На первый вопрос ответ однозначный – коррупция. Любой, кто сталкивался с проверяющими в России, знает, что основная их задача – собрать дань со своих подопечных, а не обеспечить безопасность. Имущество начальника главного управление МЧС по Кемеровской области Мамонтова, которое включает Land Cruiser и дом площадью 532 кв. метра явно не соответствует его официальным доходам. 

Если даже предприниматель захочет сделать все по правилам (бывают и такие) и постарается устранить все нарушения, ему пришлют следующую проверку и найдут новые нарушения. И так до тех пор, пока он не согласится пойти на «сотрудничество со следствием». Какие тогда у собственника бизнеса стимулы выполнять нормы пожарной и прочей безопасности, если платить все равно придется? К тому же правила всех проверяющих органов выполнить нереально. Один из владельцев ювелирного магазина в Новосибирске много лет назад жаловался мне, что полиция требовала установить решетки на окна, чтобы ценности были под охраной. Пожарные требовали решетки снять, так они мешают людям выбраться при пожаре. В конце концов у него были решетки (милиции он боялся больше, чем пожарных), и платил он и тем, и тем. В случае с ТЦ «Зимняя вишня» была похожая история. По требованиям пожарных аварийные выходы должны быть открыты, а Росгвардия требует, чтобы двери были закрыты, потому что так требует паспорт безопасности

Я уверен, что ожидаемое ужесточение правил безопасности торговых центроввыльется во внеплановый сбор дани для проверяющих органов без каких-либо последствий для реальной безопасности. Хотя бы потому что если какой-то инспектор сейчас выявит значительные проблемы с безопасностью, он фактически признает, что до этого подписывал акты не глядя, со всеми последующими оргвыводами в свой адрес. 

В России регулярно происходят трагедии с огромными человеческими жертвами из-за систематических нарушений техники безопасности вследствие коррупции проверяющих органов: обрушение «Трансвааль-парка» – 28 человек, пожар в «Хромой лошади» – 156 человек, крушение теплохода «Булгария» – 122 человека, катастрофа в метро на Арбатско-Покровской линии – 24 человека, пожар в кемеровском торговом центре – 64 человека. Безусловно, от аварий и действий природы никто не застрахован, но за последние много лет в развитых странах не было ни одной трагедии с похожим количеством жертв, вызванной нарушением правил безопасности. Значит, дело не в том, что трагедия может случиться везде, а в том, что наш подход к технике безопасности не работает. 

Что же делать? Если Тулеева и Мамонтова отправить в отставку, это, безусловно, снизит напряжение, но не решит проблему системно. Как я показал выше, подобные трагедии происходят по всей стране. В этот раз несчастливый лотерейный билет вытянула Кемеровская область. Но это могло случиться в любом регионе. Новый начальник по прошествии нескольких месяцев встроится в систему и начнет делать то же самое. 

Решить проблему массовых нарушений техники безопасности помогут следующие шаги: 

1. Разделить функции проверяющих и ликвидирующих последствия. Сейчас это одно ведомство – МЧС, у которого есть конфликт интересов. Если что где-то случилось – нужно быстрее уничтожить улики или переложить ответственность на других лиц, ведь именно их инспекторы отвечают за предотвращение катастроф. 

2. Основную часть надзора имеет смысл вообще вынести за государственный контур. Например, передать страховым компаниям. В условиях современной России невозможно выстроить некоррумпированную систему проверяющих. У страховщиков, которые своими деньгами покрывают риски, есть все стимулы минимизировать потери. Они могут контролировать потенциально опасные объекты, повышая или понижая премию в зависимости от уровня риска. При грубых нарушениях техники безопасности ни одна вменяемая страховая компания не выдаст полис, и собственнику придется устранить нарушения, прежде чем ввести объект в эксплуатацию. 

3. Нужно резко повысить оценку человеческой жизни. Когда говорят, что человеческая жизнь бесценна, обычно подразумевают, что она не стоит ничего или стоит очень дешево. Семьи погибших на шахте «Северная» в Воркуте получили от 4 до 5 млн рублей. В Кемерово совладелец ТЦ выплатит по 3 млн рублей, и администрация Кемеровской области еще 1 млн. Кстати, погибшим военнослужащим ЧВК Вагнера в Сирии выплачивают тоже примерно столько же – 5 млн рублей. То есть цена человеческой жизни в России оценивается в 80-90 тыс. долларов. Много это или мало? После трагедии 11 сентября в США, на одну жертву теракта было в среднем выплачено компенсация 3.1 млн долларов (https://edition.cnn.com/2013/07/27/us/september-11th-victim-aid-and-compensation-fast-facts/index.html). Семьи жертв сбитого Боинга на Локерби получили компенсации 10 млн долларов за каждого погибшего. Россия, конечно, беднее США, но не в 35-120 раз. Суммы компенсаций погибшим и пострадавшим должны быть резко увеличены. Семьи погибших должны получать около 1 млн долларов, пострадавших до 500 тыс. долларов в зависимости от тяжести. 

Почему важно резко увеличить оценку жизни государством? Есть несколько причин. Во-первых, деньги, конечно, не могут восполнить тяжесть утраты, но значительная компенсации поможет семье погибшего не испытывать финансовых трудностей в течение многих лет, в особенности если семья потеряла кормильца. Во-вторых, кто бы ни занимался проверками, значительный объем компенсаций дает стимулы проверяющим совсем по-другому относится к выполнению своих обязанностей. Если страховая компания понимает, что в случае трагедии может погибнуть 100 человек, и ей придется выплатить 100 млн долларов, она будет следить за безопасностью лучше любого инспектора. Если губернатор понимает, что в случае трагедии ему придется выплачивать не 1 млн рублей на человека, а 1 млн долларов, он по-другому будет смотреть на Land Cruiser начальника главы МЧС. Мы должны, наконец, перейти от ничего не значащих слов про «бесценность жизни» и «погибших уже никто не вернет» к глобальной переоценке стоимости человеческой жизни в России. Это даст стимулы предотвращать новые жертвы, как при нарушении техники безопасности, так и при проведении авантюрных операций ЧВК Вагнера. 


4. Расследование каждой трагедии должно быть максимально публично с привлечением зарубежных инспекторов. Должны быть в деталях понятны все причины, которые привели к трагедии. Для чего это надо? Чтобы можно было не абстрактно проверить все ТЦ по всей стране, а проверить конкретные нарушения, которые привели к трагедии. Закрытые двери? Нужно требовать, чтобы выходы были открыты. Токсичные материалы? Требовать от собственников замену материалов на безопасные и т.д. 

Я хочу высказать свои соболезнования всем семьям погибших. Я понимаю, что погибших уже никто не вернет. Но каждую трагедию мы должны использовать, прежде всего, как горький урок, чтобы избежать таких катастроф в дальнейшем. Для этого нужно заниматься не «просто помолчим и помолимся», а привлечением внимания, детальным расследованием и проведением оргвыводов.