Участие России в органах Совета Европы может быть приостановлено из-за того, что она сократила взнос в организацию, сообщаетгазета «Ведомости» со ссылкой на двоих собеседников в аппарате Совета Европы.

По их словам, комитету министров Совета Европы придется скоро рассмотреть вопрос о мерах в отношении России. На основании статьи 9 устава совета ее участие в деятельности комитета и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) могут приостановить до исполнения финансовых обязательств.

«Дальнейшее развитие событий трудно предсказать, но очевидно, что такие действия могут быть использованы теми силами (а они есть как в Москве, так и в Страсбурге), которые заинтересованы в дальнейшей изоляции России, в том числе и за счет ее исключения из Совета Европы», — пишут «Ведомости» со ссылкой на своих собеседников. Один из них говорит, что подобные шаги — не в интересах Совета Европы, однако складывается «патовая» ситуация, при которой ни одна из сторон не может предпринять шаги для выхода из кризиса.

В прошлом году Россия отказалась перечислять треть своего взноса в Совет Европы. Эта сумма, по заявлениям российских властей, предназначалась для финансирования ПАСЕ, которая в 2014 году из-за событий в Крыму лишила российскую делегацию основных полномочий. Однако в бюджете совета отдельной статьи, касающейся ПАСЕ, нет, и неуплата рассматривается как общий долг.

Во вторник председатель Конституционного суда Валерий Зорькин на международной конференции в Санкт-Петербурге заявил, что Европейский суд по правам человека (его юрисдикция распространяется на всех членов Совета Европы) слишком увлекся защитой индивидуальных прав в ущерб публичным интересам, напоминают «Ведомости». Генеральный директор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос в ходе мероприятия отметил, что между ЕСПЧ и и другими судами порой «возникает напряженность». «Но диалог в таких случаях — единственная форма взаимодействия», — сказал он.

В конце апреля глава Минюста Александр Коновалов допустилвозможность выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ. Министр назвал этот вопрос сложным и отметил, что «ничего исключать никогда нельзя». Он добавил, что всерьез такая перспектива пока не обсуждается. «Мы как юристы видим свои плюсы в том, что признаем юрисдикцию ЕСПЧ», — заключил Коновалов.