Не думал, что такое возможно в моем городе: представители общества блокадников сняли и спрятали в своей кладовке все экспонаты выставки к 140-летию великого гуманиста и педагога Януша Корчака, размещенной на первом этаже здания, где блокадники занимают второй этаж.

Заставить функционеров блокадного общества оперативно вернуть чужое имущество удалось только с помощью полиции.

Но суть не только в этом: выставка была демонтирована по причине ... предстоящего визита к блокадникам немецкой делегации, которую они ждали в гости. Чтобы не обидеть немцев напоминанием о Корчаке.

На выставке было размещено шесть десятков фотографий — портреты Корчака, плакаты той эпохи, фотографии Варшавского гетто. На фоне декораций из замечательного спектакля Интерьерного театра «Страх и отчаяние в Третьей империи», поставленного по пьесе Бертольда Брехта. Театр занимает помещения на четвертом и третьем этажах, выставку, которая была открыта в субботу, 21 июля, готовил главный художник театра Марк Борнштейн. А вечером в среду, 25 июля, блокадники ее демонтировали.

Утром 26 июля мы с правозащитником и священнослужителем Григорием Михновым-Вайтенко (сыном Александра Галича), Натальей Сивохиной и Марком Борнштейном пришли в общество блокадников и потребовали немедленно вернуть экспонаты. По сути — украденные.

Дверь нам открыла секретарь общества Людмила Виноградова, но впускать отказалась. На вопрос о том, кто снял экспонаты, гордо ответила, что она лично. Почему? А потому. Потому, что «с ними не согласовано». Потому, что якобы «нельзя на первом этаже выставки устраивать». Потому что «пусть у себя в театре выставки делают». И потому, что немцы приедут.

«Отдайте чужое имущество!», — потребовали мы.

«Не отдам!», — гордо ответила Людмила Павловна. Приходите в 16 часов, когда будет руководство, а сейчас никого нет, я одна".

Это была очевидная ложь — за 15 минут до того, как мы к ним поднялись, я лично наблюдал группу людей, входивших в помещение с двумя коробками с пирогами.

«Вы были в Германии?», — спрашиваю я.

«Нет!», — отвечает Виноградова.

«А я — был, — говорю я. — И прекрасно знаю, что там необычайно сильно чувство вины и раскаяния за фашизм и Холокост. Как можно подумать, что немцы «обидятся», увидев выставку памяти Корчака? А от факта вашего существования — блокадников, — они не обидятся? А от встречи с вами с городе, который пережил блокаду?».

Никакого ответа не последовало.

На лестнице — прямо у входа в помещение общества «Жители блокадного Ленинграда», — висит огромный плакат, стилизованный под военный, с надписью «Все для фронта, все для победы над врагом». Спрашиваю: а этот плакат почему не сняли? Вдруг заденете тонкие чувства немецких гостей?

Снова нет ответа.

Общество блокадников — такой же арендатор в этом доме, как и Интерьерный театр. Никакого права что-то разрешать, запрещать или согласовывать на первом этаже, у них нет. Но — решили действовать.

Приехавшей съемочной группе питерского НТВ Виноградова изложила еще одну версию: оказывается, выставку сняли по «эстетическим соображениям». Не понравилось качество исполнения (!). При том, что Марк Борнштейн — один из лучших театральных художников Петербурга. Эту же версию журналистам потом повторила глава общества блокадников Елена Тихомирова: «мятые коробки», «откуда мы знаем, что это», «может быть, это провокация», «если кто приедет — а на стенах такое»...

Мы вызвали полицию — и  только после ее прихода Виноградова согласилась вернуть экспонаты.

В гости, как выяснилось, ждали генерального консула Германии в Санкт-Петербурге Эльтье Адерхольд, которую я знаю лично.

Предположить, что она могла обидеться, увидев выставку памяти Корчака, можно было только при условии полной нравственной глухоты (в консульстве журналистам «Фонтанки.Ру» подтвердили, что ни о какой «обиде» и речи быть не могло). Как и счесть эту выставку «провокацией».

Зачем сняли выставку? А на всякий случай. Как бы чего не вышло. Лучше перестраховаться.

Это — позор для моего города, когда функционеры блокадного общества (замечу: поддерживающие городские власти во всех их начинаниях, получающие от них подарки и блага, и зовущие подопечных блокадников голосовать за кандидатов от власти на всех выборах) устраивают подобное.

Кстати, именно они в свое время потребовали закрыть телеканал «Дождь». Обиделись и подали в суды из-за проведенного каналом опроса о блокаде — не надо ли было сдать Ленинград немцам? А теперь они же трогательно заботятся о том, чтобы немецкая делегация не обиделась.

Давно не было так стыдно.

И звучат в ушах строчки из песни Александра Галича памяти Бориса Пастернака.

«А над гробом встали мародеры, 
И несут почетный ка-ра-ул!».