"Петр Великий" – один из восьми кораблей из Мурманска, застрявших за границей
"Петр Великий" – один из восьми кораблей из Мурманска, застрявших за границей

Не менее 160 российских моряков застряли за границей на неопределенный срок. Судовладелец из Мурманска из-за финансовых проблем уже несколько месяцев не в состоянии вернуть в порт восемь кораблей, часть из них арестована за долги. На многих судах проблемы с водой, продуктами и медикаментами.

Теплоход "Северная земля"
Теплоход "Северная земля"

Суда, которые принадлежат компании "Мурманское морское пароходство" (ММП), разбросаны по всему земному шару. Причины арестов связаны с долгами судовладельца – перед поставщиками топлива, портами, судоремонтными заводами. Есть и пока не арестованные суда, но они тоже не могут вернуться в порт приписки – у компании просто нет на это средств.

"Железная коробка, практически тюрьма"

ММП позиционирует себя как крупнейшего грузоперевозчика в российском секторе Арктики. Однако все чаще пароходство попадает в новости по другим причинам. Сейчас его восемь судов не могут вернуться на родину.

У берегов Индии стоит "Всеволод Белецкий", в Новом Орлеане (США) – "Поморье", "Петр Великий" – в Китае. У берегов Испании находятся сразу два российских судна – "Заполярье" и "Северная земля". Также среди "забытых" судов – "Иван Лопатин", "Виктор Ткачев", "Кузьма Минин". На них моряки живут по несколько месяцев.

– У судовладельца нет средств порой даже на питание морякам. Были случаи, когда продуктами россиян обеспечивал Красный Крест. Недавно мы обратились в ММП – понадобилась госпитализация одного из моряков, и с большим трудом нам удалось этого добиться. Сегодня в медицинской помощи нуждаются еще четверо. Судно – это железная коробка, практически тюрьма. При этом на некоторых судах нет медикаментов, – говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих Сергей Фишов.

Сергей Фишов
Сергей Фишов

По его словам, сегодня сложно точно сказать, сколько моряков "терпят бедствие" на судах ММП, их не менее 160 человек – на каждом из судов работают около 20 членов экипажа.

Сергей Филимонов, старший помощник капитана сухогруза "Заполярье", который стоит у берегов Сеуты (Испания), рассказывает, что в их ситуации Красный Крест действительно четырежды помогал продуктами. В Испании судно стоит с 9 мая.

– Продуктов от пароходства не было почти месяц, давали по чуть-чуть. Мы сильно экономили. Недавно обещали продуктов на восемь тысяч евро, в итоге дали на 1200 евро, это на пять дней питания экипажа. Хорошо, что помогал Красный Крест, об этом даже снимало телесюжет испанское телевидение. В том числе благодаря и ТВ ситуация начала меняться.

Сергей Филимонов
Сергей Филимонов

Сегодня на судне нет топлива, приходится сильно экономить воду, в день моряки включают ее на 20 минут. Сухогруз не арестован, но его документы просрочены, к тому же у судовладельца есть долг за топливо. Поэтому пока вернуться в Мурманск судно не может.

"Моются дождевой водой"

Самое сложнее положение – у тех, кто находится в Китае, Африке, Индии, где очень жарко. Многие суда стоят без топлива, электричество отключают за долги, поэтому невозможно включить кондиционер. Но это еще не самое страшное. С ноября прошлого года теплоход "Всеволод Белецкий" находится в порту Халдия (Индия). Пятнадцать членов экипажа фактически заперты на судне без воды и нормального питания. Их родственники забили тревогу, когда поняли, что руководство ММП на контакт не идет.

На судне отсутствует питьевая вода. Продовольствие на борту неоднократно заканчивалось

– В компании либо не берут трубку, либо кормят "завтраками" по поводу смены, – рассказывает супруга одного из моряков Елена.

Свою фамилию она называть отказывается, как и другие родственники пострадавших.

– Мы не хотим санкций со стороны компании. От этого зависит дальнейшая смена наших мужей и выплата денег, которые компания должна, – объясняет женщина.

Близкие моряков обратились в СМИ с письмом, где описали печальную историю теплохода (текст есть в распоряжении Радио Свобода). Судно было арестовано из-за споров судовладельца с фрахтователем и поставщиком снабжения. Должно ММП и порту. Общий долг компании – более 1 млн долларов США.

