12 сентября в Москве было объявлено о запуске проекта «Вместо Путина». Михаил Ходорковский и Владимир Кара-Мурза рассказали журналистам, собравшимся в офисе «Открытых выборов», о необходимости поиска кадровой и идеологической альтернативы Владимиру Путину. Открытая Россия приводит расшифровку обсуждения проекта на его презентации
Тимур Валеев. Уважаемые коллеги, рад вас приветствовать здесь, в штабе проекта «Открытые выборы». Сегодня у вас будет возможность задать свой вопрос Михаилу Борисовичу Ходорковскому, который ответит нам из Лондона. Сейчас мы свяжемся с ним. Михаил Борисович, добрый день!

Михаил Ходорковский. Добрый день! Дорогие друзья, еще раз спасибо за то, что пришли. В конце прошлого года Открытая Россия объявила о начале проекта «Открытые выборы». Тогда мы поставили задачу отобрать 20 молодых независимых политиков для участия в избирательной кампании 2016 года. Мы поддержали их на этом пути. Условий поддержки было немного: единство взглядов на права человека, на сменяемость власти и готовность публично заявить об участии в проекте.
Мы отдаем себе отчет в том, что это квазивыборы в квазипарламент. Наша цель — воспользоваться этим политическим действом. Предъявить обществу альтернативу — кадровую и идеологическую. В результате конкурса из более чем 400 заявок было отобрано 25. Зарегистрированы в качестве кандидатов 19.

Участники проекта поработали очень сильно, и избиратели это оценили. Это был их первый опыт на больших выборах. Тем не менее соцопросы показывают удивительные результаты и по узнаваемости, и по готовности проголосовать за них.

Людям явно надоела несменяемость нынешней политической элиты, неспособной не только развивать страну, но и даже просто ограничить собственные аппетиты.

Наши кандидаты оказались ближе и понятнее людям, чем кто-либо ожидал. Пожелаем им успеха на этой неделе. И гражданам России, и кандидатам России Открытой!

Однако это только начало. Мы, теперь уже вместе, ставим новую задачу: помочь нашим согражданам ответить на вопрос: «Кто вместо Путина?». Мы убеждены, что нет ничего хуже несменяемой власти. Несменяемая власть — синоним коррупции, плохого управления страной, неправового, слабого, хотя и жестокого государства. Мы хотим другой, лучшей судьбы для России в XXI веке. 

Для этого мы объявляем проект «Вместо Путина». Его результатом станет выдвижение новых политических лиц на пост президента России. Нас достала несменяемая власть и несменяемая псевдооппозиция. Мы видим уже сейчас: таких нас много, поэтому мы сможем добиться изменений.
Ну а подробнее о процедуре, с которой проект начнется, расскажет Тимур Валеев.

Тимур Валеев. Спасибо! Сегодня ночью был запущен сайт «Вместо Путина». На этом ресурсе уже можно регистрироваться. На данном этапе зарегистрировано уже семь экспертов. Это эксперты, которые начинают вместе с нами работать над этим проектом. Среди них Станислав Белковский, Владимир Милов, Евгений Чичваркин, Владимир Кара-Мурза, Евгений Асс, Дмитрий Гудков и Александр Морозов.
Эти эксперты на сегодняшний момент предложили своих кандидатов. Первыми кандидатами, которых они предложили, стали Михаил Касьянов, Алексей Кудрин, Алексей Навальный, Владимир Рыжков, Евгений Ройзман, Лев Шлосберг, Григорий Явлинский, Татьяна Юмашева и другие. Всего 13 человек.

Процедура альтернативного выбора возможного будущего кандидата будет происходить очень просто: любой гражданин России может зарегистрироваться на этом сайте и не только проголосовать за уже предложенных кандидатов, но и предложить своего кандидата. Чтобы стать экспертом, нужно заручиться поддержкой одного из уже существующих экспертов редакции портала «Вместо Путина» либо поддержкой Михаила Борисовича Ходорковского. Чтобы стать кандидатом, достаточно пройти регистрацию на сайте, заручиться поддержкой хотя бы одного из экспертов, — и тогда, после одобрения редакцией, кандидатура появится на сайте.

На первом этапе голосовать смогут практически все. На финальном этапе, ближе к президентской гонке, — если все пойдет по правилам, то это весна 2018 года, — на последнем этапе голосовать смогут только члены жюри. О том, какую поддержку окажет Открытая Россия кандидату, который победит в рамках этого проекта, думаю, сможет рассказать Михаил Ходорковский.

Михаил Борисович, есть вопросы у журналистов. Господа, если есть вопросы, поднимаем руки, задаем вопросы.

Журналист. Здравствуйте, Станислав Григорьев, РЕН-ТВ. Михаил Борисович, расшифруйте понятие «поддержка кандидатов». Вы их финансируете лично, как это происходит?

Михаил Ходорковский. Кандидаты на президентские выборы ограничены определенными правилами. И мы, естественно, этих правил будем придерживаться. В той мере, в которой это будет разрешено законом, мы будем оказывать им поддержку. Например, если кандидату потребуется собрать подписи избирателей, мы постараемся оказать поддержку в этой работе.

Журналист. Скажите, вы даете им деньги?

Михаил Ходорковский. Я как гражданин России имею право предоставлять свои собственые средства кандидатам, избираемым на разные должности в РФ. В каких размерах и каким образом — это регулируется законом: я этот закон соблюдаю.

 Журналист. Мария Манахова — это кто? Объясните про нее, кто эта женщина?

Михаил Ходорковский. Мария Манахова — это моя помощница.

Журналист. А почему она распоряжается всеми вашими деньгами?

Михаил Ходорковский. Вы знаете, по поводу того, кто распоряжается моими деньгами, я ответил: своими деньгами я распоряжаюсь сам. Эту тему я комментировать не стану.

Журналист. «Голос Америки», Виктор Васильев. Михаил Борисович, если можно, прокомментируйте ход текущей парламентской кампании. Удалось ли, на ваш взгляд, властям выдержать попытку на курс демократизации с учетом предстоящего сегодня суда на «Парнасом» («Гражданская платформа» не стала подавать иск против «Парнаса» 12 сентября, вместо этого партия заявила о намерении подать в суд на Михаила Касьянова за экстремизм. — Открытая Россия) и недавно вышедшего фильма, хорошо вам известного. Кто, по-вашему, главный режиссер и оператор этого фильма и как можно на государственном канале использовать съемки, запрещенные законом?

Михаил Ходорковский. Послушайте, вы прекрасно все понимаете. Я говорил, что это будут квазивыборы и на самом деле квазипарламент. Даже в этих условиях мы можем и должны вести политическую работу и предъявлять населению альтернативу. А то, что спецслужбы ведут незаконную слежку за кандидатами, то, что вечная помойка для таких сюжетов выпускает монтированные материалы, — это их право. Единственное, что хочу отметить: результатом этого сюжета стало только признание того факта, что я как обещал кандидатам, так и помогаю, как я обещал, так и поддерживаю; ну а то, что мы делаем это в рамках закона, — это не было опровергнуто.

Журналист. Михаил Борисович, а вы сами можете сказать: вы собираетесь выдвигать свою кандидатуру на президентский пост в 2018 году и есть ли у вас человек, который, вам лично кажется, был бы идеальным кандидатом?

Михаил Ходорковский. Еще есть время для того, чтобы поискать новые лица. Я лично выдвигать свою кандидатуру не планирую, в то же время я всегда готов подставить плечо демократическим кандидатам в нашей стране тогда, когда это будет необходимо.

Идеального кандидата на сегодняшний день называть не хочу, поскольку для этого, собственно говоря, и проводится конкурс. Но если говорить о моих представлениях, то это должен быть человек, который твердо уверен, что он пришел для того, чтобы отработать некоторое небольшое время, не более восьми лет суммарно, на свою страну, и который воспринимает это как долг служения. Такого кандидата, лучше из числа молодых политиков, я бы хотел увидеть в результате этого проекта.

 Журналист. «Россия-24», Варвара Невская. Вы рассчитываете на то, что кандидаты «Открытых выборов» могут сейчас действительно пройти на выборах? Если нет, будете ли вы все равно на президентских выборах пытаться лоббировать своего кандидата?

Михаил Ходорковский. Моя позиция не меняется. При нынешнем политическом режиме смена власти в результате выборов невозможна. У нас проходят квазивыборы, и это касается как выборов в Госдуму: мы все видим, как они проводятся. Я убежден, что с президентскими выборами будет то же самое. Но не использовать это политическое действие мы не можем. В этом наша задача: мы приведем новые лица, чтобы тогда, когда этот режим сменится, — а это произойдет рано или поздно, — чтобы был выбор: кому доверить управление страной, чтобы она не металась в странном для меня вопросе (в стране, где 140 миллионов человек живет): кто может, кроме Путина? Я думаю, миллион человек может.

