Главного фигуранта резонансного дела о контрабанде наркосодержащего мака освободили из СИЗО. Он провел за решеткой без суда 4,5 года. Центр управления расследованиями (ЦУР) напоминает о том, как развивалось это дело
Брянский областной суд освободил из СИЗО Романа Шилова, который без приговора суда провел за решеткой 4,5 года, сообщил Центру управления расследованиями (ЦУР) его адвокат Валерий Шухардин. Шилов, его отец Сергей и еще 11 человек обвиняются в контрабанде сотен тонн наркосодержащего мака. Резонансное «маковое дело» длится уже шесть лет, все обвиняемые, кроме Романа Шилова, были под подпиской о невыезде или под домашним арестом. Теперь и Шилов переведен под домашний арест. В судьбу Шилова три года назад вмешался Европейский суд по правам человека. Дело было рассмотрено в приоритетном порядке, РФ пришлось выплатить присужденные ЕСПЧ 6 тысяч евро, однако главный фигурант все равно до вечера 21 ноября оставался за решеткой.
— Романа следом за делом перекидывали из следственных изоляторов Москвы в Брянск и обратно и так не один раз, — рассказывает его адвокат Валерий Шухардин. — Медпомощь за решеткой оказывали плохо, например, оказалось невозможно получить рецепт, чтобы сделать новые очки, хотя зрение у него сильно упало.
Как следует из решения ЕСПЧ от 30 июня 2016 года, российские власти нарушили 2-й и 5-й пункты европейской конвенции. Суд посчитал, что Шилов содержался под стражей в неблагоприятных условиях: в частности, недостаток пространства в тюремной камере — 2,8 кв. метра (должно быть не меньше четырех) — при том, что туалет и сама камера были не отделены, само помещение заражено насекомыми и в нем не хватало света и воздуха. Также суд признал, что Шилов чрезмерно долго находился под стражей — в соответствии со ст. 109 УПК РФ предельный срок пребывания до суда под стражей не должен превышать 18 месяцев. Жалобу адвокатов Шилова на основании решения ЕСПЧ Верховный суд (ВС) рассмотрит 30 ноября. Но 21 ноября Брянский областной суд, не дожидаясь постановления ВС, не стал продлевать содержание Шилова под стражей, изменив меру пресечения на домашний арест.

Главу ОАО «МКМ» Сергея Шилова и его компаньонов ФСКН (расформированная в апреле указом президента) обвинила в покушении на сбыт наркотических средств в особо крупном размере в составе организованной группы (ст. 30 УК РФ, ч. 3 ст. 228 УК РФ). Если вина бизнесменов будет доказана, им грозит до 20 лет тюрьмы.
ОАО «МКМ» занималось среди прочего импортом мака. В 2010 году компанию обвинили в контрабанде через брянскую таможню 42 тонн пищевого мака. Но вскоре уголовное дело было закрыто — после того как экспертиза, проведенная МВД, признала, что производить наркотики из алкалоидов опия, содержавшегося в маке в «следовых количествах», невозможно.
В 2012 году Сергей Шилов, его сын Роман и компаньоны снова стали участниками уголовного дела. Теперь уже ФСКН нагрянул на склады компании в подмосковный Красноармейск, где были обнаружены 160 тонн мака, до этого легально ввезенные в Россию. Теперь уже эксперты посчитали, что в этом маке есть примеси наркотических веществ. Шилова и его компаньонов обвинили в покушении на сбыт наркотических средств в особо крупном размере в составе организованной группы. Кроме того, уголовное дело возбудили и в отношении ученой Ольги Зелениной из Пензенского НИИ сельского хозяйства — в исследовании, проведенном в 2011 году по просьбе Шилова, она заключила, что технологически отделить содержащиеся в пищевом маке наркосодержащие примеси невозможно. По версии следствия, своей экспертизой «она содействовала преступной деятельности организованной группы».
Шилов под видом пищевого мака закупил в Испании шлаковые отходы фармацевтического производства, полученные при переработке мака в наркотические средства (морфин, кодеин, тебаин) — такова была версия следствия. Как следовало из обвинительного заключения, с 2010-го по 2012 год Шилов с компаньонами завезли в Россию более 200 тонн пищевого мака, из которого можно получить свыше 11 миллионов разовых доз наркотических средств (ацетилированного опия) общей стоимостью более 10 миллиардов рублей. Указанное количество ацетилированного опия эквивалентно годовому потреблению 20 тысяч наркоманов, что сопоставимо с численностью небольшого среднероссийского города, поясняли следователи.
Сергей Шилов своей вины не признает и считает, что дело против него сфабриковано. Накануне судебного процесса в Брянском областном суде обвиняемые, не согласные с тем, как велось расследование, направили жалобы президенту Путину и генеральному прокурору Чайке с просьбой разобраться и защитить их права. В частности, они указали, что следствие проигнорировало десятки различных экспертиз, которые доказали, что мак, который они импортировали из других стран для нужд кондитеров, является именно пищевым, а не наркотическим. По словам Сергея Шилова, который находится под подпиской о невыезде, эти письма для него — последняя надежда на справедливость. Само дело будет слушать коллегия присяжных, их отбор прошел в октябре.

По словам Сергея Шилова, следователи прикрываются правительственными постановлениями, в которых не определено минимальное количество примесей наркотических веществ, не наносящих вред здоровью, и отказываются прекращать уголовное дело. В деле есть несколько десятков экспертиз, проведенных химиками, включая Сибирский региональный центр судебной экспертизы Минюста России и Чебоксарскую лабораторию судебной экспертизы Минюста. Специалисты согласились с Зелениной, что обнаруженные наркотические вещества в партии мака Шилова ничтожно малы и получить пригодное к употреблению наркотическое средство из мака с таким содержанием морфина невозможно.
По мнению Шилова, обвинение просто не хочет обращать внимания на результаты независимых экспертиз и все обвинения строят на спорных правительственных постановлениях № 599 и 681.
— В итоге ФСКН, а теперь и МВД РФ, пользуясь этим, уже более 15 лет благополучно сажает невиновных людей в тюрьму на сроки от 8 до 20 лет, — говорит Шилов. — Поэтому я прошу президента, чтобы он отдал распоряжение правительству внести поправки в закон.
Мода на «маковые дела» у наркополицейских началась примерно с 2008 года, обвиняемые по таким преступлениям получали в судах по 6–12 лет. По данным МВД РФ, за последние пять лет по факту контрабанды опиоидной маковой соломы и сопутствующих загрязнений было расследовано свыше 10 тысяч уголовных дел. По оценкам правоохранителей, каждый год в Россию различными способами ввозится более 1 тысяч тонн маковой соломы. Из этого количества наркотика можно изготовить около 100 миллионов разовых доз (на одну дозу требуется около 10 граммов маковой соломы).