"На судне отсутствует питьевая вода. Продовольствие на борту неоднократно заканчивалось. Продукты, закупаемые компанией, самые дешевые, низкого качества, несколько человек уже обращались в береговые медучреждения с желудочно-кишечными проблемами. Неоднократно судно находилось в аварийной ситуации из-за полного отсутствия топлива, питаться приходилось сухим пайком, спать на палубе при температуре +30–35 и влажности 90–100%, мыться под дождем или из бутылок", – отмечают авторы письма.

По словам Елены, у многих моряков давно закончились контракты, однако смены до сих пор нет. И неясно, будет ли.

Один из застрявших кораблей ММП, "Северная земля"
Один из застрявших кораблей ММП, "Северная земля"

У берегов Нового Орлеана (США) более двух месяцев стоит теплоход "Поморье". Планировалось, что рейс продлится не дольше месяца, но потом судно потеряло два якоря и встало в ремонт. Сейчас у судовладельца крупный долг перед стивидорами (компаниями, занимающимися погрузкой и разгрузкой судов) и ремонтниками.

На судне 19 человек, у которых давно закончились контракты, но при этом вернуться в Россию они пока не могут. По словам Фишова, проблема – в оформлении американских виз для моряков, которые должны прибыть на смену. Бросить без экипажа рабочее судно судовладелец не может. О проблемах экипаж сигнализировал в Российский профессиональный союз моряков (РПСМ).

"Четыре человека обращались за медицинской помощью. Так как в судовой аптеке медикаментов нет и на борту нет судового врача, консультация велась по телефону с врачом компании. В доставке необходимых медикаментов на судно отказали, ограничившись общими рекомендациями", – написали моряки.

Сегодня к решению вопроса подключилось Консульство РФ в США, но провести репатриацию без официальной смены экипажа невозможно, говорят в РПСМ.

Реакции – ноль

– Наши родственники не раз обращались в разные инстанции, писали в администрацию президента – реакции ноль, – говорит моряк теплохода "Северная земля" Борис Остахов.

Девятнадцати морякам этого судна повезло чуть больше – оно стоит в Испании, у людей есть свободный выход в город. Они могут купить воду и продукты, правда, приходится экономить на топливе.

Борис Остахов
Борис Остахов

– Находимся в жестком режиме экономии топлива, большую часть суток работаем на аварийном дизель-генераторе. Он дает только свет, в каюте работает одна лампа с розеткой над кроватью, воды нет, аварийное освещение в коридорах, – говорит Остахов.

Он на судне пять месяцев, но есть здесь и те, кто находится больше семи месяцев. Судно арестовали за долги по топливу. И у моряков также не получается наладить контакт с судовладельцем.

Что с этой конторой будет, сказать практически невозможно

– Постоянные обещания компании без указания сроков. Уже два месяца обещают произвести смену. Но только 12 сентября прислали денег на оформление документов и покупку билетов трем членам экипажа. И вообще непонятно, будет ли им замена или нет, – рассказывает Остахов. – А в понедельник вообще никто не брал трубку, звонил капитан, родственники. Были случаи, когда звонили Шевелевой, это начальница отдела кадров, и она бросала трубку сразу же после того, как представляешься.

Моряк другого корабля, "Петр Великий", тоже общается охотно, но просит не указывать его фамилию – опасается проблем с руководством. Судно стоит в китайском Шанхайгуане, недалеко от перевала Великой Китайской стены. В начале года 40-летний сухогруз встал на ремонт в док, но оплатить работы в ММП не смогли. В мае китайские рабочие ушли, не закончив ремонт.

Балкер "Петр Великий"
Балкер "Петр Великий"

– Сказали, что проплатить должны до 23 июля. Проплаты не было, что дальше – никто не знает. Экипаж занимается повседневными заботами по должностям. Готовим судно к отходу, правда не знаем, когда он будет, – говорит мужчина.

На судне он без малого три месяца. Хотя собирался только на месяц. После того как о проблемах стали говорить в СМИ, в пароходстве "начали шевелиться". Недавно работодатель отправил домой троих моряков. Осталось еще семеро. Моряки "пока бухтят", но держатся, говорит собеседник.

Балкер "Петр Великий"
Балкер "Петр Великий"

– Считаю, из всех судов, которые арестованы и задержаны, мы в лучшей ситуации. Электричество идет с берега, в долг. Воды достаточно. На продукты ММП понемногу переводят деньги капитану. Он или заказывает, или отправляет людей в магазин, – рассказывает моряк.

О том, что будет дальше с ММП и останется ли он тут работать, он не знает.

– Что с этой конторой будет, сказать практически невозможно. После известий, что ММП продает картину Рериха, тяжело чему-либо удивляться, – говорит моряк. – Когда читаешь новости, что на компанию подают иски, складывается впечатление, что ее хотят принудительно обанкротить и выкупить за копейки. Так сказать, "отжать".

