что беда пришла из-за женщины на корабле!), Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом газеты "Правда" Сергей Кошечкин. Вместе со всеми на крейсере пошел и корреспондент газеты "Красная Звезда" капитан второго ранга Леонид Климченко. Акулы пера должны были выйти в море и понаблюдать за артиллерийскими стрельбами корабельной группы, в которую помимо "Адмирала Сенявина" входил крейсер "Дмитрий Пожарский".

Адмирал Сенявин во Владивостоке
Адмирал Сенявин во Владивостоке. Фото: Из архива Военно-морского флота
По плану стрельб оба крейсера должны были дать 18 залпов по мишенным щитам, находящимся на значительном удалении от кораблей. Натренированность экипажей крейсеров позволяла вести стрельбу с интервалами между залпами не в 12 секунд, как обусловлено руководящими нормативами, а в 9 секунд. Хитрость такого ускорения стрельбы заключалась в заблаговременной подготовке зарядов к подаче в орудия – вопреки технике безопасности, заряды вынимались из защитных пеналов и выкладывались у механизма подачи в готовом для стрельбы виде, но совершенно не защищенные от возможного возгорания. Позже, как показало расследование, именно это стало причиной массовой гибели людей. И тем не менее, корабли вышли на боевой курс и открыли стрельбу.
Фотокорреспондент газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта" Василий Федорченко (умер три года назад, а до этого длительное время работал обозревателем в газете "Владивосток") так описывал те минуты:

— Было время ужина, и мы собрались в кают-кампании. Не было только собкора "Красной звезды" Леонида Климченко. Коллеги-журналисты подумали, что его пригласил к себе в адмиральский салон контр-адмирал В. Варганов. А он, очевидно, получив от кого-то разрешение, как потом стало ясно, проник в башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы "изнутри". Климченко был все-таки представителем "Красной звезды", ему могли дозволить больше, чем другим. Вдруг корабль содрогнулся – это началась стрельба главным калибром. Я побежал на мостик, чтобы фотографировать стрельбу.

Первые два залпа дали "накрытие" — это когда снаряды падают в районе цели, без недолетов и перелетов. И поэтому тут же крейсер перешел на зачетную стрельбу – снаряды посыпались в цель один за другим.

Командир крейсера "Адмирал Сенявин" капитан второго ранга Владимир Плахов:

— Ужин был в разгаре. Вдруг замигал свет в офицерской кают-компании: корабль содрогнулся. Залп... Это началась зачетная стрельба. Фотокор пулей вылетел наверх и помчался на марсовый мостик. Оттуда он стал непрерывно "щелкать", дабы "схватить" наиболее удачный момент. Вдруг что-то гулко ухнуло. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: "Затяжной выстрел"... "Взрыв в башне"... "Щас рванут погреба!"... Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали матросы, офицеры. Через мгновения моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов…

Капитан первого ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказывал о своих впечатлениях:

— Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей: журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю — носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек — боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе — погибли.

***

Как вспоминали очевидцы, гостей, которые попытались выйти на палубу, отправили вниз. Они собрались в каюте, все были в шоке. Через некоторое время узнали: отдраив дверь в башню, моряки выносят трупы и складывают их на юте. Одним из первых вынесли тело корреспондента "Красной звезды" Леонида Климченко. Наступила ночь, а останки погибших все выносили и выносили. У кого-то из матросов, очевидно, не выдержали нервы, и с палубы донеслось истеричное: "Не могу, не могу больше носить, смените меня...". Все были подавлены произошедшим.

Носовая башня крейсера Адмирал Сенявин
Носовая башня крейсера Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота
Под утро крейсер пришел в залив Стрелок, пришвартовался к новому пирсу. Когда "пассажиры" вышли на палубу, трупы с юта уже убрали. Всего, тогда сказали, погибли 37 человек. Все, кто находился в башне, а также те моряки, что не успели выбраться из погребов боезапаса и задохнулись от дыма. Внутри этой страшной башни стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть, — сгорело и обгорело.
Журналистам передали "командирские" часы Леонида Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы кто-либо передал их его жене...

