Прокурор Приморского края Сергей Бессчасный выступил на очередном заседании краевого парламента с разгромным докладом, в котором раскритиковал работу органов исполнительной власти по многим проблемным вопросам. Глава надзорного органа затронул проблемы обеспечения жильем детей-сирот, дорожного строительства, обманутых дольщиков, лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Сергей Бессчасный также подверг критике действия исполнительной власти в вопросах профилактики и тушения лесных пожаров, выстраивания системы управления лесами в крае, обеспечения нормативного питания детей-сирот, расселения аварийного жилья. Прокурор отметил системную неэффективность расходования бюджетных средств и неверное определение приоритетов бюджетного финансирования. Досталось и самим депутатам: их Сергей Бессчасный призвал исключить формальный подход" в оценке работы краевой администрации, повысить требовательность к этой работе и обеспечить ее жесткий контроль. ИА PrimaMedia публикует доклад прокурора Приморского края полностью, с незначительными изменениями и сокращениями.

Об инвестиционной и экономической политике в Приморском крае

"Руководство страны объявило развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Приморский край — ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Реализация на территории края трех важнейших федеральных законов: о Свободном порте Владивосток, о ТОРах, о "дальневосточном гектаре" призвано придать новый импульс развитию экономики края, превратить его в процветающий экономически привлекательный регион, повысить благосостояние граждан. Законодательное собрание как часть общего государственного механизма не должно быть в стороне при решении этих важных задач.

В крае назрела необходимость совершенствования регионального законодательства, на смену формальным нормам декларативного характера должны прийти работающие формы стимулирования промышленности, сельского хозяйства, рыбной отрасли, отраслей нефтегазохимии.

Закон о промышленной политике в Приморском крае, который должен был оказать стимулирующее воздействие на развитие промышленности в регионе, таковым, к сожалению, не стал. Ни одна из продекларированных мер государственной поддержки в настоящее время должным образом не работает. Также в полной мере не реализуются меры финансовой и имущественной поддержки инвестиционной деятельности, установленные соответствующим краевым законом. Действующая на территории Приморского края инвестиционная стратегия до настоящего времени не актуализирована и не учитывает новых механизмов по улучшению инвестиционного климата в регионе. В крае отсутствует механизм финансового обеспечения создания и модернизации объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной, инновационной и других инфраструктур на территории свободного порта Владивосток.

Об эффективности работы Инвестиционного агентства Приморского края

Обоснованные нарекания вызывает деятельность Инвестиционного агентства Приморского края, получившего из краевого бюджета за три последних года субсидии на общую сумму порядка 200 млн рублей. При этом расходы агентства на проведение мероприятий, непосредственно направленных на привлечение инвестиций в Приморский край составили менее 40% от общего объема полученных бюджетных средств — 76 млн рублей. Остальные денежные средства — это свыше 120 млн рублей — израсходованы агентством исключительно на свои нужды, в том числе, на оплату труда и служебных командировок. Определить степень влияния Инвестиционным агентством мероприятий по улучшению инвестиционного климата в Приморье не может ни само агентство, ни его учредитель — администрация Приморского края.

О необходимости смены подхода депутатов к оценке работы исполнительной власти

Я знаком с практикой Законодательного собрания заслушивания отчетов органов исполнительной власти, в том числе, по вопросам реализации важнейших для развития края нормативных документов. В большинстве случаев, даже при негативных составляющих, они принимаются депутатским корпусом к сведению, что, очевидно, не решает проблему. Призываю краевой парламент исключить формальный подход, повысить требовательность к этой работе. Необходимо насытить финансовым ресурсом меры государственной поддержки, планомерно добиваться принятия подзаконных нормативных актов, развития законодательно закрепленных положений и обеспечить контроль за рациональным расходованием бюджетных средств.

О Владивостокской агломерации

Все больше вопросов возникает к краевому закону о так называемой "Владивостокской агломерации". В последнее время он постоянно находится в зоне критики общественности и внимания судебных органов. В связи с этим предлагаю Законодательному собранию погрузиться в проблематику реализации данного закона, выяснить, достиг ли он заявленных при его принятии целей правового регулирования, насколько предусмотренный этим законом механизм сегодня актуален как для муниципальных образований, входящих в агломерацию, так и для жителей Приморья. Со своей стороны выражаю готовность принять в этой работе самое активное участие.

О систематически низком исполнении программных расходов бюджета

Длительное время у нас вызывает тревогу систематическая неспособность краевых чиновников обеспечить полное и своевременное использование бюджетных средств, предусмотренных на исполнение программных мероприятий. В прошлом году из 18 государственных программ в полном объеме не освоены бюджетные средства по 15 из них. Сумма неосвоенных денежных средств составила 4 млрд 33 млн рублей. В текущем году ситуация немного улучшилась, но далека от совершенства. В числе программ, по которым исполнительная власть не смогла добиться своевременного исполнения бюджетных ассигнований: программа развития транспортного комплекса Приморского края, программа обеспечения доступным жильем и качественными услугами ЖКХ, краевые программы по развитию образования, культуры, сельского хозяйства.

К примеру, при реализации в крае подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" переселено только 5761 человек или 74% от общего числа нуждающихся.

Расселено 2616 жилых помещений общей площадью 100 тысяч кв. метров, из 494 аварийных домов снесено 237. Остаются незавершенными программные мероприятия в Находкинском и Лесозаводском городских округах, Посьетском и Хасанском городских поселениях, Надеждинском сельском поселении.

В свою очередь, неисполнение мероприятий данной подпрограммы в установленные сроки повлечет за собой недостижение прогнозных показателей и, как следствие, — непредоставление дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета. Кроме того, ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает предпосылки для применения мер бюджетной ответственности: в текущем году бюджет края уже недосчитался 13,6 млн рублей — это сумма штрафа, наложенного министерством финансов в связи с неэффективным использованием федеральной субсидии, предоставленной на реализацию краевой государственной программы по развитию сельского хозяйства, повышению уровня жизни сельского населения края. По фактам выявленных нарушений прокуратурой края в истекшем периоде 2017 года главе региона внесено четыре представления, однако действенных мер с целью исправления указанной ситуации органами исполнительной власти не принято. Как показывает практика прокурорского надзора подобная ситуация связана, в том числе с поздним доведением главными распорядителями бюджетных средств объемов финансирования до "конечного потребителя".

