Иван Константинович Ващенко 12 июня 2017 г., в День России, был задержан в Санкт-Петербурге на Марсовом поле во время мирной протестной акции против коррупции, на которой присутствовал в качестве наблюдателя. В этой связи заявитель был незаконно лишен свободы и был вынужден выплатить крупный штраф. Теперь его дело направлено в Европейский Суд по Правам Человека. Занимается делом юрист Коалиции в поддержку правозащитников Александр Передрук

12 июня в Санкт-Петербурге в качестве места проведения антикоррупционного митинга было выбрано Марсово поле — традиционное место проведения протестных акций, на территории которого, в частности, располагался гайд-парк.
В тот же день на этой же площадке городские власти запланировали проведение семейного историко-патриотического фестиваля «Герои четырех эпох», который должен был состояться с 13 до 17 часов. В районе 13 часов на Марсовом поле начали собираться граждане и к 14 часам (время объявленной акции оппозиции) количество граждан на Марсовом поле, включая участников митинга, достигало около 10 тысяч человек. Мероприятие охранялось сотнями сотрудников полиции, имеющих в своем распоряжении десятки служебных автомобилей. В результате разгона мирного протеста, полицией было задержано порядка 550 человек.
Иван Ващенко в тот день прибыл на Марсовое поле на акцию протеста в качестве общественного помощника наблюдателя Эллы Михайловны Поляковой, которая является членом Совета при Президенте  Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Уже спустя несколько минут он был взят в «кольцо» сотрудниками полиции и Росгвардии, после чего сразу же грубо задержан вместе с Эллой Поляковой (Приложения №№ 1, 21 и 22). Задержание произошло примерно в 14:20. При этом ни заявитель, ни другие лица, находящиеся рядом с ним, не нарушали общественный порядок, собрание сохраняло полностью мирный характер. При задержании сотрудники полиции не представились, не объяснили заявителю причины задержания, не разъяснили его права, а также не задали никаких вопросов. Заявитель был доставлен в 59 отдел полиции Выборгского района Санкт-Петербурга, где в отношении него были составлены протоколы об административных правонарушениях, доставлении и задержании (Приложения №№ 1-3).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 009378 от 12 июня 2017 г., заявителю вменялось в вину то, что он участвовал в проведении митинга, который не был согласован в установленном законом порядке и не выполнил законные требования сотрудника полиции о прекращении несогласованного публичного мероприятия в виде митинга. Своими действиями Ващенко И.К. якобы оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КРФобАП (Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)» («Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции»).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 000409/1526 от 12 июня 2017 г., содержание которого фактически дублирует текст указанного выше протокола, заявителю также вменялось в вину участие в несогласованном публичном мероприятии, что было квалифицировано как правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КРФобАП («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Несмотря на то, что оба протокола были составлены 12 июня 2017 г. и вручены Ващенко в тот же день, он продолжал находиться в 59 отделе полиции Выборгского района Санкт-Петербурга до 14 июня 2017 г. Ему не выдавали постельные принадлежности, горячее питание и средства личной гигиены. Вечером 14 июня 2017 г. заявитель был доставлен в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга и после рассмотрения двух дел против него был освобожден.

Ващенко считает, что не были и не могут быть приведены какие-либо обоснования того, что административное задержание являлось необходимым и было обоснованным, следовательно, лишение свободы заявителя было произвольным и незаконным, нарушило его права, гарантированные статьей 5 § 1 Конвенции (Navalnyy v. Russia, no. 29580/12, §§60-62, 2 February 2017).

В обоих делах против Ващенко суд не допросил сотрудников полиции, являющихся ключевыми свидетелями, положившись на наличие в материалах дела письменных рапортов и объяснений полицейских, что является нарушением статьи 6 § 3 (d) Конвенции. Ващенко указывал, что письменные документы (объяснения и рапорта), распечатанные на принтере и подписанные полицейскими, слово в слово повторяли друг друга, а потому их показания неправдоподобны. При этом Санкт-Петербургский городской суд отказал в допросе полицейских, свидетельствующих против заявителя, письменные показания которых были составлены без участия И.К. Ващенко.

 

Наконец, судья Санкт-Петербургского городского суда во втором деле (по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ) против заявителя приняла решение о допросе свидетеля Э.М. Поляковой, усмотрев для этого необходимые обстоятельства. Однако, опираясь лишь на отсутствие у свидетеля Э.М. Поляковой документа, удостоверяющего личность, суд в результате отказался допрашивать ее, не предприняв никаких попыток для ее допроса, несмотря на то, что суд имел возможность вручить явившемуся свидетелю повестку и перенести рассмотрение жалобы заявителя на срок, необходимый для подтверждения личности Э.М. Поляковой. Не лишен был национальный суд и возможности направить повестку свидетелю почтой.

Ващенко считает, что таким образом государством-ответчиком было допущено нарушение ст. 6 § 3 (d) Конвенции в части реализации права заявителя на вызов и допрос свидетелей в его пользу.