Провалы этого года позволяют сказать определенно: пока экзамен не будет выстроен исходя из интересов детей и не станет одним из инструментов детского самоопределения, никакой объективности ЕГЭ не добиться.
В этом году впервые исчезло знаменитое шкалирование. Выпускникам этого года заранее известно, за какое задание сколько баллов можно получить и сколько всего надо набрать, чтобы преодолеть порог тройки, четверки, пятерки. Тогда в ответ на наши недоуменные вопросы о том, зачем все так запутано, эксперты центра тестирования убеждали нас, что иначе просто нельзя.
В этом году оказалось, что можно без шкалирования, запросто. Чего тогда столько лет голову морочили? Надо признать и то, что сами контрольно-измерительные материалы, а по-простому, вопросы тестов, стали гораздо разумнее.
Но нет ни одного действующего лица этой трагикомедии под названием ЕГЭ, которое было бы заинтересовано в объективности результатов.
Вузы ждут абитуриентов с результатами ЕГЭ с ужасом. На условиях анонимности преподаватель МГИМО рассказал, что 100-балльники из некоторых регионов нашей страны последние три-четыре года уверенно подают свои сертификаты в вуз. Но уровень их уже в первом семестре оказывается «ниже плинтуса». Их баллы — нарисованные. Из-за этого системного сбоя ведущие вузы добились возможности проводить свой профильный экзамен — чтобы отсекать липовых стобалльников.
Нам говорят: живет же Америка со своим ЕГЭ. Но в США экзамены принимает не школа и вообще не образовательное ведомство, а независимые корпорации. Нет никакого единого дня, к которому все должны, как на лагерную проверку, выйти на экзамен. Каждый выпускник, решивший, что он хочет поступать в вуз, может написать в корпорацию, что он хочет сдать экзамен. И это он сделает, когда именно он, а не учитель, не школа и не ведомство, решит, что готов. И сдаст. Результаты получит по почте только он сам, лично, а опять же не учитель, не школа и не ведомство! На сайтах вузов он найдет, с какими результатами он сможет поступить. Если результаты, который он получил, ученику не понравились, он их просто выкинет. Подналяжет на тот предмет, который собирается сдавать, и пересдаст. Столько раз, сколько захочет, пока результат не удовлетворит его или он не смирится с тем, что Гарвард ему не по плечу. Понятно, что у ученика есть мотивация выучить и нет никакой возможности списать. Нигде в интернете его собственный экзамен никто не выложит.
Наш ЕГЭ необходимо вынести из ведомства. Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», высказывал на наших страницах такое предложение: это может быть негосударственная корпорация «Роскачество», наподобие Росатома.