Коммуницирована жалоба челябинца, осужденного за репост обращения "Правого сектора".

В июне стало известно, что 14 мая 2018 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу челябинца Константина Жаринова, осужденного по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) за репост обращения "Правого сектора" к "русским и другим порабощенным народам".

28 сентября 2015 года Центральный районный суд Челябинска приговорил а Жаринова к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года и амнистировал его. 4 декабря 2015 года Челябинский областной суд утвердил приговор.

Жаринов указывал в жалобе, что считает свое уголовное преследование политически мотивированным и чрезмерным, поскольку сразу же выполнил требованию об удалении текста со страницы в соцсети. К жалобе также прилагались постановления о мониторинге страницы Жаринова и прослушивании его телефона.

ЕСПЧ интересуется у российской стороны, можно ли считать приговор Жаринову вмешательством в его право на свободу выражения мнений, защищаемую п. 1 ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, и если да, то было ли это вмешательство оправданным в соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции. В частности, Россия должна будет указать, было ли оно основано на законе и можно ли было назвать интерпретацию судом соответствующих правовых норм предсказуемой, а также преследовало ли вмешательство какие-либо законные цели и если да, то какие именно. Наконец, российская сторона должна будет разъяснить, было ли это вмешательство необходимым в демократическом обществе; имелась ли неотложная общественная потребность в нем; основывали ли российские суды свои решения на допустимой оценке фактов, применяли ли стандарты, соответствующие принципам ст. 10 Конвенции, и приводили ли относимые к делу и достаточные основания; а также было ли удовлетворено требование о пропорциональности наказания в данном деле.

Мы отмечали, что Жаринов – заметный в Челябинске оппозиционный деятель, участник антивоенных пикетов и акций в защиту местной экологии. Кроме того, как историк он специализировался в области истории терроризма. Учитывая, что он не солидаризировался с републикованным воззванием, а также принимая во внимание характер других публикаций на страницах автора в социальных сетях и блогах, свидетельствующий о том, что ему не свойственна агрессивная риторика, уголовное преследование в данном случае мы считаем непропорциональной мерой. Достаточным было удаление материала со страницы.