https://analitica.rea.ru/upload/iblock/957/26573169193_37a20891fe_o.jpg

Осенью 2010 года Сергей Собянин впервые стал мэром Москвы. За прошедшие годы облик российской столицы претерпел значительные изменения. Какие ключевые перемены произошли за это время в развитии транспорта, туризма и экономической привлекательности Москвы — в нашем обзоре.

Дороги и транспорт

Слайд_01.jpg

Рост количества автомобилей и пассажиров характерен для развития любого мегаполиса. Москва — не исключение. С острой проблемой дорожных пробок российская столица столкнулась на рубеже веков. Если в начале 2000-х годов загруженность улиц столицы стремительно увеличивалась, приближая город к транспортному коллапсу, то сейчас наблюдается обратная тенденция.

По данным Мосгорстата, в 2017 году общественный транспорт Москвы перевез на 1,5 млрд пассажиров больше, чем в 2010-м. При этом москвичи, по данным исследований, стали тратить в пробках на четверть меньше времени, а средняя скорость движения выросла с 45 до 52 км/ч. Значительно сократилось число аварий — с 608 тыс. в 2010 году до 252 тыс. к концу прошлого года.

К таким результатам привел комплекс мер, применяемый в городе последние восемь лет: строительство более ста новых магистралей и развязок, реорганизация движения на многих ключевых улицах в пределах ЦАО в результате программы «Моя улица». Появились дополнительные знаки, выделенные полосы для общественного транспорта, камеры видеонаблюдения. А на смену стихийным стоянкам пришла платная парковка, сократившая количество долгосрочно припаркованных автомобилей.

С 2010 года произошло значительное расширение линий метрополитена: было построено 36 новых станций, которые повысили транспортную доступность для москвичей из дальних районов, таких как Орехово-Борисово, Южное Бутово, Саларьево. Обновился подвижной состав и технологии: с 2012 года в московском метро есть возможность подключиться к wi-fi.

Произошло объединение всего общественного транспорта в единую экосистему: в 2016 году власти внедрили общий стандарт для всех перевозчиков пассажиров, который включает в себя единые проездные билеты, льготы, расписание и требования к комфорту и безопасности поездок. На дорогах появилось более двух тысяч новых автобусов, и была запущена объединенная сеть маршрутного транспорта «Магистраль» с выделенными полосами. По многим направлениям, связывающим центр столицы с окраинами, теперь можно быстро передвигаться, минуя подземку — на автобусе, троллейбусе или трамвае. Интервал движения транспорта в центре сократился в два раза — до 5–8 минут.

Крупное транспортное событие произошло в 2016 году — заработало Московское центральное кольцо на месте окружной железной дороги. Теперь это наземная линия метрополитена с 35 станциями и современными комфортными электричками — «Ласточками». Ежедневно МЦК перевозит более 300 тыс. пассажиров, а интервал движения в час пик составляет не более 6 минут.

Изменения затронули и московское такси. Для этого транспорта введен новый стандарт: официальное разрешение на перевозки (патент от города), желтый цвет машины и номера, возможность движения по выделенным полосам, наличие современной диспетчерской службы, а также допуск в столицу многочисленных агрегаторов. В результате удалось достичь двукратного увеличения количества пассажиров: в 2010 году на такси передвигалось всего 7,8 млн человек, в 2017 году этим видом транспорта воспользовались 14,1 млн пассажиров.

По образцу крупнейших мегаполисов за последние два года широкое развитие в Москве получил краткосрочный прокат велосипедов и автомобилей (каршеринг).

Туризм

За последние 8 лет Москва стала самым большим современным столичным мегаполисом Европы и главным туристическим центром России. С 2010 года иностранный туризм вырос на 40%, а внутренний — на 80%. Турпоток вырос с 12,8 млн человек в 2010 году до 21 млн в 2017 году.