Журналист. Михаил Борисович, Тимур Валеев сказал, что для регистрации, для того, чтобы стать кандидатом, достаточно заручиться поддержкой эксперта и пройти регистрацию. Какие еще требования к этому кандидату должны быть помимо этого, на ваш взгляд?

Михаил Ходорковский. Эксперт вряд ли поддержит кандидата, который имеет отличные от нормальных взгляды на права человека, — от тех, которые существуют на сегодняшний день в цивилизованном мире, от тех же взглядов на сменяемость власти. В остальном я не думаю, что есть какие-то ограничения. Эксперты должны только оценить, какой человек способен стать лицом для России.

Журналист. Это опять РЕН-ТВ. Вам известен такой человек — Вячеслав Мальцев? Как вы к нему относитесь? Взяли бы вы его в свою политическую кампанию?

Михаил Ходорковский. Вячеслав Мальцев является на сегодняшний день уже состоявшимся человеком, и ему решать, какие взгляды ему защищать и в какой кампании он хочет состоять. Когда он это формулирует — не кто мне вопрос, обсудим.

Журналист. «Голос Америки» еще раз. На ваш взгляд, выдержит ли страна еще один период правления Путина, не отбросит ли это страну окончательно в лагерь третьего мира?

Михаил Ходорковский. Каждый новый срок пребывания Владимира Путина у власти делает нашу страну все более уязвимой перед вызовами. Мы видим, что наша страна стоит на месте или откатывается. Это происходит во всех областях: в социальной политике, в области права, науки, в области развития общества. Мы все это видим. Сколько еще может выдержать даже такая огромная и богатая страна, как Россия, мне трудно сказать. Хотелось бы, чтобы мы на этом пути не надорвались.

Журналист. Михаил Борисович, бельгийская газета De Standаard. Такой вопрос: вы много путешествовали по России, по маленьким деревням, и там огромная поддержка нынешнего президента Владимира Путина. Как вы думаете, ваш проект — это не потеря времени сейчас?

 

Михаил Ходорковский. Люди готовы и заинтересованы. То, что они сейчас не видят, — это и вина оппозиции. Хотя, конечно, основная вина лежит на нынешнем режиме, который все сделал для того, чтобы такой альтернативы у общества не было. Мы надеемся, что нам с помощью наших проектов удастся эту альтернативу людям предъявить, чтобы люди могли сделать осознанный выбор: то они хотят или другое.

Журналист. Михаил Борисович, сколько партий, на ваш взгляд, напрямую дотируется Кремлем в ходе этих выборов и для чего это далается?

Михаил Ходорковский. Сегодня мы твердо знаем о тех технологиях, которые используются Кремлем официально, и этого уже достаточно для того, чтобы любые выборы превратить в жалкое подобие настоящих выборов. Я имею в виду и использование своей монополии на СМИ, на электронные СМИ, это и использование силовых структур для точечного воздействия на людей, способных оказать политикам поддержку, как в ту, так и в другую сторону: как заставить дать деньги и заставить не дать. Тем не менее я убежден, что у Кремля на сегодняшний день достаточно добровольных помощников, которые хотели бы выслужиться, получить высочайшее одобрение своих шагов; возможно, к этому одобрению и еще какие-нибудь государственные ресурсы. Я очень надеюсь, что эти люди своевременно одумаются, что то, что они делают, — это не просто зарабатывание денег, а это разрушение родной страны. Я думаю, что рано или поздно люди поймут, и тогда этому режиму наконец-то придет естественное завершение.

Тимур Валеев. Спасибо, Михаил Борисович. Я хочу представить вам еще федерального координатора Открытой России Владимира Кару-Мурзу. Он хочет сказать приветственное слово.

