В начале месяца «Новая газета» опубликовала расследование Елены Милашиной и Ирины Гордиенко о преследовании в Чеченской Республике лиц, заподозренных в нетрадиционной сексуальной ориентации.

Материал получил широкий резонанс - особенно на Кавказе. В частности, пресс-секретарь президента Чечни Альви Каримов заявил, что сообщения «Новой газеты» являются «ложью и дезинформацией», потому что «нельзя задерживать и притеснять того, кого попросту нет в республике», - сообщил РБК. А в центральной мечети Грозного состоялось многотысячное собрание, участники которого приняли резолюцию с заявлением об оскорблении «вековых устоев чеченского общества и достоинства мужчин-чеченцев» и их веры. «Обещаем, что возмездие настигнет истинных подстрекателей, где бы и кем бы они ни были, без срока давности», - сказано в резолюции.

Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев уточнил: «Цитата из резолюции, которая цитируется СМИ, верная. Но на собрании в мечети было не 15 тыс. человек, а более 20 тысяч. Возмездие будет! Аллах покарает тех, кто оклеветал весь чеченский народ и духовенство Чеченской Республики». Также он добавил, что за клевету виновные ответят и «по букве закона Российской Федерации, и Аллах накажет!».

Кроме того, «Новая газета» сообщила, что советник главы Чечни Адам Шахидов обвинил журналистов издания в клевете, назвав их «врагами нашей веры и нашей родины».

Такая реакция не могла не вызвать беспокойства. «Новая газета» призвала власти РФ обратить внимание на происходящее: «Нам очевидно: эта резолюция подталкивает религиозных фанатиков к расправе над журналистами», - говорится в обращении редакции «Новой газеты», которая призывает власти «сделать все возможное, чтобы пресечь действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды к журналистам, выполняющим свои профессиональные обязанности». Заметим, что после публикации обращения редакции сайт «Новой газеты» перестал открываться.

Среагировал на происходящее главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов - на блоге радиостанции он написал: «Генеральная прокуратора и Юрий Чайка, следственный комитет и Александр Бастрыкин, ФСБ и Александр Бортников, Росгвардия и Виктор Золотов, МВД и Владимир Колокольцев - вы ждете чего? Пока ваши центры «Э» гоняются за подростками с кедами, у вас под боком выросла наглая, бесконтрольная, вражеская государству сила, которая смеет угрожать гражданам России. Или она уже настолько выросла, что вы опасаетесь даже приступить к расследованию? Или доморощенный ДАИШ настолько сильнее вас, а вам остается лишь продолжать беспомощно наблюдать, как они грозят и убивают?».

Журналист Николай Сванидзе в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» отметил, что разговоры о возмездии журналистам и каре Аллаха - очень опасный тренд. «Мы знаем о судьбе уже погибших людей - Натальи Эстемировой, Анны Политковской, мы знаем, как был убит Борис Немцов. Разжигалась ненависть к нему. Он был объявлен там врагом веры и родины, после чего он был убит. Боюсь, что ход расследования его убийства вселил во вдохновителей этого убийства мысль о безнаказанности. Это очень опасно». Н. Сванидзе также считает, что правоохранительным органам пора обратить внимание на сложившуюся ситуацию.

Вскоре Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ призвал Следственный комитет возбудить уголовные дела в связи с угрозами журналистам.

Не остался в стороне и Союз журналистов России, выразивший глубочайшую озабоченность тем, что текст резолюции может расцениваться как непосредственный призыв к расправе над коллегами из «Новой газеты». «Отдавая должное религиозным и национальным чувствам всех народов Российской Федерации, мы категорически возражаем против любых попыток угрожать журналистам физической расправой, вне зависимости от того, какую позицию занимает то или иное издание, какую точку зрения оно отстаивает. Основой любой государственности является закон, и любые конфликтные ситуации должны решаться цивилизованным путём в правовом поле. Цензура, насаждаемая угрозами физического насилия, столь же неприемлема как цензура, насаждаемая запретительными мерами законодательного характера. Мы настаиваем на том, чтобы соответствующие правоохранительные органы РФ обратили пристальное внимание на данную ситуацию и предприняли все необходимые меры для защиты наших коллег - журналистов «Новой газеты», - говорится в заявлении СЖР.

Союз журналистов Москвы также призвал власти и правоохранительные органы пресечь угрозы в адрес «Новой газеты». В заявлении говорится, что правоохранительным органам и Следственному комитету нельзя допустить, чтобы журналистам мешали выполнять свой профессиональный долг.

И реакция Кремля последовала. Правда, не от правоохранителей, а от заместителя руководителя администрации президента и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который сказал, что в Кремле следят за ситуацией и что он получил письмо от главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, где объясняется сложившаяся ситуация. «Мы полагаем, что если, по мнению кого-то, публикации газеты носили клеветнический характер или искажали реальность, существуют предусмотренные законом методы оспаривания и призвание к ответственности авторов тех или иных опубликованных материалов», - заявил Песков. А другие методы недопустимы - по его словам, Кремль против «каких-либо других методов воздействия, которые противоречили бы закону. «Тем более, разумеется, против каких-либо действий, которые могли бы составить угрозу для безопасности и жизни журналистов», - подчеркнул Песков.

После этого накал страстей вроде бы пошел на убыль - член Совета по правам человека при президенте Чеченской Республики Хеда Саратова пояснила РБК, что под «возмездием» подразумевается всего лишь возможное привлечение сотрудников «Новой газеты» к ответственности за клевету по закону России.

И дай Бог (или Аллах), чтобы так все и произошло. Однако смущает то, как порой трактуется в упомянутом регионе «буква закона».