Что у премьера на уме, то у министров на языке

При профицитном бюджете и нефтяных допдоходах в несколько триллионов рублей правительство ищет источники финансирования для нового президентского указа. Судя по репликам новых министров, главным источником станут население и бизнес, на которых в условиях дальнейшего затягивания поясов повысят налоговую нагрузку. Получается, рецепт властей – сократить текущее потребление в пользу отложенного. Причем «потреблять» будут, видимо, не столько граждане, сколько госкорпорации. Сейчас из экономики изымаются деньги для пополнения резервов, которые, как показывает практика, затем не всегда эффективно расходуются на корпоративные проекты.

В понедельник Дмитрий Медведев провел первое для обновленного правительства совещание с вице-премьерами. Оно было посвящено реализации нового майского указа президента – о национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года.

Премьер напомнил, что указ носит рамочный характер и предполагает реализацию «промежуточных» нацпроектов. Медведев не хочет выбиваться из графика и планирует уже на этой неделе окончательно распределить обязанности в правительстве. «Финальные варианты национальных проектов, комплексного плана по инфраструктуре должны быть готовы до 15 августа», – сказал он. Также премьер сообщил, что «согласованный вариант главных документов – Основных направлений деятельности правительства и Прогноза социально-экономического развития на период до 2024 года – надо внести в правительство до 1 сентября».

При этом, по словам Медведева, крайне важно «определиться по финансам». «Нужны значительные ресурсы, поэтому надо максимально оперативно определиться с источниками, параметрами финансирования с учетом разграничения полномочий между отдельными уровнями власти и возможностями бюджетов различных уровней.  Важно понять, какие проекты могут и должны вести регионы, где необходима поддержка из Центра, какие проекты должны быть реализованы исключительно на федеральном уровне», – пояснил он.

Похоже, что у премьера на уме, то у новых министров уже на языке. Вчера на конференции «Единой России» новый глава Минприроды Дмитрий Кобылкин рассказал, за чей счет в стране можно решить экологические проблемы. Ответ оказался на удивление прост – за счет населения.

«Если мы хотим опираться на прогнозные цены барреля энергоносителей, которые мы продаем, это очень большая ошибка», – цитирует министра Интерфакс. Нефтяные цены не зависят от планов правительства, а это значит, что если их закладывать в различные «дорожные карты», то однажды у страны просто не окажется средств для реализации своих планов, следовало из объяснений Кобылкина.

«Ресурсы для реализации этого – внутри страны, я в этом убежден», – продолжил министр. «Эти деньги, я не хочу сказать, что все они в чулках у населения, эти деньги в руках населения», – отметил он. По его словам, «как мы получим эти деньги от населения – самый главный вопрос». Кобылкин перечислил несколько вариантов: «В виде налогов через малый и средний бизнес или в виде другого какого-то механизма. Например, будем выпускать облигационные займы больших инфраструктурных проектов». «Если мы правильно сформируем законодательство и правильно выпустим облигационный заем под процент, люди принесут нам эти деньги», – предположил новый министр.

 
 

Правда, как уточняет Интерфакс, Кобылкин признался, что пока он рассуждает не столько как министр, сколько как губернатор: «Потому что сердце губернаторское еще бьется в груди. В кресле министра я еще не сидел». Но вряд ли слова Кобылкина так уж далеки от истины.

Ведь все эти рассуждения нового министра уже реализуются на практике: правительство фактически изымает из экономики деньги в рамках жесткого бюджетного правила с ценой отсечения около 40 долл. за баррель и направляет их в резервы, которые, как показывает практика, затем далеко не всегда эффективно расходуются на различные проекты госкорпораций. А население при этом пытаются убедить в целесообразности и даже спасительности такой меры, как повышение пенсионного возраста, которое на практике не что иное, как отсрочка положенных по закону пенсионных выплат. Кроме того, и простых граждан, и предпринимателей пытаются убедить в неизбежности увеличения налоговой нагрузки. Ведь денег на реализацию прорывного президентского указа, как выясняется, не хватает – и это несмотря на теперь профицитный бюджет.

Ранее, в начале мая, Минфин подготовил поправки в федеральный бюджет на 2018–2020 годы, из которых следует, что в этом году благодаря более дорогой нефти мы впервые с 2011 года получим бюджетный профицит. Он может составить 0,45% ВВП, или около 441 млрд руб., вместо заложенного в действующем законе дефицита на уровне 1,3% ВВП. В поправках на этот год прописано увеличение доходов федерального бюджета на 1,8 трлн руб. по сравнению с текущей версией – примерно до 17 трлн руб. Однако расходы предлагается увеличить лишь немногим больше чем на 60 млрд руб. – примерно до 16,6 трлн руб.

А дополнительные нефтегазовые доходы, за счет которых формируется Фонд национального благосостояния (ФНБ), будут почти на 2,2 трлн руб. больше плана – около 2,74 трлн руб., передавали информагентства.

