Кризисы и долги. Начиная с 2008 года, то есть со времени последнего глобального кризиса, прошло уже десять лет, но, к сожалению, ведущим развитым странам так и не удалось решить накопившиеся проблемы. В первую очередь стоит отметить, что та система международного разделения труда, по которой живет сегодня весь мир, по сути своей следует двум противоположным постулатам экономики: максимизация прибыли на уровне компаний, конгломератов и стран; ограниченность ресурсов во всех областях жизнедеятельности.

Таким образом, насыщенность рынков в 2007 году привела к очередному кризису, что спровоцировало панику и новый виток борьбы за место под солнцем, которое стремились занять развитые и сильные рынки, чтобы установить свои правила игры, желательно с аннулированием накопившихся долгов и претензий друг к другу.

Общий долг США вместе с внешним государственным долгом в размере 107% ВВП страны составляет около 300% (с учетом долгов банков, компаний и предприятий). Точно такую же ситуацию можно наблюдать и в Европе, где ахиллесовой пятой является европейская банковская система. В связи с этим сегодня мы наблюдаем жесткую санкционную политику против таких стран, как Россия, Иран, Турция, Китай Китай и так далее, а также введение санкций США против ЕС. Данный список еще будет пополняться новыми жертвами.

Россия. В каждом конкретном случае санкции вызваны определенными причинами. В случае с Россией это нефтяной рынок, на который пытаются выйти США, а также украинский вопрос. Украина для ЕС — это дополнительный рынок в 40 млн человек, кроме того, ЕС интересует возможность выдачи дотационной помощи Украине, так как потом он будет иметь право потребовать выплаты этих денег и сможет захватить предприятия, земли и рабочую силу.

Китай. С Китаем ситуация сложнее, так как эта страна является главным кредитором США за последние десятилетия (долг США перед поднебесной 1,3 трлн долларов США), а также обладателем большого количества фабрик и заводов по производству американского и европейского оборудования, не говоря уже о производстве одежды и товаров потребительского назначения. Но если вопрос с последним еще можно решить при помощи переноса производства обратно в европейские страны и США, то с долгом ситуация складывается патовая.

Иран. Иран также является интересным для рассмотрения рынком, так как на нем сталкиваются интересы партнеров, а именно США и ЕС. США считают себя мировым лидером и диктуют ЕС правила игры, что в последний год привело к потере иранского рынка для многих европейских компаний (иранский рынок для европейских компаний — это примерно 10 млрд евро).

Данный список можно продолжать, но смысл понятен: мы живем в эпоху нового передела рынков, в котором выиграет сильнейший. А для того, чтобы и нам получить свою долю рынка, стоит обратить внимание как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны, которые по своей сути неотделимы друг от друга. Нам наконец нужно обратить внимание на те современные тренды, по которым развивается весь мир, включая цифровизацию и автоматизацию большинства производственных процессов, экономику замкнутого цикла, включая управление отходами и использование технологий сберегающей энергии.

Внутренняя структура экономики должна быть построена на основе чёткого взаимодействия между регионами, с точечным использованием инвестиционного потенциала прежде всего самого государства. Нам не стоит ждать больших инвестиционных вложений извне с продвижением новых технологий, а период строительства сборочных линий подходит к завершающей фазе. Важно наконец понять, что главный потенциал нашей страны - это человеческие ресурсы, а это значит вложение ресурсов в переподготовку населения.