О работе краевого департамента дорожного хозяйства

Безответственное отношение к исполнению постановленных задач демонстрирует департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, который, несмотря на своевременное доведение лимитов бюджетных ассигнований на ремонт печально известной автомобильной дороги "Владивосток — Находка — порт Восточный", закупочные процедуры по заключению государственных контрактов начал только в конце мая текущего года. Как следствие, работы по ремонту дороги начаты подрядчиком только в июне-июле 2017 года. При этом, предусмотренные государственными контрактами объемы работ и сроки их завершения — октябрь-ноябрь 2017 года в условиях отрицательных температур в осеннее время года свидетельствуют об их заведомой невыполнимости для сторон.

Ненадлежащее состояние данной автомобильной дороги явилось причиной 65 дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных в 2017 году, в том числе, семи — со смертельным исходом.

О долгах администрации края по госконтрактам

Также к неэффективному расходованию средств краевого бюджета приводит несвоевременная оплата заказчиками исполненных предпринимателями обязательств по государственным контрактам.

В рамках проверочных мероприятий нами выявлена задолженность только органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждений перед субъектами предпринимательской деятельности в размере почти 230 млн рублей.

При этом общая сумма долгов региональной и муниципальной власти составляет свыше полумиллиарда рублей.

Благодаря прокурорскому вмешательству за 8 месяцев текущего года погашена задолженность на общую сумму 436,7 млн рублей. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, совокупная сумма долга остается значительной.

Не стоит забывать, что несвоевременное исполнение заказчиками обязательств по оплате выполненных работ является основанием для взыскания в судебном порядке за счет краевого бюджета процентов за пользование чужими денежными средствами и неустойки. И такие примеры уже имеются. Так, неисполнение казенным предприятием Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" обязательств по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем, послужило основанием для взыскания арбитражным судом в пользу последнего свыше 4 млн рублей. В эту сумму вошел не только основной долг, но и свыше 300 тысяч рублей, начисленных в качестве процентов. Только после внесения прокуратурой края представления в адрес губернатора края задолженность погашена.

Об обеспечении лекарствами льготных категорий граждан

Осень – традиционное время формирования бюджета на следующий год. Обеспечение принципов законности и эффективности при проектировании бюджетных показателей является одним из главных условий построения сильного и благополучного общества, предотвращения финансовых потерь, а также защиты интересов граждан. Важно обеспечить социальную направленность краевого бюджета, адресная социальная поддержка должна найти каждого, кто в ней нуждается – это, в первую очередь, дети, пенсионеры, инвалиды, и малоимущие граждане. Обязательным условием для достижения этих целей является проведение постоянного и детального анализа финансовой состоятельности органов местного самоуправления. Целый ряд муниципалитетов не имеет достаточных ресурсов для реализации своих полномочий, в том числе в социальной сфере.

Однако гарантированные законом права жителей этих территорий, безусловно, должны быть соблюдены. Для этого региональной власти необходимо более эффективно использовать механизм выравнивания бюджетной обеспеченности.

В рамках надзорных мероприятий нами выявляются факты недостаточного финансирования отдельных государственных программ. К примеру, объем финансирования на приобретение лекарственных препаратов в рамках реализации краевой программы "Развитие здравоохранения Приморского края" в текущем году не соответствовал реальной потребности. Недостаток финансирования превышал 400 млн рублей, в результате чего бесперебойное обеспечение льготной категории граждан препаратами инсулина — возможно было лишь до августа 2017 года, граждан, страдающих онкологическими заболеваниями – до сентября текущего года, граждан, имеющих орфанные (редкие) заболевания — до июля 2017 года.

По данному факту губернатору края нами внесено представление, в рамках исполнения которого объем финансирования на указанные нужды увеличен почти на 200 млн рублей. Однако этой суммы по-прежнему недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в лекарствах льготников (недостаток финансирования составляет порядка 200 млн рублей).

Считаю, что исполнение государственных программ должно находиться под строжайшим депутатским контролем, необходимо ввести практику ежеквартального заслушивания отчетов каждого ответственного исполнителя, при наличии оснований – ставить вопрос перед главой региона о привлечении виновных лиц к ответственности, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии отдельных чиновников занимаемым должностям!

Помимо недостаточного финансирования расходов на приобретение лекарственных средств, обращает на себя внимание низкая "прозрачность" и эффективность проводимых закупочных процедур. Нами на системной основе выявляются многочисленные нарушения закона в указанной сфере, связанные, в том числе с созданием отдельным хозяйствующим субъектам специальных условий для победы на торгах.

На наш взгляд, одним из вариантов решения указанной проблемы является установление механизма централизации закупок.

Приблизительные подсчеты экономического эффекта от использования подобного механизма, исключающего из схемы закупок участие фирм-посредников, говорят о реальной экономии бюджетных средств порядка 20-30%, — а это десятки миллионов рублей. Предлагаю, как можно, скорее внедрить в жизнь подобную практику.

Длительное время в крае не решенной остается проблема финансирования расходов на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни.

С 2016 года прокуратурой края перед руководством региона ставится вопрос о необходимости правовой регламентации возрастных категорий детей, которые должны обеспечиваться лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств краевого бюджета, к числу которых отнесены дети до 3-х лет жизни. Однако несмотря на принятые меры, данный вопрос так и не нашел своего нормативного закрепления ни в прошлом, ни в текущем году.

Более того, согласно информации Администрации края, по состоянию на сентябрь 2017 года, предусмотренные краевой государственной программой лимиты на закупку лекарственных препаратов в сумме 554,7 млн рублей израсходованы в полном объеме.

Данное положение дел влечет за собой грубое нарушение прав малолетних детей на обеспечение лекарственными средствами в ходе амбулаторного лечения.

