9 августа в Обнинске состоялось очередное заседание суда над Татьяной Михайловной Котляр, которая обвиняется в незаконной помощи беженцам из Донбасса. Пенсионерка прописала у себя в квартире 185 переселенцев, которым отказали в регистрации российские власти.

Зная Татьяну Михайловну только по фотографиям, мне казалось, что она просто одна из тех суровых бабулек, которые ругаются в очередях ЖКХ, но, встретив её на вокзале в городе атомщиков Обнинске, я сразу поменял своё мнение. Это очень спокойная, даже иногда кроткая женщина, с добрыми глазами, но при этом в ней кипит просто атомная энергия. На всех репортажах, которых я видел, и вот сегодня, она одета в аскетичный советский костюм, больше напоминающий халат, через плечо такой же старый портфель.

Зайдя в маршрутку, она настойчиво платит за всех друзей и журналистов, пришедших поддержать её в суде: «садитесь, я заплачу». Платила она и на обратной дороге из суда, который, кстати находится в здании бывшего детского сада. Не суд, а детский сад…

«Дело является резонансным, о нём узнали наверху, за ним внимательно следят, а участники процесса: судья и прокурор, фактически просто ретрансляторы чужих решений. На суд они ходят просто собрать информацию и передать своим руководителям, поэтому и затягивают процесс. Дело в том, что правовая коллизия, возникшая в результате дела, опасна для всей правовой системы. Государство заявило о Программе переселения соотечественников, однако она не только не исполняется, но и стала причиной коррупционного разгула – во многих ФМС развился нелегальный бизнес по оказанию платных услуг для беженцев по получению ими регистрации и гражданства», - признаётся в разговоре со мной адвокат Илларион Васильев.

Стоит отметить, что Татьяна Котляр является нежелательным конкурентом для коррупционных схем в ФМС, так как оформляет регистрацию людям совершенно бесплатно. Можно предположить почему к ней столько внимания и, казалось бы, за благое дело ей сулит штраф в размере 170 тыс. рублей или лишение свободы сроком до 3 лет.

Более того, пару лет назад Татьяна Котляр, как почётная правозащитница общественного движения «За права человека», получила грант от Президента России в размере 160 тыс. рублей. Деньги давно израсходованы на коммунальные услуги, аренду офисов и судебные издержки. Однако, у меня возник вопрос: не является обвинение против Котляр оспариванием решения самого Президента?

«Обвиняется в свершении 176 преступлений», - бодро говорит мировой судья судебного участка № 16 Трифонов. Достаточно мягкий и даже во многом либеральный представитель юстиции, однако так же мягко он отказал во всех ходатайствах. Прокурор процесса – молодая женщина, похожая на Поклонскую, только брюнетка. Она очень неумело скрывала эмоции. Когда ей приходилось отвечать: «Протестую!» на самые обоснованные доводы защиты, прокурор краснела и не сдерживала ухмылку.

В данный момент о деятельности Котляр снимается фильм. Однако, судья запретил видеосъёмку операторам «Немецкой Волны», уже не первый раз называя это издание «Дойче Бильд», как заметила моя коллега Любовь Мосеева-Элье, по аналогии с ГДР-овской. И аргумент, что эта документалка могла бы стать хорошим инструментом для повышения правовой грамотности населения, вряд ли смог бы убедить суд.

Не смогло убедить суд и то, что он нарушает 144 статью УК РФ Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Судья апеллировал к отсутствию права на использование персональных данных, но свидетель, которого вызвали, была не против съёмки. Упоминали и Статью 10 ЕКПЧ и часть 5 статьи 241 УПК РФ – всё напрасно. Что интересно, свидетелем сего действа был советник по СМИ посольства Королевства Швеции Пер Энеруд. Я даже пошутил, задав в коридоре ему вопрос: «Вы тоже хотите, чтоб Татьяна Котляр помогла вам получить российское гражданство?»

После окончания заседания мы все выходим, продолжая смеяться над превратностями судьбы и правовой системы. Приговор уже определён и конечно он будет обвинительным, но слушанья затянутся как минимум до сентября. Узнав, что я тоже гражданин Украины, Татьяна Михайловна, тут же спрашивает: «Как я могу вам помочь с получением гражданства? Пока они затягивают, мы можем помогать людям», даёт мне свою визитку. И это, несмотря на то, что мы находимся под зданием суда.


Доходим до остановки, пожилая женщина достаёт из своей сумки листки с объявлениями. Когда делаешь добро – не сомневайся. Она спокойно клеит их на стену – «Граждане Украины, желающие остаться жить в России могут обращаться за правовой помощью к правозащитнику Татьяне Котляр».