Увольнение с ГТРК «Омск» (12 канала) корреспондента Тахмины Тынысовой стало, пожалуй, самым загадочным событием в новейшей истории омских СМИ. Увольняли журналистов (не считая по-настоящему собственного желания), конечно, и раньше, но всякий раз это случалось, когда они оказывались неугодными власти – муниципальной ли, областной, или вышестоящей.

Например, за неправильный вопрос, заданный на пресс-конференции губернатору Полежаеву, или за недостаточное освещение его «добрых дел» (см. дайджест ФЗГ № 549 http://www.gdf.ru/digest/item/1/920#r5 ) или за критику районных глав при сменившем его губернаторе Назарове (см. дайджест № 782 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1435 ) и т.п.

 

Обвинить Тахмину Тыносову в нелояльности к действующей в регионе власти никак нельзя. В Омске 12 канал традиционно считается «губернаторским» (и оправдывает это звание с момента его основания по сей день – недавно ему исполнилось 20 лет). Даже с учетом установок канала на хорошее отношение к губернатору молодая журналистка, наверное, все-таки перебарщивала. К примеру, в репортаже о недавно прошедших выборах, где Александр Бурков избавился от приставки «врио», излишне акцентировала внимание телезрителей на их «политической сплоченности», на «уникальности», «колоссальности», безукоризненности избранной ими личности.

 

Похоже, что ее восхищение областным главой – вполне искреннее, но если бы она опросила независимых аналитиков, они оценили бы эти выборы, как постыдные даже на фоне тех, на которых побеждали его предшественники: соперники врио подбирались самим врио, точнее его аппаратом (и они честно старались в ходе компании как можно реже и тише о себе заявлять), реальная оппозиция не прошла муниципальный фильтр, по многочисленным свидетельствам очевидцев, тотальная мобилизация граждан на выборы шла не только по бюджетным организациям, но и по коммерческим, близким властям, на участках с феноменальной наглостью шел открытый подкуп избирателей (им выдавались, в частности, бесплатные талоны на проезд в общественном транспорте, билеты на Диму Билана, разыгрывалась бесплатная лотерея), решением облизбиркома прямая он-лайн трансляция с мест голосования была отменена. Вера в то, что избранный таким образом губернатор будет что-то менять к лучшему для людей, чьи права для него – пустой звук, иррациональна: так не бывает.

 

Причиной увольнения Тахмины Тынысовой, по ее рассказу (гендиректор канала Артем Серов на эту тему еще не высказывался) стал сюжет о чрезвычайной ситуации в поселке Иртыш, где из-за отсутствия тепла были закрыты школа и детский сад. Руководитель ГТРК «Омск», по ее словам, был не согласен с расставленными ею акцентами: она обвинила в происшедшем теплоснабжающую компанию, которая «сменила название, чтобы повысить тариф», Серов же считал, что главный виновный – руководитель Черлакского района и потребовал поправить сюжет в эту сторону. Кто прав в их споре, трудно сказать, но ясно, что и муниципальная власть, которая содержится за счет местного населения, должна нести за такие ЧП ответственность.

 

Журналист была уверена в своей правоте, ориентируясь на слова губернатора (они для этого телеканала - истина в последней инстанции), который, комментируя ситуацию в Черлаке, жестко высказался о поставщиках тепла, заметив, что «нужно прекращать заигрывать с частным бизнесом».

 

Тынысова отказалась вносить правку, потому что, говорит она, «никогда не будет заниматься подтасовкой фактов и врать». После этого разговора сюжет с эфира был снят и ей «передали через редактора», чтоб она «написала заявление по собственному желанию». У нее такого желания не было, и начальство, рассказывает она, «стало ее гнобить», запретив редактору ставить ее на съемки, что, естественно, сказалось на зарплате, а в отделе кадров ей заявили, что могут перевести ее и в уборщицы.

 

«Я все равно отказалась писать... В итоге меня вызвали и сказали, что внезапно выходит декретница (я на ее месте была), хотя ребенку меньше года». Журналистка делает вывод, что ее уволили из-за «обостренного чувства справедливости».

 

И по - своему она права. Новостью в случившемся с Тахминой Тынысовой стало то, что абсолютная лояльность учредителям – органам власти, их первым лицам, если она действительно искренняя, может быть опасной для журналистов провластных СМИ. Искренность тут ценится гораздо меньше умения «наступать на горло собственной песни».

 

Тахмина написала заявление в Омское отделение СЖР: «Репрессии, которым я подверглась, расцениваю как преступление в отношении объективной журналистики… Уверена, что игнорирование подобных вещей может привести приведет к ее гибели».

 

Откликнулся на происшедшее и бывший генеральный директор ГТРК «Омск» Александр Малькевич, ныне - первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Он обещает, что «ситуация вокруг увольнения Тахмины Тынысовой будет в ОП рассмотрена детально».