Учитывая, что речь идет о здоровье подрастающего поколения приморцев, по сути, — будущего Приморского края — предлагаю Законодательному собранию при обсуждении краевого бюджета на следующий год положительно решить вопрос об увеличении объемов финансирования для организации обеспечения лекарственными препаратами детей первых трех лет жизни.

О питании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Вызывает тревогу вопросы, связанные с питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в краевых государственных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края.

В рамках проверочных мероприятий нами вскрыты факты несоответствия рациона питания несовершеннолетних воспитанников установленным нормам, занижения объема приготовленных блюд, исключения ряда важнейших продуктов из ежедневного меню, что обусловлено недостаточным финансированием краевых специализированных организаций для несовершеннолетних из бюджета края.

По фактам выявленных нарушений в апреле текущего года в адрес главы региона прокуратурой края внесено представление, Законодательное собрание информировано нами о результатах проверки.

Благодаря нашей совместной работе с июля месяца удалось добиться увеличения денежных средств, предусмотренных на питание детей, со 157 рублей 65 копеек до 182 рублей. Кроме того, администрацией края предусмотрено дальнейшее поэтапное увеличение финансирования указанных расходов: с 1 января 2018 – 210 рублей, с 1 января 2019 года – 241 рубль 50 копеек.

Но, коллеги! Вы только вдумайтесь в эти цифры! В день на питание ребенка-сироты край выделяет 182 рубля, то есть порядка 45 рублей на завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин! Указанная сумма явно не отвечает запросам растущего организма несовершеннолетнего, которому для полноценного роста необходимы мясо, творог, молоко, фрукты!

Согласно произведенным специалистами расчетам, средняя стоимость расходов на питание в настоящее время составляет порядка двухсот семидесяти одного рубля на одного ребенка в день, что соответствует установленным нормативам и сложившимся ценам на продукты питания в регионе.

А как объяснить ребенку, что кормить его в соответствии с требованиями норматива взрослые дяди и тети готовы не ранее 2019 года?! А может нам предложить равнодушным чиновникам департамента образования и науки сесть на подобную диету? Стыдно говорить с трибуны очевидные вещи!

Предлагаю депутатам объединить усилия в решении данного вопроса и предусмотреть в бюджете края необходимые средства.

Об обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В крае по-прежнему остро стоит проблема обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодня — в Сводный список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включено свыше 6 тысяч детей, из них право на получение жилья (то есть лиц, достигших возраста 18 лет) имеют почти 5 тысяч лиц. Тенденция к увеличению числа таких граждан сохраняется уже длительное время и в среднем составляет по 700 человек в год.

Однако объемы денежных средств, предусматриваемые в годовом бюджете края на эти нужды, не отвечают реальным потребностям. По приблизительным подсчетам для того, чтобы обеспечить жильем лиц, состоящих в Сводном списке, требуется более 6 млрд рублей, тогда как в 2015 году бюджетом края на данные цели было предусмотрено – 915,2 млн рублей, в 2016 году – 939,4 млн рублей, в 2017 году – 960 млн рублей.

Помимо систематического недофинансирования данной статьи расходов краевого бюджета, на протяжении ряда лет администрацией края не принимаются эффективные меры к полному освоению доведенных бюджетных ассигнований. Так, в 2015 году из предусмотренных в бюджете края 915,2 млн рублей освоено 803,5 млн рублей; в 2016 году — из 939,4 млн рублей освоено 725,5 млн. Аналогичная ситуация складывается и в текущем году: из 960 млн рублей за 8 месяцев было освоено только 112 млн рублей, т.е. 12%.

Неосвоение предусмотренных в краевом бюджете денежных средств за указанное время повлекло за собой нарушение жилищных прав порядка 270 детей-сирот. Всего с 2010 года жильем обеспечено 2480 лиц, в том числе в 2015 году – 465, в 2016 году – 522, в 2017 году – 158.

На сегодняшний день Управлением Федеральной службы судебных приставов края возбуждено 2665 исполнительных производств, из них более одного года на исполнении находятся 1649 исполнительных производств.

В связи с неисполнением судебных решений администрация края неоднократно привлекалась судебными приставами-исполнителями к административной ответственности. В 2017 году вынесено 2387 постановлений с назначением административного наказания в виде штрафов на общую сумму свыше 110 млн рублей (111,4 млн рублей). По фактам выявленных нарушений, только в 2016 году прокуратурой края главе региона трижды вносились представления и дважды в 2017 году.

В октябре 2016 года исполняющему обязанности руководителя департамента градостроительства нами объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, а уже в феврале 2017 года по инициативе прокуратуры края следственными органами по факту ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами этого департамента возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность), расследование по которому в настоящее время не завершено. Также в текущем году нами проведена масштабная проверка соблюдения департаментом образования и науки Приморского края требований законодательства о закупках при приобретении за счет средств федерального и краевого бюджета жилых помещений для детей-сирот.

По результатам проверочных мероприятий вскрыты факты завышения начальной максимальной цены практически по всем государственным заказам на 30-50 %, что повлекло за собой неэффективное расходование средств, направленных на оплату заключенных контрактов.

К примеру, на территории Партизанского городского округа департаментом образования и науки края у ряда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приобретено 5 квартир по цене контракта в 1,179 млн рублей, фактически же аналогичные квартиры предлагались к продаже по ценам от 500 тысяч до 900 тысяч рублей. Тащат же деньги из бюджета, не стесняясь!

Такие же факты установлены при приобретении жилых помещений в поселке Ярославский Хорольского района, ЗАТО город Фокино, городах Артем, Дальнегорск, Спасск-Дальний, в Михайловском, Ханкайском, Надеждинском и других районах края. Прокурорская проверка показала, что с нарушением требований действующего законодательства департаментом образования и науки Приморского края размещен 241 государственный заказ на сумму 385 млн рублей.

По фактам выявленных нарушений в августе текущего года прокуратурой края губернатору Приморского края внесено представление, по нашей инициативе следственными органами возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 159 УК РФ. Кроме того, принимая во внимание, что фактическое освоение бюджетных средств департаментом образования и науки Приморского края в текущем году составило 108 млн рублей, т.е. 16% от запланированных средств, руководителю департамента объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Анализ ситуации, сложившейся с закупками жилья для детей-сирот, свидетельствует о необходимости внесения существенных корректив в процесс закупок, в том числе путем перераспределения данных полномочий между подразделениями администрации края и снятия с департамента образования и науки Приморского края несвойственной ему функции.

Кроме того, учитывая, что Приморский край длительное время не исполняет свои обязательства перед наименее социально защищенной категорией граждан, предлагаю рассмотреть вопрос о компенсации за счет краевого бюджета расходов по найму жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до момента обеспечения лиц указанной категории жилым помещением специализированного жилого фонда; обеспечить достаточное финансирование данного направления; установить действенный депутатский контроль за использованием средств.

Об обманутых дольщиках

Уже длительное время для Приморского края остается актуальной проблема, связанная с защитой прав граждан, принимавших участие в долевом строительстве многоквартирных домов.

В регионе остается значительным количество так называемых "проблемных" объектов, строящихся на условиях долевого участия, до настоящего времени не введены в эксплуатацию и не переданы участникам долевого строительства 10 многоквартирных жилых домов, строительство некоторых из которых начато более 9 лет назад.

К числу основных причин неисполнения застройщиками обязательств по завершению строительства и передаче участникам долевого строительства многоквартирных домов относится неудовлетворительное финансовое состояние организаций-застройщиков, нахождение застройщиков в различных стадиях процедуры банкротства, а также нецелевое расходование привлеченных средств граждан.

По всем фактам нарушений закона органами прокуратуры края принят комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе направленных на привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.

В тоже время, изложенные факты, очевидно, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер в целях защиты имущественных прав пострадавших граждан-участников долевого строительства.

В июле текущего года прокуратурой края в администрацию Приморского края направлены предложения о разработке и утверждении регионального нормативного правового акта, предусматривающего меры по защите прав участников долевого строительства, в том числе, нарушенных в результате противоправных действий застройщиков.

Предлагаю депутатскому корпусу подключиться к разрешению данного вопроса с тем, чтобы в 2018 году проблемы дольщиков указанных домов было окончательно решены.

О деятельности "Примавтодора" и "Примтеплоэнерго"

Не снимаются с повестки дня вопросы повышения эффективности деятельности крупнейших монополистов в своих отраслях — краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" и акционерного общества "Примавтодор".

Вызывает беспокойство состояние находящегося в эксплуатации данных предприятий имущества и отсутствие мер, направленных на улучшение его состояния; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, низкая эффективность их претензионной работы, отсутствие со стороны собственника анализа экономической составляющей деятельности предприятий, в том числе с точки зрения их рентабельности, а также качества предоставляемых ими услуг (выполняемых работ).

Показательным примером является бездействие департамента транспорта и дорожного хозяйства в вопросе контроля за деятельностью акционерного общества "Примавтодор", 100% акций которого принадлежит Приморскому краю.

В настоящее время из 28 государственных контрактов, заключенных с указанным предприятием на сумму, превышающую 7 млрд рублей, работы выполнены на сумму немногим больше 4,5 млрд рублей. При этом сроки исполнения обязательств по 11 из указанных контрактов уже истекли.

По пяти государственным контрактам, заключенным департаментом с АО "Примавтодор" в апреле – июле 2017 года (со сроками исполнения 31.10.2017 — 30.11.2017) объем выполненных и принятых работ является крайне низким и составляет от 15 до 50 % объема работ, предусмотренных контрактами, что свидетельствует о возможном нарушении сроков исполнения контрактов со стороны АО "Примавтодор".

В отсутствие конкуренции на рынке акционерное общество, фактически осваивает львиную долю бюджетных средств при низком качестве исполнения договорных обязательств. А непродуманное реформирование общества привело к появлению системных проблем в дорожной отрасли края.

Те же вопросы мы задаем администрации края в отношении "Примтеплоэнерго". Предприятие имеет колоссальную дебиторскую задолженность, размер которой уже превысил 4,6 млрд рублей, однако эффективная работа по ее взысканию не ведется. Наличие кредиторской задолженности перед энергетиками привело к отключению более 300 котельных от электроснабжения, что могло привести к срыву в крае отопительного сезона. Благодаря совместным усилиям, в том числе, путем обращения прокуроров в суды, негативных последствий удалось избежать.

Как оказалось, только прокуратуру края беспокоят вопросы экономии бюджетных средств, выделяемых "Примтеплоэнерго" на закупку топлива. Задача достаточно проста — обеспечить закупку топлива в летний период, по минимальным ценам и в максимальном объеме. "Разброс" цен в данном случае достаточно велик, если в июле-августе цена за тонну топлива составляла порядка 20 тысяч рублей, то к декабрю – январю она закономерно возрастает.

Однако эта очевидная практика сформирована только после нашего вмешательства. Надеюсь, что новое руководство предприятия, а также уполномоченные органы исполнительной власти не допустят повторения ошибок и просчетов в управлении "Примтеплоэнерго". Полагаю, что необходим качественный анализ хозяйственной деятельности названных предприятий и жесткий контроль за их работой со стороны депутатского корпуса.

О проблемах в лесной отрасли и лесных пожарах

Примером крайне неэффективного расходования бюджетных средств служит резонансная ситуация, сложившаяся с краевым казенным предприятием "Приморское лесохозяйственное объединение", функции учредителя которого также осуществляет администрация края.

Данное предприятие не осуществляет уставную деятельность с 2016 года, в этом же году работодателем проведено массовое сокращение численности (штата) его работников: из 314 человек в настоящее время на предприятия числятся 16 человек административного персонала. На протяжении всего периода осуществления деятельности предприятия перед его работниками систематически возникала задолженность по заработной плате, для ее погашения из резервного фонда администрации Приморского края неоднократно выделялись денежные средства. Однако, несмотря на отсутствие производственной деятельности, решение о ликвидации либо реорганизации предприятия не принято, также не определены планируемые в отношении него мероприятия и конкретные сроки их реализации.

По указанным фактам в период 2016 — 2017 годов в адрес губернатора края нами внесено 6 представлений, однако до настоящего времени задолженность по оплате труда не только не погашена, но имеет тенденцию к росту, в настоящее время ее размер превышает 5 млн рублей.

Бездействие должностных лиц администрации края, выразившееся в непринятии решения о ликвидации (реорганизации) Приморского лесохозяйственного объединения, неоднократное выделение денежных средств из резервного фонда для погашения задолженности по оплате труда сотрудников неработающего предприятия, привело к причинению убытков субъекту Российской Федерации – Приморскому краю, в связи с чем в сентябре текущего года следственными органами на основании информации прокуратуры края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ (халатность).

Призываю депутатский корпус подключиться к разрешению этой проблемы, необходимо не только предусмотреть в краевом бюджете денежные средства на погашение долгов по зарплате, но и взять на контроль решение вопроса о ликвидации либо реорганизации Приморского лесохозяйственного объединения в ближайшее время.

Приморский край – один из ведущих лесных регионов России, и наша задача сохранить это общенародное достояние для детей и внуков.

Вместе с тем, в текущем году в Приморье значительно возросла пожарная опасность, основной причиной возникновения пожаров на землях лесного фонда являются действия местного населения, то есть человеческий фактор.

За истекший период 2017 года в Приморском крае зарегистрировано 438 лесных пожаров, огнем пройдено более 40 тысяч га. Наибольшее количество пожаров зафиксировано в Чугуевском, Кавалеровском, Партизанском, Шкотовском, Дальнереченском, Ольгинском, Черниговском, Кировском, Ханкайском, Красноармейском и Пожарском муниципальных районах, Лесозаводском, Дальнегорском, Уссурийском и Артемовском городских округах.

С 22 сентября в крае значительно повышена пожарная опасность, возросло количество тепловых аномалий и природных пожаров. Более того, в настоящее время в Приморском крае действует 16 лесных пожаров на общей площади более 1600 гектаров. Ущерб, нанесенный лесными пожарами в 2017 году, составил 36,8 млн рублей.

Однако несмотря на сложную пожароопасную обстановку и возникновение в связи с этим чрезвычайных ситуаций в трех муниципальных образованиях (Кавалеровский и Тернейский муниципальные районы, Дальнегорский городской округ), особый противопожарный режим на территории края введен только 12 октября после вмешательства прокуратуры края.

Кроме того, проверочными мероприятиями установлено ненадлежащее выполнение краевыми государственными бюджетными учреждениями "Приморская авиабаза" и"Примлес" противопожарных мероприятий, тушения лесных пожаров, в том числе по причине отсутствия необходимой техники, оборудования и инвентаря.

К примеру, в Ольгинской пожарно-химической станции Приморской авиабазы длительное время находится в неисправном состоянии бульдозер, а необходимые с учетом особенностей местности плавсредства, а также оборудование для перевозки тяжелой техники, отсутствуют. Однако своевременных мер для ремонта и приобретения указанной техники руководством КГБУ "Приморская авиабаза" не принято. В Тернейском отделении указанного учреждения имеется пожарный автомобиль, который, однако, используется только для перевозки людей, по причине отсутствия обученного работника для использования пожарной машины по назначению! Аналогичные факты вскрыты в Спасском отделении Приморской авиабазы, расположенном в с. Черниговка.

Из 160 находящихся на балансе КГКУ "Примлес" единиц автомобильной техники в технически исправном состоянии находятся только 65 (!), 68 единиц транспорта – неисправны и требуют капитального ремонта, 27 единиц – ремонту не подлежат. Однако до настоящего времени необходимые бюджетные средства на исправление указанной ситуации департаментом лесного хозяйства края не выделены.

В свою очередь, ненадлежащая работа по ликвидации лесных пожаров приводит к их возобновлению и увеличению площади пройденной огнем территории.

Так, 3 октября КГБУ "Приморская авиабаза" обнаружен лесной пожар в Тернейском муниципальном районе на площади 60 га, через 9 дней учреждение сообщило о ликвидации этого пожара на площади 340 га и прекращении в связи с этим работ по его тушению. Однако уже 16 октября данный пожар возобновлен и действует в настоящее время на площади 15 га.

По состоянию на 13 октября в КГБУ "Приморская авиабаза" имеется 49 вакантных мест (из 388) сотрудников, уполномоченных на тушение лесных пожаров, что негативно отражается на противопожарном состоянии лесного фонда Приморского края, качестве проводимых учреждением мероприятий, направленных на исполнение государственного задания.

По фактам выявленных нарушений Главе региона нами неоднократно вносились представления, последнее из них – буквально на прошлой неделе.

Среди прочих нарушений, обращено внимание на недостаточную численность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора, в том числе на патрулирование лесов, численность которых, с учетом площади земель лесного фонда края свыше 11950 тысяч га, должно составлять не менее 430 человек, тогда как по факту трудовую деятельность на территории края осуществляют 360 человек, что требует трудоустройства еще не менее 70 человек.

В текущем году прокурорское вмешательство требовалось не только в связи с бездействием органов местного самоуправления, нарушения выявлялись в деятельности органов полиции, Главного управления МЧС, управления Росприроднадзора, администрации края, департамента лесного хозяйства, краевого учреждения "Приморское лесничество", хозяйствующих субъектов, в том числе арендаторов лесных участков.

К примеру, несмотря на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности в лесах со стороны местного населения, за текущий период 2017 года органами полиции возбуждено всего 40 дел об административных правонарушениях!

В Чугуевском, Тернейском, Ольгинском, Партизанском, Лазовском, Красноармейском муниципальных районах, Партизанском, Артемовском и Уссурийском городских округах, где зафиксировано значительное количество пожаров, произошедших по вине граждан, сотрудниками полиции не составлено ни одного протокола об административных правонарушениях, а также не проведено ни одного административного расследования.

По данному факту начальнику УМВД России по Приморскому краю внесено соответствующее представление.

За 9 месяцев 2017 года должностными лицами Главного управления МЧС России по Приморскому краю составлено 709 протоколов об административных правонарушениях в связи с выявленными нарушениями при проведении сельскохозяйственных палов, очистке минерализованных полос и др. В то же время, нами выявлялись факты бездействия со стороны ряда территориальных подразделений Управления МЧС.

