Главная страница Новости Гибель советского интеллигента. Фильм Сергея Лозницы "Процесс"

Гибель советского интеллигента. Фильм Сергея Лозницы "Процесс"

10.09.2018
Дмитрий Волчек, svoboda.org

Кинокамера на процессе Промпартии
Кинокамера на процессе Промпартии

Конец ноября, темнеет рано, и на мрачной площади лучи прожекторов освещают толпу с транспарантами: "Расстрелять!", "Слава ОГПУ", "Смерть агентам Пуанкаре", "Долой вредителей и саботажников". Красноармейцы в буденовках маршируют по снегу, за ними шагают трудящиеся и студенты, едут грузовики и бронемашины. А в набитом народом Колонном зале Дома Союзов дают показания те, кого на улице требуют приговорить к расстрелу. 13 дней идет грандиозный спектакль, придуманный Сталиным и ОГПУ, – процесс по делу Промпартии.

Суд под председательством Андрея Вышинского рассматривает дело группы профессоров, занимавших высокие должности в руководстве советской промышленности. Всех обвиняют во вредительстве, контактах с белоэмигрантами, работе на иностранные державы – в первую очередь Францию – и подготовке интервенции. И все подсудимые охотно, убедительно и спокойно рассказывают о том, как вредили, встречались с зарубежными агентами, планировали вторжение иностранных войск в молодую республику Советов. Все это снимает кинокамера. В том же 1930 году выходит документальный фильм "13 дней", рассказывающий о злодеяниях профессоров-заговорщиков.

Многие ли тогда догадывались, что никакой Промпартии не существует, а подсудимые оговаривают себя, изобретая преступления? Многие ли могли поверить, что почтенные профессора, говорящие столь убедительно, так детально описывающие акты саботажа и тайные переговоры с белоэмигрантами, просто врут, а сценарий процесса разработан чекистами?

На Венецианском кинофестивале – премьера фильма Сергея Лозницы "Процесс", монтажной картины, сделанной из тех же материалов, которые 88 лет назад использовались для создания пропагандистских "13 дней". Фильм о "сдаче и гибели советского интеллигента", о первых подступах к Большому террору и в то же время о сегодняшнем дне – замечаешь жуткое сходство процесса в Колонном зале Дома Союзов с тем, что происходит в тесных залах Басманного и других судов, где решаются судьбы молодежи из "Нового величия", "крымских диверсантов" и прочих современных врагов народа. Да, подсудимые теперь не оговаривают себя, но, так же как и 80 лет назад, их участь предопределена: чекистское следствие диктует суду приговоры.

О фильме "Процесс" рассказывает Сергей Лозница:

– Вы давно планировали фильм об одном из московских процессов времен Большого террора. Почему вы выбрали суд по делу Промпартии?

Я понял, что нашел сокровище

– Я увидел в интернете две минуты выступления на суде одного из героев этого фильма. И был поражен и тем, что существует материал со звуком, и тем, что происходило в течение этих двух минут. Начал расспрашивать и наткнулся на фильм Якова Посельского, откуда был взят этот фрагмент. После этого начал розыски в красногорском архиве. Там работал мой ассистент, Влад Верный. Я попросил его найти всё, что есть по этим процессам. Сначала я думал сделать фильм о развитии процессов, поскольку они становились все более и более маразматическими. Есть потрясающий материал, 40 минут примерно, – речь Вышинского на процессе 1938 года, ее просто необходимо смотреть всем, это верх абсурда. Мы уже начали монтировать и дошли до процесса Промпартии.

Потом я заглянул в каталог архива и обратил внимание, что там несколько копий разной длины. Попросил достать еще две копии, вдруг там не тот же материал, а что-то другое. Так и оказалось. Под записью "Копия фильма "Процесс Промпартии. 13 дней" оказался материал, который в фильм не вошел. Я понял, что нашел сокровище, мы полностью поменяли концепцию, стали делать фильм только о процессе Промпартии. Звук в 1930 году – это удивительная редкость. Был короткий период использования технологии инженера Шорина, звук записывался на пленку вместе с изображением. Процесс снят очень подробно, длинными планами от трех до пяти минут. Практически статичная камера, в какие-то моменты ее двигали, не выключая, чтобы поймать реакцию зала. Для другого фильма это бы посчитали браком, но я всё включал, поскольку в этом есть определенная прелесть. Так получилась картина на два часа семь минут.

Сергей Лозница
Сергей Лозница

– Как вы отбирали материал, чем пожертвовали? Например, все выступления защиты остались за кадром. Их не было?

Поразительная вещь, абсурд на абсурде

– Я их не нашел. Материала было на три часа примерно. Не вошел откровенный брак и, на мой взгляд, избыточные тексты. Ведь эту картину не очень просто смотреть, нужно вникать и понимать, что там происходит. В 1931 году была напечатана стенограмма – сплошная шизофрения. Есть две книги "Судебный процесс Промпартии". Там материалы подготовки и самого процесса – поразительная вещь, абсурд на абсурде. Я старался включить максимум возможного, чтобы форма фильма не развалилась. Там же есть определенная структура, определенные законы, по которым выстраивается картина.

– Эти интермедии с толпой на улице, которая требует покарать, расстрелять, обличает "кровавую собаку Пуанкаре"...

– Фильм – это искусство, которое существует во времени. Вы должны задавать определенный ритм и чувство этого времени. Эти интермедии-манифестации, может быть, не каждый вечер были, но я их использовал для того, чтобы дать понять, что заканчивается один день и начинается другой. Это идет таким контрапунктом, выполняет служебную роль в конструкции фильма.

– Судебный процесс сделан как спектакль для массового зрителя, очень хорошо отрепетирован и срежиссирован. Есть партер, есть балкон, есть даже галерка, где толпятся самые незначительные зрители. И суд, и подсудимые отлично исполняют свои роли. Все правила зрелища соблюдены.

Документальное кино – это 24 кадра правды в секунду. Здесь же – 24 кадра лжи

– Это так и было сделано, как спектакль, это и поражает. Говорят, что документальное кино – это 24 кадра правды в секунду. Здесь же – 24 кадра лжи. Все, кто принимал участие в процессе, были посвящены в суть этого действа. И те, кто себя оговаривал в несуществующих преступлениях, и прокурор, который требовал расстрелять под возгласы "браво", и судьи. Может быть, не понимали зрители в зале, но и то, я думаю, не все. Наверное, журналисты понимали. Там много кадров, когда показывают зал, по лицам видишь, что они все-таки понимают чуть-чуть. Но в принципе, конечно, это шоу было сделано для народа. Самый настоящий театр, и это поражает.

– Вы наверняка услышите вопросы от иностранцев, от молодых зрителей, почему такое было возможно. Это 1930 год, совсем недавно был НЭП, существовала оппозиция. Как людей довели до такого состояния и почему они участвуют в этом спектакле добровольно, почему никто не вышел на сцену и не сказал, что это обман?

– Это самая большая загадка. У Шаламова есть упоминание о человеке, который принимал участие со стороны власти в таких процессах, он говорил, что использовались химические вещества. Я не знаю других подобных свидетельств. Может быть, это страх, может быть, убеждение. Вглядываешься в лицо Рамзина, который взял на себя руководство "партией", и понимаешь, что Рамзин знает, что делает, и наверняка с ним договорились. У меня складывается такое ощущение, поскольку свой приговор он встречает довольно хладнокровно, в отличие от своего секретаря, который, может быть, и не в курсе был. Но чем это отличается от того, что мы видим сейчас? Я читаю книгу Владимира Переверзина, который проходил по процессу ЮКОСа. Всё то же самое, только никто не признаёт своей вины.

– И подсудимые не молчат, и адвокаты бывают честные, и нет митингов с лозунгами "расстрелять", и огромных спектаклей из судебных процессов не делают. Но ощущение общности есть. Это очень актуальный фильм потому, что всевластие спецслужб такое же, как в 1930 году.

Те, кто сейчас участвуют в преступлениях государственного масштаба, сами станут жертвой этой системы

– Конечно. Чем это отличается? Народ не нужно ни в чем убеждать, он уже был убежден в 30-е годы, нужно держать его тепленьким. То, что подсудимые не признают свою вину, ну и что? А кому это мешает впаять 15–20 лет? А кто будет потом протестовать против несправедливости? А кто вообще беспокоится о том, чем там занимается Следственный комитет, прокуратура, суды? Каждый думает: авось меня пронесет. Очень опасная ситуация, потому что в руках топор, которым размахивают направо и налево, как угодно им пользуются. Но эта ситуация небезопасна и для судей, и для прокуроров. Николая Крыленко, который был прокурором на деле Промпартии, в 1938 году судил Вышинский на процессе альпинистов-туристов-фашистов. Его расстреляли. Те, кто сейчас участвуют в преступлениях государственного масштаба, обвиняя и сажая, отправляя в далекие края невинных людей, сами станут жертвой этой системы. Это уже пройдено, и они должны из этого извлечь какой-то опыт.

