На третий донской форум СМИ все редакции: и муниципальных районок, и независимых изданий, привезли свои газеты. Достаточно было их пролистать, чтобы понять, кому будут интересны доклады и мастер-классы столичных мэтров журналистики, а кто и сам уже может провести «класс», не менее полезный для коллег и к тому же основанный на собственном опыте в местных условиях.

 

По традиции, форум начался с приветственных выступлений губернатора Ростовской области Василия Голубева, председателя донского парламента Александра Ищенко и мэра Ростова Виталия Кушнарёва. Они доложили собравшимся о текущем моменте, слегка коснувшись задач, поставленных перед местными СМИ.

 

Четвёртым с докладом на весьма актуальную тему «Региональная пресса России: основные тренды. Финансовая модель, принт и онлайн, распространение. Оптимизация процессов» выступил секретарь Союза журналистов, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. Он остановился на проблемах госсподдержки, поскольку «низкорентабельное производство не может быть бизнесом», и высказал мнение, что любое серьезное издание, если захочет, может эту госсподдержку получить.

 

Своими рекомендациями как стать успешным изданием Владимир Касютин поделился затем на мастер-классе «Опыт лучших газет России: как остановить падение продаж тиража и рекламы, контент, за который читатель готов платить». Начал медиа-эксперт с того, что высказал несколько замечаний о положении районных и городских газет Ростовской области: они являются муниципальными предприятиями и это худший из всех возможных вариантов. Нередко это приводит к конфликтам учредителя и редакции.

 

«К счастью, - отметил  Касютин, - не везде в России так». Свой мастер-класс он построил на примере лучших районных и городских газет Воронежской области и других регионов, которым удаётся создать контент, востребованный у читателей. Сидящие в зале районщики фотографировали слайды с газетными полосами о рейдах по рынкам и магазинам, больницам, поликлиникам и фельдшерско-акушерским пунктам; с очерками об истории поселений и жизни известных земляков; развороты с поздравлениями «милых дам» к 8 марта; умилительные повествования про домашних питомцев – кошечек и собачек; фоторепортажи со школьного первого звонка и выпускного вечера; интервью с молодыми матерями, открывшими свой малый бизнес и прочей информацией, интересной местным жителям.

 

«Эх, если бы мы всё это могли писать! - время от времени постанывали сидящие рядом со мной журналисты районных газет. – Что ЦРБ (центральная районная больница) пришлёт про профилактику разных болезней, то и печатаем! Им публикации нужны для отчётов, а нам приходится забивать газету всякой ерундой вроде выступлений районных начальников на всякого рода совещаниях». По реакции коллег было видно, что для них ТАКИЕ районные газеты, как демонстрировал лектор – это нечто невообразимое, другая планета.

 

Иногда кажется, что в районках, больше похожих на полузабытые листовки политпросвещения, новое время, 21 век, так ещё и не наступил. И как они, даже получая бюджетное финансирование, могут конкурировать с независимыми изданиями, особенно с теми, что научились делать этот самый «успешно продаваемый контент»? Из всех изданий, привезенных на форум, больше всего поразил «Пик» из Каменска-Шахтинского. Читательскую аудиторию он начал завоёвывать давно, независимая городская газета начала выходить ещё в 1995 году, однако самый мощный рывок редакция сделала за последний три-четыре года. Теперь «Пик» распространяется не только в Каменске и Каменском районе, но и в соседнем городе Донецке (Ростовская область) тиражом 10 500 экземпляров. В газете 56 полос с самой свежей местной информацией (и хорошей, и плохой – уж что Бог пошлёт) плюс всё, о чем говорил на форуме эксперт из столицы: история станиц, хуторов, казачьих родов, известных земляков. Очереди в поликлиниках, качество продуктов питания, проблемы ЖКХ. Свадьбы, рождения, кончины – всё как в жизни…

 

Гвоздь последнего номера: трёхполосное интервью с предпринимателем Сергеем Кушнаренко, построившем на «буграх» на месте свалки роскошный парк (вход сюда для всех бесплатный). Говорят, человек он своеобразный, кому попало интервью не даёт: к нему сам губернатор относится с пиететом. Но… «Пик» - тоже уже местный «бугор», не просто главное, а самое авторитетное  каменско-донецкое СМИ.

 

Страшно сказать: ЦРБ и та ему не указ! Могут себе позволить независимую редакционную политику. Бывшего главу администрации города каменчане так чихвостили на страницах и на сайте любимой газеты, что написал он «по – собственному». Правда, в соседнем районе тут же предложили отставнику хорошую должность: там независимых СМИ, кроме рекламного листка, до сих пор нет. Некому будет клевать за плохую работу.

 

Такие вот контрасты, блеск и нищета донской журналистики. Увы, до следующего, четвёртого областного форума СМИ вряд ли что изменится к лучшему в регионе с населением в 4 млн. человек. Столько народу живёт в Уругвае, чья команда играла недавно на новом ростовском стадионе. Не знаю, как у них там обстоят дела с основными трендами в СМИ, а в нашей провинции что-то пока очень медленно «трендит» в правильном направлении. В русле мировых тенденций развития медиа.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ. В Центр защиты прав СМИ обратился учредитель интернет-СМИ, с которым судится городская администрация Мичуринска

 

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

 

В Тамбовской области администрация Мичуринска обратилась в городской суд с иском к учредителю местного интернет-СМИ «Независимый публицист» Андрею Сущкову. Руководство города требует опровергнуть сведения, опубликованные в издании в ноябре 2017 года.

 

Администрация посчитала недостоверной и порочащей информацию под названием «В Мичуринске чиновники устроили пиар на формировании комфортной среды». В публикации автор пишет, что, по мнению горожан, реализация федерального проекта превратилась в «пиар-компанию местных чиновников, которые, имитируя активную деятельность, мало заботятся о комфортном проживании граждан». Чиновники также утверждают, что в публикации содержится и фактическая ошибка: работы по облагораживанию парков проводились в рамках проекта «Народная инициатива», а не программы по созданию комфортной среды, как указано на сайте издания.

 

Интересы ответчика представляет старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.