Несмотря на сложную международную обстановку, рост туристической привлекательности Москвы подтверждают многие ведущие мировые рейтинговые агентства. Так, по версии британской компании Post Office российская столица вошла в топ-10 списка самых доступных (недорогих) европейских городов для туристов в 2016 году. Также Москва вошла в топ-10 в рейтинге наиболее привлекательных городов путеводителя «Лучшие путешествия — 2017» от Lonely Planet.

Парки и мероприятия. К изменениям-драйверам, повысившим туристическую привлекательность, можно отнести продуманную культурную политику, грамотное использование современных урбанистических трендов, масштабное обустройство общественных пространств и проведение всемирных культурных и деловых событий: форумов, фестивалей и т.д.

Туристическую привлекательность столицы подчеркивают отреставрированные исторические парки (ВДНХ, Нескучный сад) и построенный на месте гостиницы «Россия» парк «Зарядье». Фестивали «Времена и эпохи», «Круг света», а также тематические ярмарки-фестивали «Московские сезоны» входят в список обязательных для посещения туристами как из России, так и из-за рубежа.

Экономическое развитие

Слайд_02.jpg

Если результаты благоустройства и строительства новых объектов у всех на виду, то развитие промышленности и инвестиционной привлекательности нельзя увидеть невооруженным взглядом. Однако в этой области в Москве произошли немалые изменения. Благодаря законодательным инициативам в столице удалось выстроить благоприятные налоговые, административные, кадровые и инфраструктурные условия для инвестиций в промышленный и инновационный сектора.

В 2017 году объем инвестиций достиг 1,97 трлн рублей (33,8 млрд долларов), увеличившись в сопоставимых ценах на 69% по сравнению с 2010 годом несмотря на кризис 2014 года. При этом более 30% инвестиций являются частными, а 12% — зарубежными.

Бизнес-привлекательность Москвы подтверждается ростом числа малых предприятий. Так, за 8 лет их количество выросло на 128% и составило порядка 550 тыс., а их оборот вырос в 2,4 раза. Стоит отметить, что это дало более 200 тыс. дополнительных рабочих мест.

Достижения Москвы в развитии бизнес и инвестиционной привлекательности подтверждаются и позициями в мировых рейтингах. Москва занимает 3 место в Европе по обороту розничной торговли и 6 место в рейтинге европейских городов и регионов будущего, входит в топ-10 городов мира по экономическому потенциалу и в топ-25 наиболее влиятельных городов мира с точки зрения экономики.

Слайд_03.jpg

Благодаря инвестиционной стратегии общий объем валовый региональный продукт (ВРП) Москвы вырос с 8,3 трлн рублей в 2010 году до 14 трлн рублей в 2017-м.

Москва по-прежнему притягивает представителей таких отраслей, как оптовая и розничная торговля, ремонт транспорта и бытовых изделий (свыше 35% ВРП), деловые и финансовые услуги, включая IT и операции с недвижимостью (порядка 20% ВРП), обрабатывающее производство (15% ВРП), транспорт и связь (около 8% ВРП) и строительство (до 5% ВРП).

Количество занятых в промышленности людей с 2010 года заметно увеличилось: с 608 тыс. до 795 тыс. человек к 2017 году. При этом выросло число организаций, ведущих научно-технические разработки — с 6362 до 6644, а стоимость научных работ возросла еще сильнее — с 446 до 920 млрд рублей.

Ставка на инновации. За прошедший период российская столица по экономическим и социальным показателям значительно приблизилась к ведущим мегаполисам мира, а по ряду показателей уже обходит их. Но при этом важно не упустить возможности для дальнейшего роста, что подразумевает дальнейшую серьезную технологическую модернизацию, развитие наукоемких отраслей и инновационных бизнес-проектов. Уже сейчас в Москве действует около 20 тысяч объектов инновационной инфраструктуры, включающей 33 технопарка и одну особую экономическую зону «Технополис «Москва», в столице организовано более 5 тысяч высокотехнологичных производств и более 12 тысяч IT компаний. В планах правительства Москвы увеличивать количество технопарков и кластеров с целью стимулирования высокотехнологических производств. 

Слайд_04.jpg