– Вышинский то ли покончил с собой, то ли его убили в Америке. До сих пор неясно, что с ним произошло.

Вы представляете, насколько преступное это государство!

Он в 1954 году умер или был убит в Соединенных Штатах. Его тело в тот же день было доставлено в Советский Союз. До этого прилетал из Советского Союза какой-то человек и полетел тем же самолетом обратно. Вышинского пригласили назад, и он прекрасно понимал, что с ним там сделают, поскольку он был обвинителем на многих процессах, начиная с 20-х годов. Знал прекрасно всю подноготную, как он отправлял "головку", как они говорили тогда, страны на смерть. Я думаю, его в живых не оставили бы как свидетеля его подельники, пришедшие в тот момент к власти. Вы представляете, насколько преступное это государство! Имена этих преступников до сих пор висят на улицах, а некоторым до сих пор стоят памятники.

– Судьбы подсудимых по делу Промпартии зачастую неожиданные. Их приговорили к расстрелу, но Сталин значительную часть пощадил, Рамзин вообще получил Сталинскую премию через 13 лет после процесса, хотя его объявили главным организатором партии.

Тут опять-таки все понятно, по-честному отсидел, в ОКБ специальном при ОГПУ дали возможность заниматься теплотехникой. После этого выпустили, работал прекрасно, правда, непонятно, каким образом умер. Восемь человек получили приговоры на суде, но дело в том, что по делу Промпартии были репрессированы тысячи человек. Рамзин говорил: "Я и сам не представляю, каков масштаб нашей партии", открывая тем самым возможность репрессировать инженеров просто по доносу, прикрепляя их к этой партии.

– Были и параллельные процессы, придумали не только Промпартию, но и другие контрреволюционные партии.

Да, но в отличие от Промпартии, остальные отказались принимать участие. Их судьба не лучше, чем судьба тех, кого мы видим в фильме.

– Меня поразило появление на экране в роли подсудимых персонажей, которые в начале 20-х годов описал Булгаков. Ведь судят и профессора Персикова из "Роковых яиц", и профессора Преображенского из "Собачьего сердца"...

Процесс ЮКОСа готовился таким же образом, но не удалось найти ни одного человека, который бы оклеветал руководителей этой организации

Я все время думал о языке, который они используют для того, чтобы описать свои враждебные деяния и подготовку интервенции. Они говорят о себе в третьем лице. "Партия, руководившаяся в том числе и мной". Говорят про кого-то и потом в конце спохватываются и говорят: "в том числе и меня". Сам по себе язык сотворяет все это, и я не думаю, что наш язык изменился настолько, чтобы гарантировать невозможность повторения этого абсурда. Гарантировать на уровне лексики и грамматики. Но пока что инсценировать подобные процессы не удается. Насколько я знаю, процесс ЮКОСа готовился таким же образом, но не удалось найти ни одного человека, который бы оклеветал руководителей этой организации.

– Сейчас дело организации "Новое величие", которая примерно так же придумана, как Промпартия.

Есть желание создавать страдания, унижать, уничтожать, растирать в порошок, ломать людей

Да. Меня всегда это поражает: неужели кто-то получает удовольствие и наслаждение? Это же необходимо напрячься, придумать фантасмагорию и потом, накручивая огромное количество лжи вокруг придуманного идиотизма, убеждать всех остальных в том, что именно эта фантасмагория истинна и необходимо сажать эту группу детей, или эту группу предполагаемых террористов, или эту группу верующих... Вот сейчас пойдет группа, не дай бог, кинематографистов, потом пойдет группа рабочих вагоноремонтного завода. У ребят портрет Дзержинского и папочки, которые пухнут: та папочка, которая распухла, вот ее давай сюда. Это же совершенно регрессивная деятельность, это творчество на уничтожение. Вот этот запал, этот заряд, это желание – они откуда? Почему нет желания дарить радость, счастье, создавать что-то, что будет людям помогать? Нет, есть желание создавать страдания, унижать, уничтожать, растирать в порошок, ломать людей. Вот это откуда вырывается, где это произрастает?

