Арестованный по «пензенскому делу» Дмитрий Пчелинцев, которого поместили в карцер за нарушение режима, объявил голодовку, после чего его поддержал другой фигурант дела Андрей Чернов. Об этом «Медиазоне» сообщила сестра Пчелинцева Анна Шалункина.

По ее данным, 29 ноября обвиняемого поместили в карцер и потребовали написать заявление о признании вины за нарушение режима — разговоры с другими заключенными на прогулке. Пчелинцев отказался признать себя виновным и объявил голодовку, о чем написал заявление на имя начальника пензенского СИЗО Исханова и прокурора. На следующий день сотрудники ФСИН снова приходили к Пчелинцеву и предложили признать вину, но он отказался.

В знак поддержки обвиняемый Андрей Чернов также объявил голодовку 29 ноября.

Родители задержанных, объединившиеся в комитет «Родительская сеть», также рассказали, что 20 ноября обвиняемому Илье Шакурскому сделали замечание после того, как он ответил на приветствие другого заключенного. Ему также грозило заключение в карцер, но после жалобы прокурору Пензенской области решение было отменено.

Перед этим пять суток в карцере провел еще один арестованный по делу «Сети» Максим Иванкин. Перед этими инцидентами к Иванкину и Шакурскому приходил начальник СИЗО-1 Олег Исханов, который спрашивал, как быстро они знакомятся с материалами дела.

Что такое «пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Максим Иванкин и Михаил Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировалина его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы.