Главная страница Новости Выборы президента показали: Валаамский монастырь — мыльный пузырь

Выборы президента показали: Валаамский монастырь — мыльный пузырь

14.04.2018
Олег Яровой, 7x7-journal.ru

Разделом о выборах 2018 г. на Валааме мы начинаем публикацию документов и материалов исследования, проводимого в 2016-2018 гг. в популярном жанре историко-статистических исследований о монастырях, епархиях и приходах РПЦ, в нашем случае - исследования о четырех православных мужских монастырях, в разное время существовавших на о-ве Валаам.

Драматическому валаамскому прошлому посвящено много книг и публикаций, в основном, правда, церковно-мифологического содержания. Тем более ценно значение статистики, исторической и социальной, объективно отображающей жизнь (или смерть) знаменитого заповедного острова. В этом отношении большое значение имели выборы Президента России на Валааме в 2018 г. Они статистически закрепили итоги ликвидационного процесса «Уникальной исторической и природно-ландшафтной территории «Валаам» Республики Карелия и Российской Федерации» и те выводы, которые делают исследователи на протяжении последних лет, а именно:

  • в угоду «монастырю» ликвидировали светский поселок с населением в 500 человек;

  • подожгли поселковую школу (сгорела дотла !) и многоквартирный жилой дом «Зимняя гостиница», - на этом месте патриархия РПЦ строит... духовно-просветительный центр с... «гостиницей духовно-просветительсткого типа» (!) и второй монастырский музей;
  • десятки светских жителей депортированы, люди болеют и умирают;
  • у многих отобрали единственное жилье, других поселили в опасные для здоровья (грибок и плесень) квартиры на материке;
  • ликвидированы ВСЕ государственные предприятия, включая Музей-заповедник и Природный парк;
  • из федерального бюджета «в монастырь» посылают колоссальные денежные средства, миллиарды, -

- но! -

  • монастыря за все эти годы (1991-2017) так и не построили... (Не идут люди в монахи!)

По сути, такой итог 25-летней валаамской авантюры под названием «Северный Афон» высветили именно президентские выборы 2018 г., став тем самым статистико-информационным поводом для публикации здесь нашего исследования. Эти выборы - такое же знаковое событие в истории страны, как и основание Первого монастыря на Валааме в 1388-1415 гг., описанное в древнерусской (церковной) повести «Сказание краткое о Валаамском монастыре»:

«Жили на том острове одержимые бесами корелы, занимающиеся языческим волхвованием и творящие многие пакости...

...Правители ... и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения... дали, прилежно повинуясь словам архиепископа... быстро отрядили посланцев с письменными указами... чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны.

Посланники... живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. [Но] их одолели и многих убили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались».

Иными словами, президентские выборы 2018 г. на острове статистически обозначили торжество валаамского средневековья.

Уникальное явление эти выборы на Валааме!

*

Публикуемые (здесь и далее) строго научные историко-статистические сведения о валаамских монастырях, на самом деле, являются увлекательным популярным «чтивом».

Авторы публикации и весь исследовательский коллектив проекта надеются своими публикациями просветить власти, в первую очередь, Администрацию Президента РФ, где на удивление, - что показал очень странный фильм «с президентом», названный на государственном телеканале «Валаам» (в эфире 14 января 2018 г.), - не оказалось (?) компетентных специалистов в области государственно-церковных отношений.

Всем удачного знакомства с нашим исследованием. Спасибо.


Этот материал — первый из серии статей исследовательского проекта «Историко-статистические сведения о Валаамских монастырях, 1388-2017». Итоги этого проекта прекрасно иллюстрирует картина валаамского поселкового художника Василия Ивановича Максимова. В 1990 году (картины хранится в частном собрании в Норвегия) художник изобразил восточные ворота Валаамского монастыря, через которые из монастыря (или в монастырь?) катятся шарообразные объекты, напоминающие радужные мыльные пузыри.

 


 

Валаамский художник Василий Максимов


Из предисловия к разделу «Социальная статистика о-ва Валаам. 1980-е - 2018 гг.»

В 2013-2014 гг. автономной некоммерческой организацией «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека» (г. Петрозаводск) было предпринято социологическое исследование, касавшееся общественного мнения о монастыре. Исследование было проведено при государственной финансовой поддержке, средства выделены в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI Конкурса «Проблемы развития современного российского общества», в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03 мая 2012 года № 216–рп.

По итогам исследования была выпущена монография «Социология приграничного города. Общественное мнение и гражданские инициативы Сортавала» (авторы — Глеб Яровой, Елена Цумарова и Олег Яровой).

Вот что сказано в книге на стр. 131-138 (Раздел VI. Сортавала и Валаам: вопросы религиозной идентичности):

Остров Валаам после закрытия государственного музея-заповедника в 1992 году ассоциируют с образованным тогда же Ставропигиальным Валаамским Спасо-Преображенским мужским православным монастырем. <...> Ликвидация светской администрации поселка Валаам, переселение коренных жителей Валаама в Сортавала и включение монастырского поселения на Валааме в состав города Сортавала станет <...> важным политическим решением властей, направленным на развитие города.

РПЦ объявила Валаамский монастырь «Культурным объектом мирового значения» и «Общерусской святыней»; в благоустройстве монастыря принимают активное участие министерства, федеральные ведомства и Администрация президента РФ, в непосредственном хозяйственном ведении которой находится храмовый комплекс Свято-Владимирского скита. Появление монастыря с его большим хозяйством и бюджетом, широкой экономической, социальной и культурной активностью в составе экономически депрессивного районного центра Сортавала (2006 г.) гипотетически должно иметь немалое значение для развития города, а для его жителей стать фактором культурно-религиозной сплоченности.

Вопрос № 18 анкеты – многоплановый: о том, как это решение отразилось на ситуации в городе, насколько оно способствовало развитию города и консолидации жителей, как повлияло на сортавальскую идентичность, какова вообще религиозная (православная) идентичность города в связи с появлением там одной из самых процветающих религиозных организаций РПЦ МП.

 

<...> По итогам опроса выяснилось... что 83% респондентов положительного влияния монастыря на жизнь города не ощущают...

На основании данных опроса общее отношение жителей города к монастырю можно оценить как индифферентное. В общественном мнении сортавальцев, город и монастырь мало связаны между собой в экономическом, социальном и культурном отношениях: они живут... сами по себе.


Численность монастыря и немонастырского населения по итогам  голосования на о.Валаам на выборах президента Российской Федерации 18 марта 2018 г.

Результаты выборов по Участковой избирательной комиссии № 151 на о-ве Валаам приведены на сайте Центризбиркома Карелии:

 

Итоги голосования по информации ЦИК Карелии

 

Там же содержится подробная информация об избирателях:

А) «Число избирателей из Реестра избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей - 10 [чел.]»

Б) «Число избирателей, включенных в список избирателей на основании поданных заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения - 209 [чел.]»

В) «Число избирателей, оформивших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения не ранее чем за четыре дня до дня голосования и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования, исключенных из списка избирателей по месту жительства - 2 [чел.]»


Итоги голосования показывают:

1. Накануне выборов из Реестра избирателей были исключены 10 чел., постоянно прописанных на острове. Наиболее вероятно, это часть депортированных жителей поселка Валаам, или монашествующие, ушедшие из монастыря накануне выборов.

2. В списки избирателей включены временно находящиеся на острове, «пребывающие», 209+2=211 чел., не имеющих ни постоянной, ни временной прописки на острове, что составляет 59% взрослого населения острова в зимний период 2017-2018 гг. Это работники подрядных организаций, обслуживающих объекты монастыря или островную инфраструктуру, по выражению епископа Панкратия, «вахтовым методом»: строители, энергетики, дорожники и др., в т.ч., вероятно, некоторые сезонные «трудники», оставшиеся на острове «на зимовку».

3. 12 избирателей были обслужены комиссией «на дому» - это, предположительно, собственно монахи из окружения епископа Панкратия, его приближенные «политически грамотные» игумен Мефодий и эконом монах Мухин, и, возможно, кто-то из состава окрестных «скитов» и предприятий, напр., «ферма».

Исходя из данных о голосовании можно предположить, что от участия в выборах президента РФ отказалось подавляющее большинство собственно монахов, до 40-50 чел., что, вероятно, означает: религиозная организация «Валаамский монастырь» фактически отказалась участвовать в голосовании на выборах Президента РФ, очевидно, по причине «не каноничности» выборов.

*

По данным Центризбиркома Республики Карелии, взрослое население острова в зимний период 2017/2018 гг. состояло:

постоянно зарегистрированные жители

работники подрядных организаций без регистрации, «вахтовики»

41%,

149 чел.

59%,

211 чел.

*

Согласно представленным документам Центризбиркома численность взрослого населения о.Валаам, включающего граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания, составляет

 

Чел.

Всего:

в т.ч.:

149

светские жители бывшего пос.Валаам

ок. 60

монастырские «насельники»: монахи, послушники и работники по постоянным договорам найма

до 90

 

Неполитические итоги выборов, то есть не связанные с собственно процедурами и результатом голосования, доказывают:

1) Местное самоуправление и поселковая администрация ликвидированы в 2006 г. Целенаправленное переселение жителей поселка проводилось органами госвласти в 1990-х и 2000-х гг. В результате преднамеренного поджога (печально известный «пасхальный пожар» 2016 г.) полностью сгорела поселковая школа и разрушен многоквартирный жилой дом «Зимняя гостиница», где проживало 78 светских граждан. Светские граждане после пожара были депортированы с острова на материк, в заранее построенные для депортации дома, в т.ч. по мнению граждан, не пригодные для проживания, дома. Таким образом, в 2018 г. поселок Валаам может считаться окончательно ликвидированным.

2) За последние 25 лет (1991/1992 -2016/17 гг.) численность постоянного населения острова, ранее в большинстве коренного, в результате совместных действий органов государственной власти Карелии («государственная программа переселения» жителей поселка, по выражению экс-главы Карелии Александра Худилайнена) и Московской Патриархии, была искусственно уменьшена с 530 до 149 чел. или в 3,6 раза.

3) С учетом большой «текучки» в монастыре, о которой в СМИ сообщал в 2016 г. епископ Панкратий, и неоднократному и полному обновлению состава монашествующих, на острове фактически не осталось жителей — знатоков острова.

4) Поскольку население острова на данный момент в основном «пришлое» (монашествующие), временное, «вахтовое», то и сам Валаамский монастырьмаленький, «вахтовый», с пустующими, избыточно построенными в последние годы многочисленными скитами и церквами, с «текучкой» монашествующих, случайно оказавшихся на Валааме и могущих покинуть его по своему усмотрению в любое время.

Таким образом, выборная кампания 2018 года на Валааме статистически характеризует обстановку на острове как острый демографический, социально-культурный и правовой кризис с непредсказуемыми последствиями.

       
Теги:

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:

Еще в рубрике «Новости»

"Я не верю в правосудие". Матери Волгодонска против пыток в полиции Москва: уголовное дело против филолога Алексея Касьяна "Бомба может взорваться". Что происходит с полигоном "Красный Бор"? ФАПЫ и амбулатории Приморья подключают к «Теле-ЭКГ» Еще один резидент Свободного порта планирует заняться производством бриллиантов в Приморье Выплаты еще на 27 миллионов рублей получат приморцы за ущерб от «Лайонрока» В Костроме прошел круглый стол «Экстремизм и антиэкстремизм: что опасней?» Вслед за Хабаровским краем кандидат ЕР проиграл во Владимирской области Шпорт признал итоги второго тура выборов главы Хабаровского края "Гопники из подворотни". Как политическое насилие стало обыденным Девочка и эшники. Спецслужбы контролируют школы Сформирована рабочая группа по разработке общероссийской модели защиты прав заключенных с ВИЧ На межрегиональном семинаре был представлен новый проект «Тюрьма и ВИЧ» Россияне стали платить за свое имущество на 72% больше
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Почему результаты выборов отменили только в Приморье?

1. Потому что Приморье всегда впереди планеты всей.
2. Потому что не ожидали такого провала ЕР.
3. Потому что много фальсификаций, что не смогли переварить.
4. Потому что за неделю не успели подготовиться к выборам как надо.
5. Захотели наказать приморцев за излишнюю активность на выборах.
6. Потому что народ не смирился с обманом и стал протестовать.
7. Потому что высохло Уссурийское море.
 

Всего проголосовало
4 человека
Прошлые опросы

▴ В Приморье начались досрочные выборы: появились первые мутные схемы

▴ Мифы и враньё о пенсионной реформе

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года