Что не так с российскими социальными стандартами — минимальной зарплатой и прожиточным минимумом 

Очень-очень правительство гордится тем, что подняло минимальную зарплату (МРОТ) до прожиточного минимума (ПМ). Сравняло 2 минимума.  

Все. Правительство вытерло лоб, устало присело. Задача решена, забудем про нее. 

Но тут осталось несколько проблем, которые не сразу видны простым глазом. Приглядимся. От простого — к сложному. 

2995750 Приравняло. Молодцы! А дальше-то что? Почему вы считаете, что МРОТ должен быть равен ПМ? Почему не больше его? Помните о недавно сделанном правительством открытии: оказывается в России есть проблема бедности работающих людей. Так это проблема не решается приравниванием двух минимумов. 

Нет, на ближайшие 6 лет правительство поднимать МРОТ выше ПМ не собирается.  

Но ведь индексация МРОТ только по ПМ означает консервацию нынешних бедняцких зарплат. Неповышение уровня жизни. 

2995752 Там внутри ПМ проблема с налогом. В ПМ трудоспособного «зарыт» подоходник. Но только 11,1%. Почему не 13%? Росстат учел стандартный налоговый вычет на ребенка, умножив его на долю семей, имеющих детей. В результате уровень ПМ  оказался занижен на сумму этого вычета.  

Стоит ли вообще его учитывать при определении уровня ПМ? И почему тогда не учитываются остальные налоговые вычеты? Их тьма… Правительство обещало разобраться с этой проблемой, но все время откладывало. Вот и еще на 6 лет отложило. 

2995754 Да и с самим размером ПМ есть очевидная проблема. Он ориентируется только на рост цен. Если посмотреть с 2001 года, то да, ПМ учитывает инфляцию, даже обогнал ее на четверть. Все в порядке? Нет. 

Вопрос не только в ценах. Но и в стандартах потребления. Если в 2000 году ПМ составлял 53% от среднедушевого дохода населения, то во II квартале 2018 — только 32,3%.  

Было больше половины, теперь — меньше трети.  

Между тем совершенно очевидно, что с ростом доходов должны пересматриваться и  подтягиваться вверх и стандарты бедности. В некоторых странах они прямо  так и установлены — 40% от среднего дохода. Но в России при определении порога бедности это не учитывается.  

Вот в этом-то и секрет сокращения бедности вдвое (с 42 млн чел в 2000 до 19,3 млн чел в 2017): порог бедности систематически занижается. Он не учитывает состоявшийся рост средних доходов населения. 

И эту проблему правительство тоже решать не собирается. Наоборот, собирается продолжать эту политику — ведь как еще снизить бедность в стране вдвое, как того требует грозный президент в своем майском указе? Только занизив планку отнесения людей к бедным… 

Почему все как-то успокоились, приравняв два минимума? Как будто решили важную социальную задачу. Ничего еще не решили. Сделали только первый шаг и  успокоились.  

Реально снижать бедность вдвое никто не  собирается. Потому что необходимые дальнейшие шаги правительство даже и  не ставит перед собой. Даже не обсуждает. 

А для статистики выполнения майского 2018 г. указа просто занизят порог бедности. 

Ведь их цель — не улучшить жизнь людей, а собрать кучу денег в бюджет и отправить их совсем на другие цели.

Оригинал