Владимир Егоров обратился с жалобой в ЕСПЧ

 Тверская Область

30 сентября 2018 года стало известно, что торопецкий оппозиционный активист Владимир Егоров обратился в ЕСПЧ с жалобой на приговор, вынесенный ему по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности в интернете). В июне 2018 года активист был приговорен Торопецким районным судом к двум годам лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком и запретом модерирования веб-сайтов, в июле приговор был утвержден Тверским областным судом. Интересы Егорова в ЕСПЧ представляет юрист Международной правозащитной группы "Агора" Дамир Гайнутдинов.

Уголовное дело в отношении Егорова было возбуждено в октябре 2016 года. Поводом для преследования послужила публикация в паблике "Граждане Торопца" в соцсети "ВКонтакте", которым управлял Егоров. Пост содержал фотографию Путина и текст о том, что управляемая спецслужбами пропаганда нацелена на то, чтобы оправдать главу государства, переложив вину за все промахи власти на других чиновников. Автор поста призывал "не вестись" на подобные пропагандистские уловки, и заявлял, что "валить надо главную кремлевскую крысу с его дружками-подельниками". С нашей точки зрения, высказывание Егорова не обладало той степенью конкретности, чтобы можно было однозначно толковать его как призыв к насилию или незаконному свержению власти. Подобные агрессивные антиправительственные высказывания общего характера чаще всего не представляют существенной опасности, поскольку не могут быть реализованы. Мы полагаем, что уголовное преследование в таких случаях не имеет смысла: вполне достаточной мерой может быть удаление провокационной публикации.

В жалобе, поданной в ЕСПЧ, защита указывает, что заявитель был фактически наказан за выражение мнения, а запрет администрировать сайты лишил его возможности вести активную политическую деятельность. Суд не принял во внимание размер аудитории, ознакомившейся с публикацией Егорова, при том, что, по словам свидетелей, пост показали им сотрудники ФСБ. Кроме того, защита отметила, что из-за широты определения экстремистской деятельности статья о призывах к ней не дает четкого представления о том, какие высказывания под нее подпадают, то есть вероятность наказания по ней непредсказуема. В жалобе говорится и о том, что пост Егорова представлял собой эмоциональную реакцию на высказывание российского премьера и в результате его публикации никто не пострадал.