"Искусственное нагнетание"

В пресс-службе ММП отмечают: угрозы жизни и здоровью экипажей. находящихся за пределами РФ, нет.

"В настоящий момент компанией осуществляются все необходимые мероприятия, связанные со снабжением судов, репатриацией экипажей и продолжением нормального функционирования флота", – сообщили в пароходстве.

Освещение проблем в СМИ здесь назвали "искусственным нагнетанием обстановки", которое "негативно влияет на решение текущих вопросов с контрагентами и кредитными организациями в рамках проводимой реструктуризации, отрицательно сказывается на психологической обстановке в экипажах и их семьях".

В пресс-службе не уточнили, какие конкретно меры принимаются для возвращения россиян домой. Радио Свобода направило в компанию соответствующий запрос.

Теплоход "Северная земля"
Теплоход "Северная земля"

Сегодня пароходство должно своим морякам 8,7 млн рублей. Зарплату если и платят, то нерегулярно, отмечают моряки, с которыми пообщалось Радио Свобода. По фактам невыплаты зарплат в отношении ММП в начале сентября было возбуждено уголовное дело. Гострудинспекция оштрафовала пароходство на 403 тыс. рублей. И этот штраф далеко не последний – инспекция приняла от моряков 41 обращение по фактам невыплаты и задержек зарплат.

Помимо иностранных компаний, ММП должна российским судоремонтным предприятиям, инспекции по труду, ряду крупных организаций, налоговой службе. Приставами были наложены ограничения на регистрационные действия с недвижимым имуществом, арестован автотранспорт, сообщили в пресс-службе Мурманского управления ФСПП. По данным Сергея Фишова, приставы наложили еще и запрет на действия с судами, их отчуждение и продажу.

Никто не хотел сюда ехать. Тем более что топлива и воды опять не дали

Сегодня, желая погасить долги, компания реализует часть имущества, в том числе гостиницу, здания, в одном из которых находится музей пароходства. На продажу выставили и картину Николая Рериха 1907 года.

В компании утверждают, что намерены выйти из сложного экономического положения. И действительно, с начала года пароходство снизило задолженность перед кредиторами более чем в четыре раза, с 51 млн рублей до 12 млн рублей, сообщает пресс-служба ФСПП.

Между тем в последнее время все чаще говорят о банкротстве пароходства – после предъявления ему крупных исков. Сразу три организации, среди которых "Арктическая горная компания", пытались обанкротить ММП через суд.

Пароходство действительно испытывает экономические трудности, подтверждают в его пресс-службе, однако подчеркивают, что информация о банкротстве далека от действительности. Такого в планах компании на данный момент нет, а в экономических проблемах виноваты, дескать, санкции и кризис.

"ОАО "Мурманское морское пароходство", как и большинство других судоходных компаний, испытывает определенные финансовые трудности. Их причиной, прежде всего, являются западные санкции, общая ситуация в мировой экономике и последствия затянувшегося кризиса на рынке морских перевозок", – сообщили в пресс-службе ММП.

Тем не менее ни у одного крупного российского судовладельца таких серьезных проблем нет, говорит Сергей Фишов. По его словам, пенять на санкции не стоит. Причиной проблем компании, а значит и работающих на нее моряков, стала экономическая политика пароходства.

"Эпопея продолжается"

Сергей Филимонов на борту сухогруза "Заполярье"
Сергей Филимонов на борту сухогруза "Заполярье"

После вмешательства Международной федерации транспортных рабочих (ITF), профсоюзов и шумихи в СМИ ситуация начала потихоньку меняться. Правда, пока удалось вернуть в Мурманск только одно судно с экипажем – балкер "Новая Земля". В конце августа он был арестован в порту Скаген (Дания), 19 членов экипажа несколько месяцев экономили на еде и воде. В начале сентября они вернулись домой. ММП обеспечило судно продуктами и топливом и уже в порту сменит экипаж.

По словам Сергея Филимонова, 14 сентября возвращаются домой 11 моряков "Заполярья". Правда, продуктами для сменного экипажа и топливом сухогруз до сих пор не обеспечен.

– Сегодня поменяют экипаж. Хотя никто не хотел сюда ехать. Тем более что топлива и воды опять не дали. Эпопея продолжается, только уже без меня, – говорит Филимонов.

Сколько новому экипажу предстоит прожить в "железной коробке" со скудными запасами воды и без топлива, не знает никто.