***

Что собой представляет башня главного калибра? Владивостокцы и гости города могут судить по "Ворошиловской батарее", которая находится на острове Русский и в настоящее время как памятник и музей вполне доступна для посещения. Правда, калибр "Адмирала Сенявина" значительно меньше, но архитектура в принципе та же: сама орудийная башня ("боевое отделение"), в которой находится три орудия, является верхним элементом огромной конструкции, представляющей собой "стакан" из нескольких этажей ("верхнее перегрузочное отделение" и "нижнее перегрузочное отделение") и вращающийся вместе с башней. Внутри этого "стакана" находятся механизмы, обеспечивающие подачу из зарядных погребов (мест хранения боезапаса) наверх к пушкам снарядов и зарядов. На пушках крупного калибра того времени применялось так называемое раздельное заряжание, когда снаряд и пороховой заряд помещались в камору орудия отдельно друг от друга. Во избежание эксцессов, пороховые заряды хранятся в специальных защитных пеналах (их, кстати, тоже можно увидеть на "Ворошиловской батарее") и извлекаются из них непосредственно перед подачей к орудиям.

Яндекс.Директ

Мебель для гостиной в стиле ЛОФТ!
Мебель в стиле ЛОФТ из дерева. 163 готовых интерьера. Помощь дизайнера бесплатно!
wellige.ru

Адмирал Сенявин во Абреке
Адмирал Сенявин во Абреке. Фото: Из архива Военно-морского флота
Как потом установила специальная комиссия, "при подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе — части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля…".
Таким образом, получается, что после того, как орудие не выстрелило, вопреки требованиям безопасности при "затяжном выстреле" (определенное время сохранять затвор орудия закрытым в ожидании возможного развития выстрела), расчет орудия открыл затвор, механизм подачи дослал в ствол очередной снаряд, который буквально впечатался в находящийся в стволе несработавший заряд, а дальше… а дальше несколько десятков килограммов пороха в закрытом пространстве полыхнули в одно мгновение.

Трап на крейсер Адмирал Сенявин
Трап на крейсер Адмирал Сенявин. Фото: Из архива Военно-морского флота
Пожар молниеносно распространился по всей башне, форс пламени проник в верхнее перегрузочное отделение, туда, где находилось несколько подготовленных для стрельбы пороховых зарядов. В башне и верхнем перегрузочном отделении погибли все, кто там находился – люди просто сгорели во взрывоподобном огне. В нижнем перегрузочном отделении из восьми человек погибли четверо – задохнулись в дыму. Еще несколько человек задохнулось в зарядном и снарядном погребах – не смогли своевременно выйти наружу.
***

Командира корабля, капитана второго ранга Владимира Плахова и замполита капитана третьего ранга Игоря Спицина (в момент трагедии отсутствовал на корабле — был в отпуске), которым еще в апреле за успешную стрельбу Леонид Ильич лично вручал платиновые часы с памятной гравировкой, сняли и понизили в должности. Погибших похоронили на территории военно-морской базы в Абреке. На этом была поставлена точка в трагедии. После чего её, по обыкновению того времени, предали забвению. Архивные документы, касающиеся этой катастрофы, были уничтожены.

Обелиск погибшим во время взрыва на крейсере Адмирала Сенявина
Обелиск погибшим во время взрыва на крейсере Адмирала Сенявина. Фото: Из архива Военно-морского флота
В мае 1989 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ. 7 сентября 1989 года на корабле спущен военно-морской флаг, а 15 декабря экипаж был расформирован. 7 ноября 1991 года "Адмирал Сенявин" под буксирами ушел в Индию на разборку.
ПОГИБЛИ:

