Из Соединенных Штатов Америки всякий может без особых затруднений попасть в соседние страны, Канаду и Мексику, без излишних формальностей и проволочек. Из современной России, давно взявшей рыночный курс в экономике и демократический — в политике, попасть в соседний Китай не столь просто, хотя между РФ и КНР уже 25 лет действует межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении от 18 декабря 1992 года.

Но вышеупомянутое соглашение — лишь слова на бумаге. А на практике его реализовывают люди. Которые, зачастую, действуют не по букве и духу данного документа, а наоборот.

Первым камнем преткновения на пути реализации данного соглашения, стали пункты пропуска на российско-китайской границе, а вернее — отсутствие таковых. В начале 90-х строить и оборудовать погранпереходы государство не горело желанием, да и не имело особых возможностей — и это дело было отдано «на откуп» частным предпринимателям. Те, преследуя собственную выгоду, переходы построили и мало-мальски оснастили всем необходимым для работы пограничного и таможенного контроля. Но в процессе добились тесной смычки с этими государственными структурами, вследствие чего на границе с КНР пышно расцвела контрабанда: из России в Китай и транзитом через него пошли ресурсы, вплоть до стратегически значимых, а в обратном направлении — продукты и ширпотреб. Да в таких масштабах, что в 2005-2006 годах на эшелоны контрабандного «шмурдяка», доставлявшегося с Дальнего Востока в столицу на пресловутый «Черкизон», обратил свое внимание президент Владимир Путин. Заявивший о недопустимости «приватизации метра госграницы частниками» и строго спросивший: «А где посадки?».

Посадки не замедлили последовать, равно как и меры по удалению с погранпереходов частного капитала — построенные и оборудованные бизнесменами пункты пропуска были массово безвозмездно переданы государству в лице созданного федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница), существовавшему с 2007 по 2016 годы. Однако эти меры хотя и ограничили в определенной степени поток товарной контрабанды в обе стороны, но радикально проблему не решили: пункты пропуска на нашей стороне границы с КНР остались далеки не только от совершенства, но и от аналогичных пунктов на китайской стороне.

Зато даже после спешного отъезда из России основных подозреваемых в организации преступного сообщества контрабандистов, в Приморье продолжали и продолжают действовать основанные ими компании. Занимающие поныне ведущие позиции в своих отраслях: внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении, грузоперевозках и туризме с пассажирскими автоперевозками. А ряд бывших партнеров и менеджеров из этих компаний переквалифицировались в чиновники соответствующих профильных ведомств и структур — сохраняя ту самую «смычку» бизнеса с контрольными органами, зародившуюся на заре внешнеэкономической деятельности и безвизового туристического обмена между РФ и КНР.

Эта их «смычка» на протяжении ряда лет была направлена на сохранение их лидирующих позиций на рынке, на прессинг и сдерживание конкурентов — с «молчаливого согласия» краевых властей или, того хуже, при их поддержке. В целом же ситуация в туристической отрасли края далеко не блестящая: на фоне постоянных заявлений губернатора Приморья и других должностных лиц администрации о необходимости развития туризма, о его роли в экономике края, о перспективах наращивания потока туристов в Приморье, в реальности перевозчики, работающие на китайском направлении, продолжают свою деятельность по давно устаревшему соглашению 25-летней давности. Несмотря на то, что многие реалии с тех пор радикально изменились: значительно расширилась инфраструктура, увеличился туристический поток, причем не только в шоп-туры для беспошлинного провоза товаров, но и непосредственно с туристическими целями: экскурсий, отдыха, курортного лечения и т.д. А помимо устаревшего документа активному развитию туроператоров в крае мешают еще и искусственно создаваемые административные барьеры. Которые, в принципе, не так сложно устранить — но политика администрации края и других ведомств, включая тот же Минтранс, которому с прошлого года были переданы функции Росграницы в отношении пограничных пунктов пропуска, направлена на поддержание сложившегося в отрасли положения.

Так одной из главных препон на пути расширения турпотока в КНР и обратно, является низкая пропускная способность автопереходов, которые на протяжении ряда лет не могут справиться с имеющимися объемами пассажирских автоперевозок туристов. Люди бывают вынуждены часами ожидать на переходах оформления пересечения границы — приоритет отдается автобусам регулярных маршрутов, которые для туристов не удобны из-за необходимости самостоятельно добираться до места посадки на них (ведь ходят эти автобусы лишь из Владивостока и Уссурийска, не охватывая другие районы Приморья в полной мере), а по прибытии на территорию КНР — добираться до гостиниц, совершать экскурсионные поездки, доставлять и оформлять багаж.

Так называемые «заказные» автобусы турфирм в этом плане предпочтительнее за счет удобства: он принимает группу туристов в месте посадки, доставляет до гостиницы в Китае, осуществляет перевозки по китайской территории, и таким же образом вывозит туристов обратно вместе с их багажом. Но именно их работа регулярно блокируется за счет задержек с оформлением на пунктах пропуска, а кроме того — за счет регулярного, из года в год возникающего, дефицита специальных бланков для оформления пересечения госграницы, т.н. бланков типа «В» для пассажирского автотранспорта.

Эти бланки ежегодно распределяются на заседаниях рабочей группы представителями РФ и КНР, причем российской стороне достается больше бланков типа «С», для грузового транспорта, а китайской — бланков типа «В», для пассажирских автобусов. К примеру в текущем году перевозчикам российских турфирм выделили 3000 бланков, — причем, это на всех, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке! — а китайским — 23500. Хотя китайская сторона свои лимиты из года в год не осваивает, а российским туроператорам с их перевозчиками бланков хватает лишь на 7-8 месяцев работы.

И в нынешнем году ситуация повторилась: бланки типа «В» у перевозчиков приморских турфирм стали заканчиваться уже к июлю, что называется — в разгар сезона. И турфирмы рассчитывали, что на очередном заседании рабочей группы, проходившем 18-20 июля в г. Ченду (КНР), как обычно, перераспределят бланки, не использованные Китаем. Но этого не случилось и множество турфирм края «сели на мель», оказавшись вынуждены слать экстренные телеграммы в Минтранс, в Минвостокразвития, в правительство России, полпреду президента в ДФО и первому вице-премьеру Юрию Трутневу — с одной и той же просьбой: экстренно вмешаться в ситуации и принять меры к разрешению кризиса.

Ведь на самом деле, о каком опережающем развитии туристической отрасли края можно говорить при таких условиях работы для турфирм? Чего стоят на деле все эти слова? Не обычное ли это «бла-бла-бла» с трибуны, тогда как на практике все упирается в бланки — обычные бумажки, без которых, тем не менее, туроператоры становятся «букашками», а туристы при поездках в Китай вынуждены терпеть неудобства и нести лишние траты? В чьи кошельки идут эти траты, кто получает дополнительные доходы и возможность роста и развития? Вот об этом впору задуматься властям, вместо презентации новых прожектов.