Льготы из «социального пакета» для бюджетников и силовиков следует вывести из системы соцподдержки, считают эксперты института Минфина. Еще одна мера для повышения эффективности льгот — введение единого пособия

«Социальный пакет» льгот бюджетников и силовиков следует вывести из системы соцподдержки и отнести в другие бюджетные классификации в зависимости от цели выделения тех или иных средств, считают эксперты Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина. Доклад «Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность» опубликован на сайте института (.pdf). Цель предлагаемого нововведения — более справедливая оценка эффективности расходования бюджетных средств.

Минус бюджетники

По мнению экспертов НИФИ, в системе социальной поддержки следует оставить только расходы на предоставление мер, призванные снизить последствия от сокращения доходов граждан.

Для этого, в частности, предлагается исключить из системы социальной поддержки (а именно, из бюджетных расходов по разделу «Социальная политика») так называемый социальный пакет — речь идет о льготах, которые получают бюджетники, силовики, сотрудники государственных организаций и т.д. Льготы им предоставляются не из-за риска бедности, а благодаря работе в определенной сфере, указывают на противоречие авторы. Среди получателей могут быть главы госпредприятий и региональные депутаты, приводят они пример. Частично такие льготы на федеральном уровне уже исключили из соцподдержки, но в регионах ситуация не изменилась: доплаты к пенсиям госслужащих и прочие выплаты за особые условия труда до сих пор проходят как «пособия по социальной помощи населению», говорится в докладе.

В бюджетной классификации эти расходы должны встать «на свое законное место — в оплату труда», сообщила РБК пресс-служба НИФИ. «Они являются одним из элементов вознаграждения за труд, частью эффективного контракта работника. И оценивать эффективность расходования этих бюджетных средств мы будем уже с точки зрения трудовых отношений и справедливости оплаты труда, а не в рамках системы государственной поддержки граждан, подверженных социальным рискам», — объясняют эксперты.

Кроме того, НИФИ предлагает отменить право на получение мер социальной поддержки членами семьи носителя льготы (как федерального, так и регионального уровней). Исключение авторы исследования допускают лишь для членов семьи из числа иждивенцев. По их мнению, такой подход «будет полностью отвечать принципу социальной справедливости».

В России меры господдержки носят адресный характер, сообщила РБК пресс-служба Минтруда: она «осуществляется в отношении конкретного гражданина, чьи персональные данные находятся в распоряжении органов социальной защиты». Исходить нужно из критериев нуждаемости, и на федеральном уровне они уже применяются в отношении выплаты пособия при рождении третьего и последующего ребенка (при расчете выплаты используется среднедушевой денежный доход семьи). Но такой критерий нельзя применять, например, к выплатам в рамках социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отмечают в ведомстве.

Вэлфер для России

В качестве еще одного способа облегчить систему соцподдержки НИФИ предлагает введение универсального пособия для малоимущих, которое заменит собой часть действующих мер. Базовый вариант предполагает объединение в одно пособие большинства действующих мер для малоимущих граждан и пособия по безработице, существует и расширенный вариант. Как отмечает НИФИ, введение единого пособия направлено на профилактику социального иждивенчества, а также на вывод бедных домохозяйств на самообеспечение.

Впрочем, эту идею не поддерживает Минтруд — ранее пресс-служба ведомства сообщала РБК, что она нецелесообразна: «Каждый вид помощи назначается по определенным основаниям, учитывает положение конкретного человека или семьи, имеет свой срок предоставления. Одна и та же семья может получать один вид помощи, но не иметь право на другой». «К тому же меры социальной поддержки устанавливаются разными органами власти, имеют разные источники финансирования», — отметили в ведомстве. Чтобы расходы на социальную поддержку не увеличивались, эксперты предлагают также рассмотреть возможность отмены некоторых налоговых льгот, например по НДС и НДФЛ.

«Группы получателей соцпомощи, выделенные в докладе, выглядят вполне обоснованно для возможного исключения, поскольку государственные служащие получают зарплату выше средней по экономике, и действительно получают дополнительную помощь в виде бонусов, бесплатных полисов ДМС и других выплат. Фактически они оказываются в еще более привилегированном положении, чем другие группы», — рассуждает завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Кроме того, НИФИ настаивает на полной инвентаризации мер соцподдержки. По мнению авторов доклада, из региональных систем соцподдержки необходимо исключить меры, дублирующие федеральные льготы. Необходимо также консолидировать немалое количество мер, полагающихся одной и той же категории льготников. В основном это характерно для региональных мер поддержки семей с детьми, объясняет пресс-служба НИФИ. По разным поводам, «но с одной и той же целью получателям с разной регулярностью выплачиваются, как правило, небольшие суммы», указывают аналитики.

Что не так с оценкой льгот?

В корректировке также нуждается ведение статистики социального обеспечения, отмечают эксперты НИФИ. «Принципы и методы действующей в России системы учета мер соцподдержки населения не позволяют оценивать эффективность принимаемых мер, а также сравнивать ее результаты с аналогичными зарубежными системами», — говорится в докладе.

Для этого, по мнению НИФИ, необходимо привести используемую в бюджетном учете классификацию функций государства в сфере соцзащиты в соответствие с международными стандартами. Также предлагается разработать и внедрить индекс социальной поддержки как инструмент мониторинга изменений в регионах и повышения фискальной ответственности (в НИФИ предлагают взять за основу уже существующий интегральный Индекс социальной поддержки (ИНСОП). Кроме того, повышению эффективности оценки расходования бюджетных средств на меры соцподдержки будет способствовать внедрение базы данных ASPIRE (Атлас индикаторов социальной защиты) в работу Минфина и региональных администраций, считают экономисты.
Расходы бюджетов бюджетной системы России на социальную политику ежегодно растут, отмечает НИФИ (см график). В 2015 году (последний рассматриваемый аналитиками период) расходы консолидированного бюджета внебюджетных фондов по разделу «Социальная политика» составили 13% ВВП — на 4,2 п.п. больше, чем в 2005 году.

Повод для реформы

Реформы в сфере социальных льгот потребуют «времени и ресурсов», на них трудно решиться в неблагоприятной экономической ситуации, пишут авторы доклада НИФИ. Сейчас граждане продолжают жить в условиях низких зарплат в бюджетной системе, и «с этим приходится считаться и дополнять ее системой социальной поддержки», отмечает председатель комитета Совета федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

Как заявили РБК в Минфине, ведомство «не планирует отмену каких-либо социальных обязательств перед гражданами». Что касается доклада, то в нем отражена позиция экспертов института, а не министерства, отметили в пресс-службе, добавив, что Минфин не проводил оценок влияния этих мер на бюджет и уровень бедности в стране.

В эту статью были внесены правки после публикации. Изначально в ней говорилось, что НИФИ предлагает отменить социальные льготы для бюджетников и силовиков. Однако, как сообщила РБК пресс-служба института, речь идет об изменении в бюджетной классификации: эти расходы должны отражаться не в разделе «Социальная политика», а проходить как оплата труда (см. четвертый абзац материала). В тексте также отредактированы неточности, связанные с интерпретацией предлагаемых мер по инвентаризации льгот.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/22/08/2017/599c2ea99a79474843817867