кап. 2 ранга Климченко Леонид

ст. лейтенант Пономарев Александр

л-т Белюга Александр

л-т Марданов Валерий

ст. 1 ст. Бикбов Рашид

ст. 1 ст. Курочкин Анатолий

ст. 2 ст. Аникин Иван

ст. 2 ст. Дадонов Александр

ст. 2 ст. Подолько Сергей

ст. 2 ст. Виноградов Виктор

ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль

ст. 2 ст. Пономарев Виктор

ст. 2 ст. Будаков Александр

ст. 2 ст. Акуличев Виктор

ст. матрос Кулунов Виктор

матрос Гилазиев Фарид

матрос Архипенко Валерий

матрос Галкин Геннадий

матрос Ануфриев Александр

матрос Бородин Алексей

матрос Шутов Леонид

матрос Болдырев Александр

матрос Пинчук Александр

матрос Юдин Анатолий

матрос Ломаев Николай

матрос Костылев Виктор

матрос Золотарев Виктор

матрос Матренин Анатолий

матрос Носков Владимир

матрос Ортиков Махамадали

матрос Проничев Николай

матрос Прудников Иван

матрос Свинин Александр

матрос Скоробогатов Сергей

матрос Сулейманов Наиль

матрос Столяров Сергей

матрос Чернушевич Юрий

За пять лет до взрыва на крейсере "Адмирал Сенявин", 13 июня 1973 года, произошло столкновение гвардейской ракетной атомной подводной лодки К-56 проекта 675 с промысловым судном "Академик Берг", в результате чего погибли 27 человек. Об этой трагедии читайте здесь.
Доземетрист 19:48, 13.01.2019
К-129
Дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов. На связь субмарина перестала выходить 8 марта.

Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху, на глубине порядка 5,6 тысяч метров. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.

К-129 погибла 8 марта 1968 года
К-129 погибла 8 марта 1968 года. Фото: navy.su
12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ "Проект Азориан", при помощи специально сконструированного оборудования (корабль "Гломар Эксплорер" и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки.

Расследование госорганов США (операция "Дженнифер"), основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъема на поверхность, пришло к выводу, что причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21.

К-56
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Подлодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб.

К-56 затонула после столкновения с судном "Академик Берг" в заливе Петра Великого 13 июня 1973 года
К-56 затонула после столкновения с судном "Академик Берг" в заливе Петра Великого 13 июня 1973 года. Фото: navy.su
"Академик Берг", шедший со скоростью девять узлов, ударил К-56 в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе четырехметровую пробоину.

В первом отсеке осталось 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся с поступлением воды, пока командир К-56 не выбросил лодку на отмель. Второй отсек затопило в течении нескольких минут, находившиеся в отсеке офицеры загерметизировали переборки изнутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором после затопления аккумуляторных ям. Ценой своей жизни подводники второго отсека спасли подлодку от полного затопления. Прибывшие на следующий день спасательные суда завели под К-56 понтоны, лодку сняли с отмели и отбуксировали в док.

Столкновение "Академика Берга" с К-56 было отнесено к разряду "навигационных происшествий с тяжелыми последствиями". В результате трагедии погибли 27 человек, из них 16 офицеров, пять мичманов, пять матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В живых остались около 140 моряков.

19 июня 1973 года на кладбище поселка Тихоокеанский (ныне город Фокино) состоялись похороны погибших подводников.

С-178
Дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла 21 октября 1981 года вблизи Владивостока в результате столкновения с РФС "Рефрижератор-13".

В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В. А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море.

21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока
21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока. Фото: navy.su
В 19.30 С-178 получила "добро" на вход в бухту Золотой Рог. На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили, когда судно было очень близко. Командир успел отдать команду: "Право на борт"! Сигнальщику осветить встречное судно"... Но было уже поздно. В 19.45 "Рефрижератор-13" ударил субмарину в левый борт в районе 6-го отсека. Через образовавшуюся пробоину отсек был затоплен в течение 15-20 секунд., а лодка получила сильный крен. Примерно через 40 секунд после столкновения С-178, принявшая около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 32 метра.

18 человек, находившиеся в 6-м, 5-м и 4-м отсеках, не успели загерметизироваться и погибли в течение полутора минут. Четверо моряков загерметизировались в 7-м отсеке, в 1-м и 2-м отсеках также загерметизировались оставшиеся в живых члены экипажа. В носовых отсеках оставались 26 выживших моряков. РФС-13 сумел принять на борт 7 подводников, выбравшихся на поверхность, после чего сообщил об аварии на берег.