О том, как расходуются резервные средства, можно судить по отчетам Счетной палаты. Один из примеров: год назад аудиторы указали на неэффективное расходование средств ФНБ на модернизацию БАМа и Транссиба. «Завершение работ по ряду объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2016-м, финансирование которых осуществляется в том числе за счет средств ФНБ, не было обеспечено», – сообщали в Счетной палате. Так, по итогам 2016 года уровень технической готовности 16 объектов, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен еще в 2015-м, составил от 2 до 50%. Поэтому завершение реализации мероприятий инфраструктурного проекта перенесено с 2017 на 2019 год, отмечали аудиторы (см. «НГ» от 13.04.17).

Правительство щедро тратит средства на финансовую поддержку госкомпаний, причем не всегда обоснованно. Например, по данным аудиторов, в 2014 году фактический объем взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ превысил 382 млрд руб., тогда это было свыше 10 млрд долл. Как следовало из пояснений Счетной палаты, деньги тратились, как правило, без должных обоснований, контроля и анализа эффективности (см. «НГ» от 20.08.15).

В начале мая Медведев рассказал депутатам, сколько нужно средств для реализации нового президентского указа: по предварительным подсчетам, речь идет о 25 трлн руб. Однако большая часть этой суммы уже запланирована по разным направлениям. Так что по факту необходимо найти дополнительно как минимум 8 трлн руб., пояснял он.

Близкие к Минфину источники вчера обратили внимание «НГ» на несопоставимость необходимой суммы с размером профицита и дополнительных нефтегазовых доходов в этом году. Однако очевидно, что такая сумма нужна не одномоментно, а за весь период реализации указа, за шесть лет. И в этом году теоретически вполне можно было бы воспользоваться дополнительными нефтяными доходами.

Если сейчас изъять из экономики деньги, то это значит, что текущее потребление будет трансформировано в отложенное. Правительство боится остаться без резервов, но вовсе не факт, что население что-то получит из этих накоплений в будущем, скорее всего главными получателями останутся госкомпании. Достижим ли в таких условиях, когда угнетается внутренний спрос и повышается налоговая нагрузка, прорывной экономический рост? Вряд ли. А если не будет экономического ускорения, тогда рухнет вся та конструкция, которую на словах выстроили в Кремле.

Напомним, в этом году в Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сказал, что средства для прорывного развития надо изыскивать за счет повышения эффективности госрасходов, более энергичного привлечения частных ресурсов и самое главное – наращивания экономического потенциала. Говорил президент и о неких фискальных решениях, которые похожи на утопию. Потому что, по его словам, они должны обеспечивать «пополнение бюджетов» и «не сдерживать, а стимулировать экономический рост».

Затем помощник президента Андрей Белоусов пояснил, что основная часть средств, до двух третей, необходимых для исполнения поручений, будет получена за счет ускорения экономического роста, еще часть – за счет сокращения бюджетных расходов. И эта взаимоувязка – ускорение экономического роста в условиях затягивания поясов – тоже выглядела утопично.

Опрошенные эксперты попытались предположить, с каких налоговых преобразований скорее всего начнет правительство. «Вероятно, будет повышена налоговая нагрузка на добычу и экспорт природных ресурсов, а также увеличат некоторые виды акцизов и сборов», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Наверняка будет ужесточен контроль над расходами населения, чтобы вывести из тени миллионы самозанятых людей. Также не исключено проведение налогового маневра со снижением социальных отчислений и повышением налога на добавленную стоимость (НДС). Снижение соцотчислений компенсируется повышением пенсионного возраста», – предполагает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

«Скорее всего будет выбрана комбинация из разных источников финансирования, в том числе облигационные займы, повышение налогов (возможно, НДС) или введение новых (например, некой разновидности налога с продаж) и даже задействование некоторой части сверхплановых нефтегазовых доходов», – ожидает доцент Российского экономического университета Сергей Ермолаев.

«Возможно, что все источники будут использоваться – и финансирование из текущих резервов, и перераспределение госрасходов, и повышение налогов, и новые займы на внешних и внутреннем рынках, – соглашается аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – Что касается налогов, то могут быть пересмотрены плоские шкалы налогообложения физлиц и бизнеса, чтобы богатые платили больше». 

О некоторых обсуждаемых налоговых новациях – маневре с социальными взносами, налоге с продаж, повышении подоходного налога и т.п. – «НГ» уже писала (см., например, номер от 09.04.18).

Эксперты сомневаются в действенности таких мер.  «Повышение пенсионного возраста, вероятность введения налога с продаж, возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога, увеличение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса – если это те меры, за счет реализации которых в теории можно улучшить качество жизни в стране и условия ведения бизнеса, то возникает вопрос о рациональности и необходимости такой программы развития», – замечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Чрезмерное повышение налоговой нагрузки отправит часть бизнеса в тень, выпуск облигаций тоже не гарантирует, что население или юридические лица охотно отдадут свои деньги в долг государству, замечает Коренев. По его словам, «изъятие денежных средств из потребительского оборота в пользу накопительной схемы никак не стимулирует развитие экономики». 

«Действительно, значительную часть средств можно взять из сверхплановых нефтегазовых доходов, смягчив бюджетное правило, например, подняв цену отсечения с 40 до 50 долл. за баррель», – полагает Ермолаев.

Тем самым очевидно: плач чиновников по поводу нехватки денег должен перерасти в общественное, а не кулуарное обсуждение источников финансирования с рассмотрением всех вариантов.