Расходы на раздел «общегосударственные вопросы» в федеральном бюджете превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение: 1,1 трлн руб. против 902 млрд руб.
В раздел «Общегосударственные вопросы» входят расходы на обеспечение деятельности президента, правительства, губернаторов и других органов власти.

Если сравнить разделы федерального бюджета отдельно, то в 2017 году общегосударственные вопросы обойдутся бюджету примерно втрое дороже здравоохранения (на него было выделено 360 млрд руб.) и вдвое дороже образования (542 млрд руб.). Это следует из исследования РБК российского бюджета (расчеты здесь и далее с условием инфляционной поправки).

Другая картина в консолидированном бюджете, где ассигнования раздела «Общегосударственные вопросы» заложены в объеме 1,9 трлн руб., на здравоохранение — 3,3 трлн руб., на образование — 3 трлн руб. Вместе взятые расходы на пять основных направлений бюджета (образование, оборона, силовые ведомства, затраты на общегосударственные вопросы и здравоохранение) составляют 12,9 трлн руб.

Резкая разница между федеральными и консолидированными расходами на медицину объясняется тем, что во вторые входят средства из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Значительная разница между федеральными и консолидированными расходами на образование объясняется тем, что государство в первую очередь финансирует высшее образование, а основные расходы на эту сферу заложены в регионах.

Бюджетные расходы: на войну и на мир

Из трех основных подразделов трат на чиновников (функционирование президента, губернаторов и правительств) дороже всего обходится президент. В 2017 году на функционирование президента заложено 15 млрд руб., на законодательные органы на федеральном и муниципальном уровнях — 13 млрд руб., на федеральное и региональные правительства — 6 млрд руб.

В 2015 году самым затратным среди общегосударственных вопросов был подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество» (329 млрд руб.), что вдвое выше расходов на этот же подраздел в 2014 году (176 млрд руб.). Резкое наращивание трат на международную сферу произошло на фоне конфликтов в Донбассе и Сирии, а также обострения отношений России с Западом. В 2016 году расходы по подразделу снизились до 209 млрд руб.

На фоне экономических проблем власти экономят на многих направлениях. Почти вдвое снижены расходы на финансовые, налоговые и таможенные органы, а также органы финансово-бюджетного надзора — с 318 млрд руб. в 2011 году до 177 млрд руб. в 2019 году.

Расходы на материальные резервы упали с 139 млрд руб. в 2011 году до 61 млрд руб. в 2019 году. Государство с каждым годом режет расходы и на судебную систему — с 175 млрд руб. в 2011 году до 140 млрд руб. в 2019 году.

Выборы-2018

В федеральном бюджете пиковые расходы на подраздел по обеспечению проведения выборов и референдумов приходятся на думские и президентские кампании. Выборы в нижнюю палату состоялись в 2011 и 2016 годах, главу государства избирали в 2012 году и должны выбирать в 2018 году. В 2011 году в бюджете на подраздел «Выборы» пришлось 17 млрд руб., в 2012 году — 38 млрд руб., в 2016 году — 16 млрд руб.

Крупная сумма заложена на подраздел и в 2017 году — на выборы выделено 20 млрд руб. Для сравнения: в 2013–2015 годах на выборы и референдумы тратилось 3–5 млрд руб. В связи с этим в СМИ обсуждался сценарий досрочных президентских выборов, которые якобы могут перенести с 2018 на 2017 год. Проект Минфина на самом деле связан со стартом предвыборной кампании в конце 2017 года — именно на этот финансовый год и выделены средства, сообщала секретарь ЦИКа Майя Гришина.