К примеру, на территории Дальнегорского городского округа в текущем году зарегистрировано 18 лесных пожаров, однако результатом "напряженной" работы соответствующего территориального подразделения Управления МЧС явились два административных материала в отношении двух нарушителей, допустивших сжигание сухой растительности, мусора, и разведение костров.

Аналогичные факты неисполнения обязанности по организации государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения пожарной безопасности послужили основанием для принятия мер реагирования прокурорами Кавалеровского, Кировского, Ольгинского, Хорольского районов края, прокурором города Находки, и Лесозаводским межрайонным прокурором. По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений.

По инициативе прокуратуры края департаментом лесного хозяйства проведены проверочные мероприятия в отношении 46-ти лесопользователей, по результатам которых выдано 43 предписания об устранении нарушений закона, составлено 57 протоколов об административных правонарушениях.

По результатам прокурорских проверок в текущем году выявлено 240 нарушений закона в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров, с целью устранения которых внесено 143 представления, в отношении виновных лиц возбуждено 17 дел об административных правонарушениях, 14 лиц привлечено к административной ответственности, одно лицо предостережено.

О проблеме обеспечения жителей края дровами

С приближением зимы острой проблемой становится обеспечение приморцев дровами. За 9 месяцев текущего года в департамент лесного хозяйства поступило более 11 тысяч заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, однако в настоящее время заключено порядка 100 таких договоров.

Причиной подобной ситуации явилось, в том числе, непринятие департаментом лесного хозяйства края своевременных мер по проведению лесоустройства в связи с отсутствием необходимого финансирования, в том числе за счет средств краевого бюджета.

По нашей инициативе на 40 млн рублей увеличены бюджетные ассигнования на реализацию краевой госпрограммы "Развитие лесного хозяйства в Приморском крае" на реализацию полномочий в указанной сфере.

Требует совершенствования действующее нормативно-правовое регулирование отношений в указанной сфере.

Ни краевой Закон "Об использовании лесов в Приморском крае", ни подзаконные акты, принятые Администрацией края во исполнение данного закона, не содержат нормативных положений, препятствующих недобросовестным лицам злоупотреблять предоставленным правом.

Также до настоящего времени не обеспечено право граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений посредством обращения в МФЦ, что значительно затрудняет реализацию их прав, особенно граждан, проживающих в отдаленных от краевого центра населенных пунктах и, соответственно, не имеющих доступ к Порталу государственных услуг.

На указанные нарушения нами неоднократно указывалось в представлениях адресованных губернатору края, однако каких-либо действенных мер в целях исправления сложившейся ситуации не принято.

Решению обозначенных проблем, в первую очередь, будет способствовать дополнительное финансирование мероприятий в сфере лесопользования, в том числе охраны лесов от природных пожаров, а также усиление контроля за деятельностью департамента лесного хозяйства и подведомственных ему учреждений, надлежащая организация мониторинга ситуации.

Очевидно, что проблема стала системной и требует вашего постоянного внимания.

Об обеспечении земельным участками многодетных семей

Анализ состояния законности при обеспечении земельными участками, семей, имеющих трех и более детей, свидетельствует о явной недостаточности объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных краевым бюджетом на 2017 год на указанные цели.

Так, из 7634 предоставленных многодетным семьям земельных участков фактически обеспечено электросетями — 1249, водопроводом — 233, сетями канализации — 201, транспортной инфраструктурой — 2090 земельных участков.

Краевым бюджетом на 2017 год предоставление субсидий муниципальным образованиям края на обеспечение земельных участков для указанной категории граждан транспортной инфраструктурой предусмотрено в размере 148,5 млн рублей, из которых трем муниципальным образованиям уже распределено 126,8 млн рублей; предоставление субсидий муниципалитетам на обеспечение земельных участков для указанной категории граждан инженерной инфраструктурой предусмотрено в размере 25 млн рублей, которые в полном объеме предоставлены трем муниципальным образованиям.

При этом, предоставление данных мер финансовой поддержки (субсидий) на указанные цели требуется для органов местного самоуправления 15 муниципальных образований.

Учитывая имеющуюся проблематику, прокуратурой края о состоянии законности в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям ранее проинформирован губернатор края. Между тем, какие-либо меры в целях исправления сложившейся ситуации, в том числе по корректировке государственных программ и объемов финансирования, не приняты.

Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости более ответственного подхода депутатского корпуса при рассмотрении вопроса о формировании расходов краевого бюджета на 2018 год.

Об уровне преступности в Приморском крае

Несмотря на продолжающуюся в течение трех последних лет тенденцию по снижению преступности, в крае неуклонно растет удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, а также в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.

9006 преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе 4713 — имеющими неснятую или непогашенную судимость, из них 210 преступлений совершены лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы, 651 — условно осужденными за предыдущие преступления.

Доля повторных преступлений от общего количества выявленных составила 32,4%, а от раскрытых — 63,6%.

Основным видом преступлений, преобладающим в структуре повторной преступности, являются кражи, по фактам совершения которых в текущем году возбуждено 2744 уголовных дела, а также преступления, предусмотренные ст. 119 УК РФ.

В соотношении с общим количеством зарегистрированных преступлений, значительно число совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной отвественности, грабежей, разбойных нападений, угонов автотранспортных средств.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что в текущем году практически каждое второе убийство, а также более чем каждое второе причинение телесных повреждений, повлекшее тяжкий вред здоровью человека или смерть, совершено лицами, ранее совершавшими преступления.

Из 40 зарегистрированных в текущем году преступлений против половой свободы (или неприкосновенности), 20 преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления.

В большинстве повторные преступления совершены мужчинами в возрасте от 30 до 39 лет, всего к уголовной ответственности за 9 месяцев 2017 года привлечено 3066 человек такой возрастной категории.

Таким образом, важной тенденцией повторной преступности является то, что при достаточно высоком показателе численности ранее судимых, вновь совершивших преступления, их доля в совокупности всех лиц, ранее совершавших преступления, составляет практически половину.

