Когда Уотергейтский скандал только начинался, президент Ричард Никсон имел колоссальную поддержку среди своих сторонников, а расследования Вашингтон Пост обличали не только республиканские политики, но и другие большие газеты - как заговор против президента в попытке помешать ему переизбраться.

Когда расследование, уже проводимое ФБР, дошло до момента, когда Верховный Суд обязал президента Никсона предоставить аудиозаписи из Белого дома и когда стало понятно, что Никсон виновен, сторонники президента начали стремительно разбегаться. Уотергейт тянулся долго и нудно, но посыпалось все быстро, а закончилось в один момент.

Похоже, что для президента Дональда Трампа такой момент настал. Вчера вечером 44 бывших сенатора США от обеих партий написали открытое письмо в Вашингтон Пост с призывом к действующему Сенату защитить демократию США в период кульминации расследования Боба Мюллера.
(https://www.washingtonpost.com/…/3adfbdea-fca1-11e8-ad40-cd…)
“По мере вхождения в опасный период, мы чувствуем обязанность публично заявить о серьезных вызовах верховенству закона, Конституции, управляющим институтам и национальной безопасности.
Мы находимся накануне завершения расследования спецпрокурора Роберта Мюллера и начала расследований деятельности президента и его администрации новым составом Палаты Представителей. Конвергенция этих двух событий случится, вероятно, в тот момент, когда усиливающиеся региональные конфликты и глобальная конфронтация продолжат угрожать нашей безопасности, экономике и геополитической стабильности…Мы находимся в точке, когда на кону стоят фундаментальные принципы нашей демократии и интересы национальной безопасности, а верховенство закона и способности институтов функционировать свободно и независимо должны быть сохранены…Во время нашей службы в Сенате мы были то союзниками, то оппонентами, но никогда - врагами. Мы все давали присягу на верность Конституции. Что бы нас ни разделяло, мы не отклонялись от нашего общего неотъемлемого обязательства ставить страну, демократию и национальные интересы превыше всего. В другие критические моменты нашей истории, когда конституционные кризисы угрожали нашим основам, именно Сенат стоял на страже нашей демократии. Сегодня снова настал такой момент.
Безотносительно партийной принадлежности, идеологических убеждений и географии, как бывшие члены этого великого государственного органа, мы призываем нынешних и будущих сенаторов быть непоколебимыми и рьяными стражами нашей демократии - чтобы партийность и личные интересы не заменили интересы страны”.

В тот же день, как было опубликовано письмо сенаторов, главный и единственный кандидат на должность нового главы Администрации Трампа, протеже Иванки Трамп и Джареда Кушнера, 36-летний глава по персоналу Майка Пенса Ник Айерс отказался от повышения. Других кандидатов не было. Журнал New Yorker вышел с заголовком “Готовятся ли крысы бежать с корабля Трампа?”
За два дня до письма сенаторов стало известно, что глава Администрации Трампа Джон Келли - генерал, человек военный, с репутаций, покинет должность в этом месяце.

В предыдущие две недели республиканцы Сената, в том числе большие лоялисты вроде Линдси Грэма (лоялист недавний, но ярый), трижды выразили публичное неповиновение президенту Трампу. Не утвердили несколько судейских кандидатур, проголосовали за отказ поддерживать Саудовскую Аравию в войне в Йемене, а после совещания с ЦРУ обвинили крон-принца Саудовской Аравии Мохаммеда Бин Салмана в причастности к убийству Джамаля Кашогги. Сам президент Трамп отправил выводы своего Центрального Разведывательного Управления в мусорную корзину, заявив, что говорить об однозначной причастности МБС к убийству журналиста не приходится.

И даже всегда молчаливый и малословный Рекс Тиллерсон, бывший Госсекретарь США, высказался на телевидении - раскритиковал Трампа за нежелание читать брифинги и постоянные попытки нарушать законы.

И все это начало происходить на фоне того, как спецпрокурор Мюллер направил в суд документы по бывшему юристу Трампа Майклу Коэну и бывшему советнику президента по национальной безопасности Майклу Флинну. Оба пошли на сделки с правосудием и дали такие показания, что Дональд Трамп внезапно превратился в центральную фигуру расследования Мюллера, как Individual 1, а Флинну спецпрокурор даже попросил не назначать тюремное заключение за “существенное содействие” следствию.
Из судебных документов по Коэну стало очевидно, что Трамп через своих представителей вел переговоры с людьми Кремля о продвижении своих бизнес-интересов в России вплоть до того момента, как выиграл праймериз и стал единым кандидатом на выборах от Республиканской партии. А в период ведения переговоров русские хакеры ГРУ активно взламывали серверы Демократической партии и публиковали, в том числе через Викиликс, украденные имейлы. Майкл Флинн, помимо прочего, рассказал о попытке команды Трампа установить неофициальные секретные каналы связи с Кремлем. И о том, естественно, по чьему указанию он обсуждал с тогдашним послом России в США Кисляком возможность снятия санкций с Россией новой администрацией.

Экс-глава ФБР Джеймс Коми, из-за которого все несчастья, включая спецпрокурора Мюллера, на голову Дональда Трампа и посыпались, после своего увольнения (за отказ прекратить по просьбе президента расследование в отношении Майкла Флинна) написал книгу “Верховная лояльность”. Как и следовало ожидать, за сорок лет лояльность политиков инфляции не подверглась и в цене не прибавила. Но в отличие от Никсона, конец Трампа может не оказаться таким безболезненным как добровольная отставка.