– Поражает, как быстро изменили людей. Ведь прошло всего 13 лет после большевистского переворота. Недавно присяжные оправдывали народовольцев и толпа встречала их с цветами. А здесь кричат: "Распни!"

Почему они участвуют в этом кошмаре, прекрасно отдавая себе отчет, что это все бред?

Как все зарождается, почему люди находят удовольствие в создании такого бреда? Где это все живет? Когда-то эти люди были детьми, у них были свои игры, друзья, любовь первая, мама, радости. Что происходит с ними, почему они участвуют в этом кошмаре, прекрасно отдавая себе отчет, что это все бред?

– Андрей Вышинский – интеллигент, из хорошей семьи...

Там более-менее я понимаю это вопрос власти. Но сейчас, когда власть у них в руках, зачем мучают детей? На это же смотреть невозможно. Я не знаю, как страна спокойно смотрит, как эту несчастную девочку мучают. И все с суровыми лицами делают вид, что исполняют долг перед государством. Такое государство не должно существовать. Как люди вообще на это смотрят спокойно? Это страх, это безразличие, это что? Ни у кого не дрогнет сердце? На "Марш матерей" сколько вышло человек? Сотни тысяч должны выйти на улицу, чтобы остановить беззаконие и произвол режима. Разве такое может иметь право на существование? С этим нельзя примириться. Девочка тронула сердце, но таких же случаев огромное количество. 2 процента оправдательных приговоров это что такое? Сколько невинных томятся по 10, 15, 20 лет?

– Дело Стомахина, который только за свои слова и убеждения уже сколько отсидел...

И 20 лет Олегу Сенцову – и все божья роса. Как такое можно терпеть? Это терпение или это безразличие? Неужели настолько можно купить людей? Нервная система совершенно одеревенела у них, никак не реагирует на все эти сигналы, им все равно.

– Реагирует только на ипотеку.

Такое государство не должно существовать

То, о чем мы говорим, это ужасно. Я сделал эту картину и без содрогания не могу ее смотреть, она настолько актуальна, настолько про сегодняшний день. Я много читаю воспоминания людей, которые прошли через все это в разные периоды, и все тексты одинаковы. Как будто вне времени существует некая структура, которая копирует себя и прекрасно себя чувствует в таком состоянии. Если вы возьмете воспоминания тех, кто сидел по делу ЮКОСа, и возьмете Аронсона, который описывает первые годы ЧК, все один в один. Эта тема самое страшное, что произошло со страной, создание сети ГУЛАГа и уничтожение своего же населения своим же населением. Почему этого нет в кинематографе вообще? Почему эта самая главная, важная, актуальная тема не заинтересовала режиссеров? Есть всего несколько фильмов: потрясающая картина "Кома" Нийоле Адоменайте, "Хрусталев, машину!" Алексея Германа, что еще? Почему это не является частью рефлексии? Я уверен, что если кто-то напишет по Шаламову сценарий, вряд ли это будут финансировать и поддерживать. Почему это такое табу?

Теги:

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:

Еще в рубрике «Новости»

Коми: ветерана войны в Афганистане подозревают в возбуждении ненависти В Хабаровском крае транспортные полицейские задержали наркоперевозчиков в поездах дальнего следования Код ксенофоба. В стране снова растет ненависть к мигрантам, а государство обостряет вопрос на законодательном уровне Само не рассосется: общество готовится к радикальным реформам Почему в России арестовывают за неправильные молитвы Австрийцы издеваются Россиян оставили без жизненно важного лекарства "Взрослые сдались". Участника протестов отчислили из школы Посты автоматизированного контроля состояния воздуха устанавливают стивидоры Находки Специалисты МФЦ начали поквартирный обход в Приморье "В советское время был бы расстрел!" Школьников отчитали за надпись "Путин – вор" Медведев подписал постановление о повышении тарифов ЖКХ в 2019-м году Невостребованные вклады предложили перевести в бюджет Журналистов–критиков награждают редко
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Отдадут ли должников ЖКХ в лапы коллекторов?

1. Конечно отдадут, платить надо во-время.
2. Нет, не отдадут, депутаты побоятся.
3. Конечно отдадут. И жильё у людей отберут за долги, и органы вынут.
4. Отдадут, а за долги и в рабство продадут.
5. Это коллекторов отдадут в лапы должникам.
 

Всего проголосовало
10 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года