Мы публикуем обзор сентябрьского указания генерального прокурора "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности".

21 сентября 2018 года Генеральная прокуратура РФ выпустила Указание № 602/27 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности", внеся тем самым свой вклад в наметившиеся изменения в соответствующей правоприменительной практике.

Усиление прокурорского контроля

Указания ведомства ставят весь ход расследования уголовных дел по антиэкстремистским статьям и оперативно-розыскную деятельность МВД, ФСБ и ФСИН под более строгий контроль прокуратур.

При этом особое внимание Генпрокуратура призывает уделять расследованию преступлений, "совершенных с применением насилия, в составе экстремистской организации или экстремистского сообщества, в том числе сформированных по этническому принципу, в местах лишения свободы и с использованием сети «Интернет», а также по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Возможно, это следует понимать так, что таким преступлениям надо уделять больше внимания, чем "экстремистским высказываниям". В документе говорится и о том, что прокуроры должны добиваться рассмотрения в ходе расследования наличия признаков финансирования экстремистской деятельности, склонения, вербовки, иного вовлечения в экстремистские сообщества и организации.

Указания Генпрокуратуры сформулированы так, чтобы привлечь внимание прокуроров сразу к двум проблемам – необоснованному преследованию и необоснованному отказу от такового.

Генпрокуратура требует, чтобы прокуроры обращали внимание на случаи несвоевременного представления результатов оперативно-розыскной деятельности правоохранителей следователю и дознавателю, нарушающие сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Они должны проверять наличие в оперативно-служебных материалах "документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, о незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, результатов оперативно-розыскной деятельности", следить за соблюдением требований законодательства о территориальной и ведомственной подследственности дел.

Указание головного ведомства обязывает прокуратуры оперативно проверять законность процессуальных решений по сообщению об экстремистских преступлениях.

Прокурорам надлежит тщательно следить за тем, чтобы органы дознания и предварительного следствия вовремя информировали их о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а изучив соответствующие документы, давать оценку законности решений этих органов. Им поручено контролировать соответствие постановлений о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступлений экстремистской направленности диспозиции соответствующих статей УК, обращая особое внимание на сроки давности уголовного преследования.

При этом прокуратурам регионального уровня поручается проводить проверку по каждому факту прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора. Изучив вопрос обоснованности решения, они должны составлять заключение, которое не позднее чем через месяц с момента вынесения постановления следователем (дознавателем) или вступления в законную силу решения суда направляется в Генпрокуратуру. Прокурор составляет заключение, не допуская "искажения установленных в ходе проверки сообщений о преступлении и предварительного расследования фактов, давая объективную оценку действиям должностных лиц правоохранительных органов, своевременности и достаточности проведения следственных и иных процессуальных действий".

Региональные прокуроры теперь обязаны ежемесячно производить сверку данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией и сопоставлять эти данные с результатами анализа данных СМИ и интернета, обращений граждан, должностных лиц и организаций, материалов надзорных проверок, содержащих сведения об экстремистских преступлениях. На областном уровне должны вестись реестры всех сообщений о преступлениях экстремистской направленности, а также реестры всех подобных уголовных дел. К Указанию прилагаются формы, которые надлежит заполнять при ведении этих списков.

Учет мотива преступления

При проверке законности и обоснованности процессуальных решений, касающихся, в частности, юридической оценки действий обвиняемого прокуратурам рекомендуется принимать во внимание разъяснения Верховного суда, касающиеся вопросов практики по делам о преступлениях экстремистской направленности.

Особое внимание уделяется исследованию мотива обвиняемого или подозреваемого. Надо полагать, тщательно изучать мотив рекомендуется и при расследовании насильственных преступлений, и, что сейчас более актуально, в случае преследования за "экстремистские высказывания" того или иного рода. В частности, Генпрокуратура напоминает о необходимости отграничения преступлений, совершенных по мотивам ненависти, от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений.

Согласно указаниям Генпрокуратуры, следует иметь в виду, что квалификация преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотивам ненависти, исключает возможность одновременной квалификации содеянного по другим признакам, предусматривающим иной мотив или цель преступления. Таким образом, в ситуации, когда преступник руководствовался несколькими мотивами, юридическая квалификация будет учитывать только один из них – тот, который будет признан основным.

Прокурорам также надлежит требовать установления и привлечения к ответственности создателей материалов экстремистской направленности "в ходе расследования по каждому уголовному делу о преступлениях, связанных с их распространением и размещением в свободном доступе". Это указание, похоже, является ответом на распространенные критические замечания о том, что к ответственности часто привлекают авторов репостов, но не создателей оригинального контента.

Прокурору вменяется в обязанность "давать оценку полноте принятых правоохранительными органами мер к установлению причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, в том числе радикализации убеждений" привлеченного к ответственности.

Генпрокуратура подчеркивает, что цель возбуждения ненависти является одним из основных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 282, так что отсутствие подобной цели исключает привлечение к уголовной ответственности по этой статье, а сам факт размещения в сети материалов, имеющих признаки возбуждения ненависти, еще не является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Видимо, в этом смысле надо понимать и указание ведомства на то, что публичное распространение информации, "в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности, либо сведений, оправдывающих такую деятельность", надлежит квалифицировать по статье 282 УК "лишь при наличии иных признаков этого состава преступления", при этом "следует учитывать всю совокупность имеющихся в уголовном деле доказательств, источник заимствования противоправной информации и контекст ее использования".

В том же духе, рекомендуется принимать во внимание, что "высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах" и не преследующих цели возбудить ненависть, не является преступлением, предусмотренным ст. 282. Генпрокуратура также напомнила, что оценивая обоснованность квалификации деяний по признаку использования СМИ, необходимо ориентироваться на определение СМИ в рамочном законе.

Иные положения

В отношении ст. 280 УК Генпрокуратура пояснила, что "призывы к осуществлению экстремистской деятельности будут являться таковыми лишь при наличии цели побуждения других лиц к действиям экстремистского характера", а при установлении направленности призывов необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", то есть не пытаться называть экстремизмом вообще все что угодно. Обращая внимание на вопрос о публичности призывов, Генпрокуратура не дает, естественно, исчерпывающего перечня форм публичных выступлений, однако относит к таковым не только выступления на митингах, распространение листовок и другие очевидные случаи, но также "обращения к группе людей в общественных местах" и "распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи"; список форм публичных выступлений оставлен открытым, так как завершается словами "и т.п.".

Генпрокуратура считает необходимым использование "при раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности экспертных возможностей, в том числе проведения психолого-лингвистических, религиоведческих, социологических экспертиз и исследований" (Центр «Сова», напротив, считает академическую экспертизу в большинстве случаев совершенно излишней). Генпрокуратура, тем не менее, обращает внимание на то, что вопросы к экспертам должны быть правильно и полно отражены в постановлениях о назначении экспертизы. При оценке законности процессуальных решений ведомство рекомендует "тщательным образом изучать заключения специалистов и экспертов, уделяя особое внимание соответствию изложенных в них выводов содержанию исследовательской части и отраженным в постановлении о назначении экспертизы (исследования) вопросам, полноте и всесторонности выводов, наличию в них противоречий, квалификации экспертов (специалистов) и наличию у них полномочий давать оценку изложенным фактам", то есть – не ограничиваться, как это нередко случается, автоматическим копированием выводов экспертов, в чьей компетенции "нет оснований сомневаться".

Генпрокуратура также велела нижестоящим ведомствам не допускать направления в суды обвинительных заключений, содержащих нецензурные выражения, следить, чтобы эти выражения заменяли на многоточия, позволяющие идентифицировать фразы при сопоставлении с заключением эксперта.