Плавный рост. Длительное снижение обменного курса рубля заставило продавцов пересматривать свою уже, казалось бы, устоявшуюся, ценовую политику. Основным фактором, определяющим шаги в ценовой политике, является специализация, то есть товарный профиль торговой организации. Если значительную часть ассортимента торговой сети составляют продовольственные товары, то торговая организация вынуждена корректировать закупочные цены на скоропортящиеся товары (а это, по разным оценкам, от 25 до 30% реализуемого ассортимента) в соответствии с требованиями поставщиков (производителей). Однако процесс повышения цен хоть и неизбежен — в зависимости от товарной группы прогнозируется рост от 17 до 30%, — но, скорее всего, будет растянут во времени.

Плавность этого процесса связана с тем, что производители и продавцы взаимодействуют на основании договоров, пересмотр и уточнение которых — процесс не очень быстрый. Кроме того, как правило, товары поставляются в торговые сети на условиях товарного кредита, что тоже увеличивает время на адаптацию покупателей к постепенному повышению цен. Международные дистрибьютеры, в свою очередь, подстраиваются под падающий курс, но не ценовой уступкой, а снижением качеством исходного сырья, считая, что в большинстве случаев на нашем рынке продавцы должны снизить свою норму прибыли, поэтому практически не снижают цены на свои товары. Это стало особенно заметно в условиях санкций.

Ситуации разных торговых организаций. Продолжающиеся переговоры торговых сетей («Метро», «Ашан», X5 Retail Group, «Лента», «Дикси» и т.д.) и поставщиков — лишнее подтверждение того, что, прежде всего, сами торговые сети не заинтересованы в резком, скачкообразном росте цен. При этом у торговых сетей есть возможность воздействовать на поставщиков, а у одиночных, так называемых неинтегрированных продавцов (малый бизнес, магазины, не являющиеся сетевыми) реальных рычагов воздействия на поставщиков нет. Прогнозируемый рост цен в таких магазинах за короткий период составит 30–32%, и они пострадают больше всех на рынке.

В непродовольственной торговле также ожидается рост цен, но с временным лагом в 3–4 месяца. Сейчас поставщики промышленных товаров (в отличие от поставщиков продовольственных товаров) не требуют от торговых сетей пересмотра действующих соглашений, рассчитывая доработать календарный 2018 год на прежних условиях.

В новые соглашения, которые заключаются в настоящее время, повышение цен уже включается, но, как правило, это не более 10–12%. Торговым сетям непродовольственной направленности для того, чтобы «отыграть» нынешнюю чрезмерную волатильность валютного курса, по нашим оценкам, понадобится примерно от 5 до 6 месяцев. Стоит отметить, что при теоретическом росте курса рубля ретейлеры могут снизить цены в более короткий период от трех недель до двух месяцев.

Падение рубля, санкционные и антисанкционные мероприятия ставят внутреннюю торговлю товарами народного потребления в сложное положение: ее доля в ВВП снизится, по нашим оценкам, с 17–18 до 15%.