Владимир Кара-Мурза. Спасибо, Тимур, спасибо. уважаемые коллеги, что пришли. Рады приветствовать вас здесь, в офисе проекта «Открытые выборы». Особенно рады приветствовать камеру телекомпании НТВ, установленную вон там, в углу под потолком. В рамках презентации нашего проекта «Вместо Путина» мне бы хотелось назвать две цифры — 17 и 119. 17 — это количество лет, в течение которого одна и та же группа лиц во главе с Владимиром Путиным бессменно находится у власти в нашей стране. 119 — это место, которое наша страна заняла в Глобальном индексе восприятия коррупции, который международная организация Transparency International составила в 2015 году. 119-е место из 167 возможных, между Гвианой и Сьерра-Леоне. К сожалению, эти цифры связаны, потому что история безошибочно показывает, что несменяемая власть — это всегда коррупция, это всегда злоупотребления, это всегда застой. Давайте задумаемся еще над тем, что те наши сограждане, которые станут избирателями и впервые придут голосовать на президентских выборах 2018 году, когда им исполнится 18 лет, — это будут люди, которые родились при Владимире Путине. И это на самом деле страшно. Потому что когда вождь или князек бессменно, на протяжении долгих лет цепляется за власть, как какой-нибудь Бен Али, или Мубарак, или Мугабе, — это, во-первых, признак страны третьего мира и, во-вторых, как правило, ничем хорошим не заканчивается. Мы не хотим своей стране такой судьбы, и поэтому, наверное, главная цель этого проекта «Вместо Путина», который мы запускаем сегодня, — это показать, что тезис о том, что нынешней власти и нынешнему президенту нет альтернативы, — это миф.

Да, действительно, поиск альтернативы в нашей стране сегодня затруднен. Когда, например, одного из очевидных кандидатов в президенты от оппозиции в прошлого году расстреляли на Большом Москворецком мосту, а другие либо вынуждены находиться вне России, либо находятся в заключении, либо искусственным образом, в результате всяких псевдосудебных решений лишены пассивного избирательного права, права участвовать в выборах. И тем не менее даже в такой ситуации, на наш взгляд, оскорбительно в 140-миллионной стране с огромным множеством ярких, талантливых, опытных, успешных людей говорить о том, что одному человеку нет альтернативы. Проект «Вместо Путина» задуман для того, чтобы дать старт общественной дискуссии перед президентскими выборами 2018 года. В рамках этой дискуссии будут предложены разные варианты, среди людей разных политических взглядов, разных частей политического вектора: некоторых из них вы уже видели; этот список, безусловно, будет пополняться. Разные варианты ответа на вопрос: «Если не Путин, то кто?» Но окончательный ответ на этот вопрос могут дать только наши с вами сограждане — граждане России.

Журналист. У меня вопрос: почему вы именно сейчас решили объявить об этом президентском проекте, когда сейчас на повестке дня парламентские выборы? Это сознательная политика или просто вы готовы к этому?

Тимур Валеев. Есть логическое продолжение: проект «Открытые выборы», который занимался поддержкой кандидатов в этом году, кандидатов в Госдуму и Законодательное собрание Санкт-Петербурга, — это первый шаг, это проверка себя и своих сил. Так как из 24 кандидатов, которых мы представили, было зарегистрировано 19 — 18 в Госдуму и один в Закс Санкт-Петербурга. Двое кандидатов собрали подписи и были зарегистрированы по подписям, что было очень сложно в нашей стране сделать. Это очень хороший результат. Согласно соцопросам — мы проводили соцопросы во многих регионах, — наши кандидаты идут намного лучше, чем другие кандидаты от оппозиционных партий. Многие из наших кандидатов борются за качественное второе, а может быть, даже и первое место. Украдут у них этот результат или не украдут — другой вопрос. Но то, что политикой сегодня можно пытаться заниматься и нужно это делать, — это правда. Мы хотим сказать, что на выборах в Госдуму ничего не заканчивается, а все только начинается. На следующий год будут муниципальные выборы в Москве, на следующий год будут выборы губернаторов в некоторых субъектах РФ, в которых мы тоже намерены принять участие каким-то образом, и логическим завершением всего этого проекта будут, конечно же, выборы президента в 2018 году и выборы мэра Москвы в 2018-м.

Наша цель — принять участие в этих выборах, в рамках Открытой России, в рамках «Открытых выборов».

Владимир Кара-Мурза. Я добавлю, что полтора года — это совсем н едолгий срок в политике: до президентских выборов осталось полтора года. И особенно в условиях, когда на протяжении многих лет нынешний режим создавал ситуацию выжженного поля на политическом пространстве России, используя для этого все ресурсы, которые есть в его распоряжении, включая пропагандистскую машину, естественно, эта общественная дискуссия по поиску альтернативы тоже занимает какое-то время. За неделю, месяц или полгода этого не сделаешь. Поэтому мы посчитали, что сейчас, за неделю до парламентских выборов, чуть меньше, за шесть дней, за полтора года до президентских — самое время эту дискуссию начать. Потому что то, что мы делаем сегодня, запуская этот проект, — это только первый шаг, это только начало.

Тимур Валеев. Спасибо.