К сведению: Депутат ГД Борис Резник озаботился вопросом безопасности журналистов, которые занимаются криминальными расследованиями. Он считает, что защититься от расправы со стороны обиженных героев скандальных публикаций журналисты смогут только при помощи боевого оружия. Но выдавать пистолеты он предлагает не всем обладателям журналистского удостоверения, а только по ходатайству руководства СМИ. Соответствующие поправки в закон «Об оружии» уже готовятся, пишет сегодня РБК daily.

Комментируют члены Общественной палаты Ирина Чугуева, Николай Зятьков и эксперт ОП Борис Пантелеев:


Ирина Чугуева:

«Я как-то смущена этим предложением. Не думаю, что раздача пистолетов изменит ситуацию с нападением на журналистов, вряд ли она сможет уберечь их жизнь. На мой взгляд, вместо введения такой инициативы правоохранительным органам необходимо серьезно относиться к заявлениям журналистов о том, что им поступают угрозы, тщательно расследовать случаи нападения на журналистов, к любому заявлению на посягательство на жизнь журналиста относиться серьезно. Поскольку чаще всего правоохранительные органы готовы списать нападения и угрозы на простое хулиганство, а не на воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности. И как показывает печальный опыт, дела об убийстве журналистов толком не расследуются».

Николай Зятьков:

«Считаю, что в исключительных случаях можно выдавать журналистам оружие, например, в горячих точках. Журналист, конечно, нейтральное лицо и заслуживает того, чтобы его не трогали, но, к сожалению, журналистское удостоверение не всегда работает. В законе нужно точно прописать, в каких случаях можно выдавать журналистам оружие, например, когда журналист идет по следам браконьеров или если ведет расследование в бандитской среде».

Борис Пантелеев:

«Решение в виде вооружения журналистов-расследователей нельзя признать удачным. Во всех кодексах журналистской этики однозначно решается вопрос в пользу безусловной демилитаризации профессии журналиста. Представителю «четвёртой власти» категорически запрещено брать в руки оружие, позировать с оружием на камеру. «Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие» гласит Кодекс этики российской журналистики от 1994 г, таких же подходов придерживаются и соавторы Московской хартии журналистов 1997г. И этому есть серьезные обоснования: журналист должен быть нейтральным, находиться над схваткой, решать вопросы словом, а не стволом. В противном случае он становится сам «силовиком» и больше не представляет интересы гражданского общества.

Такая инициатива опасна для решения конкретных ситуаций, например, если журналист оказался заложником, а такое, увы, случается, даже в центре России. Согласно Женевским конвенциям по гуманитарному праву, принятым еще в начале 20 века, журналист считается некомбатантом. Если же он берет оружие, то, как защищать его права?»