Из Кузбасского государственного технического университета из-за «образовавшейся академической задолженности» отчислили магистранта Александра Степанцова. Ситуация была бы рядовой, если бы он не был отличником и не получал за это повышенную академическую стипендию. Сам Александр уверен: так хотели надавить на его девушку, координатора штаба Навального в Кемерове Ксению Пахомову. Пока Александр писал заявления во все возможные инстанции, чтобы доказать, что его отчисление было незаконным, спустя 20 дней после отчисления, получил повестку из военкомата.

Никакого прогресса

Александр Степанцов — теперь уже бывший магистрант Кузбасского технического университета. В 2016 году окончил бакалавриат с красным дипломом и поступил на вторую ступень обучения. Еще в начале октября он учился в Институте информационных технологий, машиностроения и автотранспорта, на кафедре технологии машиностроения изучал технологию сварки. Но 9 октября ему позвонили из деканата, чтобы сообщить: у отличника, получающего повышенную академическую стипендию, есть долги, нужно прийти в деканат, чтобы поговорить.

«Я пришел на следующий день, 10 октября, потому что в день звонка у меня с собой не было зачетки. В деканате сообщили, что у меня есть долг с первого курса: я не сдал отчет по учебной практике за прошлый учебный год, — рассказывает ТВ2 Александр, — Тогда я услышал об этом зачете впервые. Это не могло не показаться странным, ведь с сентября я получал повышенную академическую стипендию как отличник по итогам прошлого семестра».

«Пошел к директору института Дмитрию Владимировичу Стенину, который сообщил, что у него уже есть проект приказа о моем отчислении. Я написал объяснительную, в которой рассказал, что не сдал отчет, потому что впервые слышу о нем, — продолжает рассказ Александр, — Также я спросил, почему меня не предупредили об этом заранее и не дали возможности пересдать предмет. Тогда мы с директором института договорились, что он даст мне неделю на пересдачу».

Александр рассказывает, что с момента его разговора с директором института до того момента, как преподаватель принял работу без замечаний прошло менее 24 часов. Но ставить оценку в зачетку преподаватель отказался. Когда 11 октября Степанцов снова пришел к директору института, он узнал, что все его старания были напрасными.

«Приказ о моем отчислении был подписан еще накануне, сразу после того, как мы договорились, что у меня есть неделя. Меня отчислили в тот же день, когда сообщили о задолженности! При этом директор института Дмитрий Стенин рассказал мне, что созвонился с преподавателем, который должен был оценивать мою работу. Тот, по его словам, сказал, что никакого прогресса нет, я ничего не делаю, чтобы сдать зачет».

Беззаконие и наглость

Свое отчисление Александр связывает с политикой. Дело в том, что он встречается с руководителем штаба Алексея Навального в Кемерове — Ксенией Пахомовой. Других причин отчислять его он не видит. «7 октября у нас в Кемерове штаб Навального провел митинг, а 10 числа меня отчисляют. Причем на митинге я не был, более того, лично к нему никакого отношения не имею. А Ксения была организатором и проводила мероприятие. Соответственно через меня давят на нее», — уверен Александр. На это ему намекали и некоторые преподаватели.

До этого ничего подобного со мной не происходило, никакого давления я не ощущал никогда. Пока я учился в бакалавриате, никаких проблем не было, я закончил его с красным дипломом. Когда мне позвонили, я спокойно пошел в университет, потому что такое иногда случается: нужно соблюсти какие-то формальности, что-то подписать, написать, — делится Степанцов.

Александр говорит, что он единственный, кого отчислили за эту практику. Остальные его одногруппники получили зачет по этой дисциплине через день после его отчисления. То, что практику всем проставили без фактической сдачи и после отчисления Степанцова подтверждает и переписка в общем диалоге студентов.

«Виноват только в том, что встречается со мной»

Только 27 октября студентов попросили сдать отчеты по практике.

«Виноват только в том, что встречается со мной»

«Прошлый семестр я закончил с двумя четверками, поэтому получал стипендию 2,5 тыс. рублей, а эту сессию я закрыл на «отлично», поэтому в сентябре мне пришла стипендия в большем объеме. Тем, что мне начали выплачивать стипендию, подтвердили мой перевод на следующий курс. А в приказе об отчислении сказано, что я отчислен с 1 курса», — указывает на несоответствия Александр.

«Виноват только в том, что встречается со мной»

На прошлой неделе, Александр написал заявление ректору с просьбой проверить, не нарушил ли директор института процедуру отчисления. В пятницу Александр обратился с жалобами в Минобрнауки, 30 октября подал заявления в суд и прокуратуру.

В вузе подтвердили, что заявление от студента получили и в данный момент проводят проверку.

Студент имеет академическую задолженность, это и поступило причиной отчисления. Но в настоящее время есть заявление от студента, что во время отчисления были нарушены некоторые детали алгоритма. Сейчас ректор дал поручение проверить соответствие процедуры нормативно-правовым актам. В случае, если какие-то нарушения со стороны института все-таки были, студента восстановят. Сейчас идет проверка, — прокомментировала ТВ2 начальник управления информационной политики Кузбасского государственного технического университета Наталья Павельева.