В 8:45 следующего дня, 22 октября, впервые в мировой истории подошедшая к затонувшей субмарине подлодка БС-486 начала спасение людей. Однако из-за трудностей поиска объекта и выбора позиции для начала работы все началось только в 3 часа ночи 23 октября. Три подводника погибли при попытке самостоятельно выбраться из затонувшего судна. Только в 20.30 23 октября был спасен последний моряк — старпом капитан-лейтенант Кубынин.

24 октября началась операция по подъему затонувшей лодки. С-178 была отбуксирована в бухту Патрокл и положена на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года субмарина была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. Всего жертвами стали 32 человека: 31 член экипажа и один курсант. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт.

Захоронение погибших произведено 5 ноября 1981 года. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых — не найдены.

Памятник экипажу подводной лодки "С-178" был создан по инициативе подводников и установлен на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. На лицевой стороне памятника, на гранитной табличке выгравированы слова: "Морякам-тихоокеанцам ПЛ "С-178", погибшим 21 октября 1981 года в Японском море". На правой стороне ограждения рубки находится табличка с надписью: "Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга" и списком погибших подводников. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, выгравированы фамилии 32 погибших подво
Доземетрист 19:52, 13.01.2019
читайте
Законопослушный гражданин 21:37, 13.01.2019
Полная лажа. Даже не стоит тратить время на этот бред.
Доземетрист 22:16, 13.01.2019
Да теперь я понемаю кто предатель!
Законопослушный гражданин 00:01, 14.01.2019
Ты есть предатель. Вали к своим американским работодателям. Понимает он, да у тебя в голове кисель, как ты можешь что понимать, этот кисель у тебя образовался когда ты облучился на секретном свинарникк.
Доземетрист 11:35, 14.01.2019
В субботу загорелись и взорвались склады главного хранилища авиационных средств поражения ВВС Тихоокеанского флота, расположенные в районе села Новонежино (приблизительно 60 км от Владивостока). Осколками разлетевшихся боеприпасов и стекол, разбитых мощной взрывной волной, были ранены 22 человека. Примечательно, что два года назад (также 14 мая) взлетели на воздух склады Тихоокеанского флота в самом городе.