В прошлом году обновленный состав депутатского корпуса активно подключился к решению насущных проблем Приморского края, что позволило ускорить строительство краевого онкологического диспансера, добиться увеличения расходов на организацию питания несовершеннолетних воспитанников образовательных организаций, связанных с круглосуточным пребыванием детей, законодательно закрепить вопросы профилактики правонарушений в Приморском крае. Но значительно количество насущных вопросов нам предстоит еще решать. В крае остро стоят вопросы обеспечения земельными участками многодетных семей, реализации закона о дальневосточном гектаре, плодородия почв, точечной застройки, нестационарной застройки, сохранения памятников истории и культуры, исторического облика города Владивостока — всего не перечесть. Это широкое поле для нашей совместной деятельности на благо жителей Приморского края. Надеюсь на ваше деятельное участие в решении этих проблем".

Ответы на вопросы депутатов

Отвечая на вопрос депутата Геннадия Лазарева о политическом конфликте в Большом Камне, где продолжается конфронтация между главой города Дмитрием Чернявским и новоизбранной думой города, краевой прокурор отметил, что уже пригласил стороны конфликта на личную встречу, с участием представителей краевой власти, чтобы довести до них юридическую сторону вопроса.

Сергей Бессчасный:"Мы позицию юридическую, правовую там заняли. Она, безусловно, одну из сторон в этой ситуации не устраивает.

Если говорить коротко и широко, то это злоупотребление властью в том контексте, который, к сожалению, пока не оценивается с точки зрения уголовно-процессуальной системы. Это использование несовершенства (законодательства) и лазеек.

Но формально — злоупотребление, потому что каждый сидящий во власти должен работать только для людей. Как только его действия перестают в этом направлении работать, они становятся тормозом и ведут к стагнации. Те, кто был раньше, не хотят отдавать власть тем, кто пришел сейчас. Я ситуацию по Большому Камню взял на контроль. Если у меня в режиме юридической консультации и внушения не получится довести до этих людей необходимость строгого соблюдения норм закона, то мы введем эту ситуацию в жесткий ежедневный надзор реализации полномочий и подключении сюда судебных ограничений в отношении конкретных должностных лиц. То есть мы на самотек не пустим. Но то, что эта ситуация сама по себе обозначила проблематику реализации законодательства, это видно. На основе этих примеров депутатскому корпусу сейчас нужно-бы попросить усовершенствовать механизмы. Мы не должны со злоупотреблением вообще сталкиваться. Это говорит о том, что что-то недописано, недоурегулированно".

Второй вопрос депутата Лазарева касался проблем достройки и введения в эксплуатацию очистных сооружений во Владивостоке.

Сергей Бессчасный:"Они (очистные) могли бы быть нашей гордостью, но, на сегодняшний день, к сожалению, как и многое другое, это наша боль. По очистным сооружениям именно прокуроры обложили судебными решениями "Примводоканал" относительно исполнения взятых на себя обязательств. "Примводоканал" неоднократно выходил с исками о возможности пролонгации этих судебных решений, и на сегодняшней день они в застывшем состоянии из-за недостатка, как говорят, финансирования. Мы эти вопросы точечно поднимали. Более того, было обещание у вас здесь высоких должностных лиц исполнительной власти о том, что "вот-вот, мы все это введем и вопрос закроем". Есть ряд процессуальных проверок. Меня озаботила ситуация с докладом руководителя "Примводоканала", где он рассказывал, что он столкнулся с кучей проблем, которые достались ему в наследство, когда были приняты работы по объектам ненадлежащего качества, которые нужно переделывать. Я увидел на новостном форуме, тогда его сразу набрал по телефону, попросил предоставить материалы по этому поводу, но так их и не увидел.

С точки зрения нормального функционирования правоохранительного блока и дееспособной исполнительной власти должна быть процедура финансового контроля, ревизии, выявления нарушения, составление акта, направления акта в правоохранительные органы для принятия решения. В прошлогоднем докладе я говорил, что в крае отсутствует действенная система финансового контроля. Этот паразитизм, он в этих вещах и проявляется.

То есть туда надо зайти, и что называется метр за метром, акт за актом о выполненных работах проверять то, что на самом деле освоено, есть ли поводы для процессуальной оценки. Я прошу депутатский корпус подключиться к этому вопросу, мы готовы, если нужно, привлечь кого-то к уголовной ответственности, к материальной ответственности, мы это сделаем. Вопрос мощностей правоохранительного блока, вы знаете, в этой части ограничен. Но если у нас есть взаимный интерес в наведении порядка, то я готов обеспечить оперативное и прокурорское прикрытие этой ситуации. А с вашей стороны нужен качественный ревизионный состав специалистов, которые могут оценить финансовую документацию и фактический объем работ с составлением акта.

По результатам которого мы до сведения общественности доведем, кто и в чем виноват. Но это вопрос истории. А вопрос будущего очистных сооружений лежит в плоскости исполнения судебных решений. Если они не исполняются, там есть уголовная ответственность, мы эту тему контролируем. По части из них еще не истекли продленные ранее судами сроки на их исполнение. И еще нужно четкое понимание, сколько нужно на достройку и кто это будет делать. Но, наверное, не те лица, которые сейчас сидят в руководстве".

Депутат Андрей Ищенко задал прокурору вопрос о проблеме обманутых дольщиков и спросил, каким он видит решение этой проблемы.