Директор института Дмитрий Стенин с ТВ2 по телефону разговаривать отказался, попросил отправить официальный запрос на почту. Ответа на него редакция пока не получила.

 Никакого участия в деятельности штаба Александр не принимает.

«Единственное мероприятие, которое я посетил — согласованный митинг 12 июня. Но я считаю, что Ксения все делает правильно. Пусть продолжает то, чем занимается. Конечно, мне не нравится, что меня прессуют из-за этого, но это еще раз говорит о том, что все происходящее вокруг — абсолютное беззаконие и наглость. Например, с тем же самым приказом об отчислении меня должны были ознакомить в трехдневный срок, но до сих пор по прошествии 20 дней меня официально никто с приказом не знакомил», — говорит он.

Александр надеется, что ему удастся добиться восстановления в университете, поскольку видит слишком много нарушений в процедуре отчисления. Правда опасается, что потом будут проблемы с учебой.

Но это в том случае, если его не призовут в армию. 30 октября Александру вручили повестку. 2 ноября он должен явиться военкомат для прохождения медкомиссии, поскольку с 10 октября был отчислен и оснований для получения отсрочки у него теперь нет.

«Виноват только в том, что встречается со мной»

«Чем больше прессуют, тем больше он за меня»

Самое интересное, что он только один раз был на митинге, причем на митинге согласованном. Его нельзя назвать активным волонтером штаба Навального. Вообще нет. Его вина только в том, что он встречается со мной, — говорит Ксения Пахомова.

Навального Ксения начала поддерживать после того, как посмотрела фильм «Он вам не Димон». Когда в Кемерово приезжал на открытие штаба Навальный стала волонтером, потом стала сотрудником штаба, а через месяц девушку назначили координатором.

Она уверена, что отчисление Александра — способ надавить на нее.

Ксения  рассказывает, что работа штаба в Кемерове идет непросто: «Например, что касается публичных мероприятий, то нам вообще ничего не разрешают. Не разрешают выходить никуда, кроме гайд-парков. Они находятся у нас не в самых людных местах: один в центре, но в малолюдном месте, а второй вообще за вокзалом в частном секторе».

Однако 7 октября, когда была всероссийская акция за Навального, активисты штаба все-таки провели митинг в Кемерове. «Мы вышли на эту самую площадку в центре. И прямо в этот день, в субботу администрация решила срочно провести там ремонтные работы, на площадку загнали технику, стали пилить деревья прямо над агитационным кубом. Нас буквально преследовали по всему гайд-парку с этой спецтехникой. На нас могли наехать этой техникой, но ни обращения в полицию, ни в прокуратуру, естественно, ни к чему не привели. Было достаточно много народу, и мы, несмотря ни на что провели митинг. Кстати, через два дня Сашу решили отчислить из университета», — говорит Ксения Пахомова.

Саша - отличник. Он окончил бакалавриат с красным дипломом и хорошо учился в магистратуре, последний семестр он закрыл на пятерки, получал повышенную академическую стипендию. И после этого его отчислили за два дня. К тому же сразу после акции 7 октября. Мы провели акцию в субботу, а в понедельник ему позвонили из деканата. Во вторник его уже отчислили. И во вторник же у нас в штабе снова изъяли газеты. Решили со всех сторон по полной программе на меня надавить, — говорит Ксения.

Это не первый случай, когда на Ксению пытались влиять через близких. При этом, прямого противодействия своим действиям она не получала: «Меня ни разу не задерживали, не выписывали штрафов и так далее. Все делается исподтишка», — говорит девушка.

«До этого был случай, когда мою бабушку, которая трудится в бюджетном учреждении, попросили на меня подействовать. Мы подали заявку на проведение ста двух мероприятий, и администрация не успела дать нам в установленные сроки на наши уведомления. Поэтому мы сказали, что считаем все наши сто два мероприятия согласованными. На самом деле мы не собирались на них выходить. Вместо этого мы провели прямой эфир — политическое шоу «Кактус» на канале «Навальный LIVE». Я сидела в центре города перед цирком за столом и разговаривала по Skype. Видимо, нашу администрацию эту напугало настолько, что они привезли мою бабушку с работы туда, чтобы она с мной поговорила. Второй раз к моей бабушке обращались во время акции 7 октября. Но она отказалась», — рассказывает Ксения.

Полиция изымает газеты в штабе, чтобы найти экстремизм, подразделение по делам несовершеннолетних следит за деятельностью волонтеров, администрация города давит на арендодателей, а в городе появляются объявления о том, что Ксения оказывает сексуальные услуги. «Был случай, когда в одном районе развесили объявления о том, что я оказываю сексуальные услуги. Объявление было составлено так, что любому адекватному человеку было понятно: наверное, она кому-то насолила. Люди не пожалели краски, распечатали все на цветном принтере, развесили по всему району», — говорит она.

Несмотря на все это, девушка не боится.

«Волков бояться в лес не ходить. А чего бояться? Если мы сейчас будем бояться, то будем бояться потом всю жизнь. Я не хочу бояться всю жизнь, поэтому приходится заниматься этим», — говорит Ксения.