Как сообщили корреспонденту Ъ в МВД России, пожар на складах ТОФ был замечен охраной около 09.00. К месту происшествия были отправлены три пожарных отделения. Однако военные пожарных на склады не пропустили. Примерно в 10.30 на складах начали взрываться боеприпасы. Взрывами были выбиты стекла в близлежащих домах и ранены несколько человек. В 11.00 силами УГПС МВД была проведена воздушная разведка места происшествия. С воздуха были видны мощные разрывы и сильное задымление. Кроме того, воздушная разведка выяснила, что разрушены железнодорожные пути, ведущие к складам, что с самого начала делало невозможным использование специального пожарного поезда. После воздушной была проведена и наземная разведка, в которой использовались бронетранспортеры и танк.
В 12.00 военные сообщили, что есть угроза взрыва расположенного поблизости от места происшествия склада неуправляемых реактивных снарядов (всего на складе находилось 3 тонны НУРС). В связи с этим была объявлена эвакуация новонежинского гарнизона. В 13.20, после эвакуации, был создан штаб по ликвидации катастрофы, в который вошли представители администрации Приморского края, руководства УВД и УГПС. К месту происшествия были подогнаны пожарный поезд (до разрыва железнодорожного пути) и спецтехника. К этому времени огонь уже охватил три флотских склада. Через час было эвакуировано около 10 тыс. жителей окрестных сел: Новонежино, Смоляниново и Романовка.
Общая площадь пожара составила 30 гектаров, а взрывавшиеся снаряды разлетались на расстояние до 10 км. Около 02.00 следующих суток начался сильный дождь, ставший неожиданной подмогой для пожарных. В 05.30 взрывы прекратились, а пожар был ликвидирован.
Как сообщили корреспонденту Ъ в дежурной части Тихоокеанского флота, в новонежинском арсенале не было ни химического, ни ядерного оружия. Главную опасность представляли находившиеся на складах неуправляемые авиационные противотанковые снаряды. Если бы огонь добрался до них, то в зону поражения могли попасть крупные населенные пункты, в том числе Владивосток и Большой Камень (в этом городе расположен завод "Звезда", занимающийся утилизацией отработанного топлива с атомных подводных лодок). Однако сотрудникам спецподразделений удалось отсечь огонь от площадок с ракетами.
По словам представителей правоохранительных органов, в результате взрыва существенно пострадали жилые дома в поселке Новонежино, в которых взрывной волной выбиты все стекла и двери. Один снаряд пробил крышу дома, жильцы которого были эвакуированы за полчаса до этого. Удар взрывной волны пришелся и по детскому оздоровительному центру "Океан" (в этот момент в нем находилось около 600 детей из России и Японии). В здании центра выбиты восемь витражей, дети же, к счастью, не пострадали. Последствия взрывов ощущались и во Владивостоке — раскачивались многоэтажные панельные дома, дрожали окна, билась посуда. Но этим последствия взрыва не исчерпываются. Разбросанные по окрестностям снаряды и бомбы, подвергшиеся термическому воздействию, могут взорваться в любую минуту.
Как стало известно корреспондентам Ъ, в Новонежино прибыл заместитель главкома ВМФ России адмирал Игорь Касатонов, возглавивший комиссию по расследованию взрыва. Контрразведка флота выдвинула две версии случившегося. Согласно первой из них, пожар на складе начался из-за того, что рядом с хранилищем боеприпасов военные сжигали прошлогоднюю траву. По второй версии, кто-то мог поджечь арсенал для того, чтобы скрыть факт хищения оружия или боеприпасов.
Доземетрист 18:47, 14.01.2019
Американский телеканал CNBC, ссылаясь на источники, знакомые с неким отчетом разведки США, заявил о готовящейся Россией миссии по извлечению со дна Баренцева моря крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник»,

Добавить комментарий

:
:
:

Еще в рубрике «Новости»

Во Владивостоке эвакуируют школы и торговые центры из-за сообщений о минировании "Памятник садизму, который рухнул". Вынесен приговор экс-начальнику ИК-7 Педагог из Приморья вошел в число победителей Всероссийского творческого конкурса Греф предложил лишить комфорта ректоров государственных вузов Более 37 тысяч работников легализовали в Приморье Жилье малоимущих россиян предложили отключать от электричества по ночам Гости с чужой планеты. Министр финансов Антон Силуанов признался, что не понимает народ России В России люди умирают со словами благодарности на устах Полицейские сдают полисы Их медицинское обслуживание по ОМС ограничено законом СКР вступился за честь правоохранителей из-за ролика о похоронах криминального авторитета Легитимные жертвы Новая волна преследований чеченских геев началась по инициативе рядовых чеченских полицейских, которые вымогали деньги за запрещенную в республике сексуальную ориентацию "Приморский бекон" заплатит более 13 миллионов рублей за причинение вреда почвам "Я понимаю, что нужно отсюда бежать" Новость о компании Bags Studio
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Что самого хорошего и наиболее вероятного можно ожидать в 2019-м году?

1. Хорошие спектакли – ведь 2019-й объявлен годом театра.
2. Мы станем вегетарианцами, так как мясо теперь не по карману, и будем здоровее.
3. Россия подпишет международную конвенцию против коррупции и ратифицирует её. Экономика начнет подниматься.
4. Всем россиянам простят долги по ЖКХ, как это сделали в Чечне.
5. Россия объединится с Белоруссией, и мы будем жить в другой стране и с новым президентом – Путиным (если Настя Рыбка не перейдет ему дорогу).
6. Кожемяко объединит Приморье с Сахалином.
7. Смена власти с отменой всех антиконституционных законов.
 

Всего проголосовало
2 человека
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года