Пока некоторые ученые утверждают, что последняя бумажная газета в мире выйдет в 2043 году, в 2016-м в Германии насчитали полторы тысячи периодических изданий — больше, чем когда-либо ранее.

Корреспондент «УР» побывала на стажировке для журналистов в Берлине и из первых уст узнала, как обстоят дела на рынке немецкой печатной прессы и почему газетам приходится самим бороться за свое существование.

Каждое утро в берлинских электричках практически все пассажиры погружены не столько в свои смартфоны, сколько в чтение свежих газет — многие немцы не собираются отдать предпочтение цифровым носителям. Тем не менее, как отмечает Вернер Д'Инка, издатель «Франкфуртской всеобщей газеты» (Frankfurter Allgemeine Zeitung), в последние годы печатная пресса в Германии переживает не самые лучшие времена: тиражи и охват читателей падают, а производство дорожает.

Печати приходится соперничать в первую очередь с Интернетом, а потому многие газеты не только создают собственные мобильные приложения, но иногда и сами «перекочевывают» в Сеть (а некоторые даже отказываются от издания печатной версии). Однако, по словам Вернера Д'Инка, сейчас ситуация уже не столь драматична, как несколько лет назад: «В последние два года положение печатной прессы стабилизировалось, но и показатели медиа в Интернете продолжают расти». Так что печатным СМИ расслабляться пока рано.

Как бы то ни было, ежедневно в Германии выходит в свет 16 млн экземпляров газет, и по этому показателю она занимает пятое место в мире — после таких «гигантов», как Китай, Индия, Япония и США. Кстати, немецкая ежедневная газета-таблоид Bild входит в десятку крупнейших в мире: ее тираж почти 2 млн экземпляров. Всего в Германии больше 300 ежедневных газет, и все они так или иначе попадают к своим читателям — более чем половине населения страны.

Между прочим, излюбленный день для чтения прессы в немецких семьях — воскресенье, его даже называют «днем читателей газет». Так что существование так называемых «воскресных» газет в этой стране не случайно.

И в кризис, и в более стабильные времена немецким печатным СМИ приходится рассчитывать только на себя — все они негосударственные и своими силами финансируют собственное производство. Основные источники дохода для них — реклама, продажа газет в розницу и по подписке. Помимо частных газет существуют и совсем небольшие партийные издания: например, у партии «Христианско-социальный союз» в Баварии.

Как полагает издатель «Франкфуртской всеобщей газеты», не столь важно, в какой среде функционирует пресса — в электронной или печатной: «Мы продаем не бумагу, а информацию». Именно информация должна быть качественной, оперативной и достоверной.