Сергей Бессчасный:"Вопрос достройки домов — не к прокурору. Мы можем все сделать: виновного посадить в тюрьму, принять массу мер реагирования, но дом-то от этого не вырастет. Я почему к органам исполнительной власти и к Законодательному собранию обращаюсь — эти 10 домов — это застарелая ситуация. Кто-то в Таиланде прячется по много лет, кто-то уже не прячется, а живет там, кто-то в камере сидит, у него уже ничего нет, они повыводили имущество, попрятали, уже найти это невозможно. Каждая проблема должна решаться вовремя! Когда она запущена, решить ее, кроме как хирургическим путем, невозможно. Здесь и меры неординарные должны быть, каждый дом должен быть предметом индивидуального решения. Потому что решить в правовом поле невозможно. Есть дом, проектная документация на 10 этажей, выстроил на 19. Проводим экспертизу — опасно для проживания, грозит разрушением, надо сносить. Но давайте считать экономику: девять этажей сносить — за чей счет? Совсем его сносить, опять — за чей счет? Людям как быть, когда они дождутся решения вопроса? Уже ни застройщик, ни дольщик конкретный эту проблему не решит. Это уже проблема власти. Потому что власть в свое время, когда возводился 11 этаж, 12-й… кстати на 12-м этаже муниципалитет Владивостока умудрился купить жилье. В доме, где проектом предусмотрено 10 этажей, понимаете. Здесь тоже очень большие вопросы возникают. Как власть мимо этого дома ездила, смотрела? Дождалась 19 этажей, прошло пять лет и теперь она говорит: "Да, это безобразие".

Вот когда власть будет нести ответственность здесь, сейчас, и каждый день, мы не будем плодить жуликов, будет результат в итоге.

Я думаю, что людям нужно либо требовать расторжения договора, либо в гражданско-правовом порядке взыскивать компенсации. Это вопрос прокурорского ответа и юридической консультации. А с точки зрения жизненного разрешения этого вопроса нужно, чтобы региональная власть эту проблему признала, политически и экономически взяла на себя часть вины за произошедшее, несмотря на то, что виноват застройщик, и приняла меры к тому, чтобы восстановить нарушенные права граждан. Это мера ответственности перед людьми, перед жителями нашего края".

Депутат Сергей Слепченко попросил краевого прокурора обратить внимание на работу Фонду капитального ремонта жилья, отметив, что поступает много жалоб на некачественный ремонт, срыв сроков захода ремонтников на объекты, что подрывает доверие людей к фонду.

Сергей Бессчасный: "Я уже год прошу провести конкурс и назначить полноценного руководителя. Кого-то устраивает исполняющий обязанности уже длительное время, понимаете. Там сложная система подбора подрядчиков для выполнения работ. Каким-то образом оказалось, что там очень усеченный состав хозяйствующих субъектов, которые осваивают эти 3 млрд рублей. И вдруг на этот лакомый кусок гарантированных денег никто из застройщиков не вышел, мало желающих оказалось, понимаете. Я считаю, что это тема подводных камней. Работу Фонда нужно сделать прозрачной, абсолютно подконтрольной и легитимной с точки зрения руководителя, который сейчас исполняет там обязанности. Думаю, что нужно в голос об этом говорить и требовать наведения порядка.

Депутат Сергей Ищенко попросил прокурора объяснить, откуда взять деньги на решение всех озвученных им проблем в условиях недостатка бюджетных средств, а также попросил оценить работу краевых властей за прошедший год.

Сергей Бессчасный: "Прокурор — не Центробанк.

Нужно заняться пересмотром эффективности использования средств. У нас сейчас много в стране говорят о введении уголовной ответственности за неэффективное использование средств. Тогда нам придется пересажать всех.

Поэтому, наверное, эта инициатива не имеет шанса воплотиться в жизни. Я вам только про здравоохранение скажу: 550 млн только на лекарственные препараты, а есть еще расходные материалы. Личного на этом рынке нет, там цепь посредников. Там от трех рублей лекарство превращается в Приморском крае в 15-20. Уберете — за счет экономии три больницы новых можно будет построить в течение года. Почему не делаете? По "Примавтодору" мы с вами обсуждали, по "Примтеплу". Слушайте, из года в год "Примтеплоэнерго" топливо закупало по 30-40 рублей в ноябре-декабре. Почему его не покупать, когда оно по 20 стоит? А это миллиард, тот самый миллиард субсидий, который вы в прошлом году выделяли. Вот там 200, там 300, там 500 млн рублей — и мы все дыры закрываем. А вы посчитайте, сколько нужно на это несчастное питание? Там копейки! Я губернатора год убеждал, чтобы помогли детям больным диабетом, дали денег на приобретение тест-полосок, потому что это очень накладная вещь. Нужно научиться определять приоритеты в бюджетном финансировании. И наконец-то научиться честно отвечать на вопрос, нужно ли нам агентство по инвестициям с 200-миллионным бюджетом, с арендой дорогих офисов? И зачем ему (скорее всего, руководителю Агентства Антону Родионову — прим. ред.) джип Land Cruiser 200? Он не сможет поездить на другой машине? А я уже не вхожу в тему зарплаты и расходных частей, на чем он летает и т.д. Наверное, не эконом-классом в хвосте самолета около нужного места. Все по-другому происходит. Вот с этим разберитесь. И мы найдем деньги.

По второму вопросу: не мой уровень оценки. Моя задача была вас качественно проинформировать, а вас выбрали, чтобы вы оценили и приняли решения. Я оценю по-своему в рамках своих полномочий".

Отвечая на вопрос Алексея Козицкого относительно нарушений на публичных слушаниях по изменению генплана Владивостока, Сергей Бессчасный отметил, что нужно акцентировать внимание не на общественных слушаниях, а на последующей работе органов власти.

"Этот срез, когда мы через суды, через скандалы, эти скверы и парки отвоевывали в город Владивосток, а потом ангажированными решениями голосуется по-другому, он, конечно, говорит об уровне правосознания людей, о патриотичности. Нужно активно этими вещами заниматься. И о том, что значительная часть тех, кто имеет свои интересы, привык к тому, что можно вопрос решить деньгами. Если мы с вами перешибем эти мысли в головах жителей города и края, то будем наводить порядок. Но это первый уровень, что называется "поговорили", а второй уровень — это работа комиссии. Обратите внимание на членов комиссии и их неангажированность в принятии итоговых решений. Чтобы вот там не было коррупции. Я это публично специально говорю, потому что по этому поводу уже есть серьезные разговоры. Когда создаются специально условия, а потом предлагается по этим условиям помочь, зачастую не безвозмездно. И вот здесь нужна прозрачность работы комиссии, а это краевой уровень и ваша мера ответственности. Юридически значимые подписи будут стоять именно там. И будет беда, если не обеспечите прозрачности работы комиссии".