Отставка главы кремлевской администрации Сергея Иванова произвела эффект разорвавшейся бомбы. Какие выводы должна сделать элита, почему «питерские» больше не рулят и на кого будет опираться Владимир Путин — мнение члена экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексея Зудина.

Уход Сергея Иванова с поста главы кремлевской администрации вызвал большой резонанс в политическом истеблишменте. Но это событие следует рассматривать в широком контексте — для того, чтобы адекватно понять его причины.

В этом случае

мы видим отчетливый тренд на обновление элиты, причем на обновление самого верхнего ее слоя.

Ведь Иванов — это давний соратник Владимира Путина, человек, который находится рядом с президентом на протяжении многих лет.


Уход Иванова с должности руководителя администрации президента встал, пожалуй, в один ряд с отставкой главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, отставкой главы ФСО Евгения Мурова, отставкой руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, а также уходом на пенсию бывшего руководителя ФСКН Виктора Иванова. Все перечисленные лица — в различной степени близкие президенту люди.

Почему это случилось? В большинстве случаев причина выглядит очевидной — возраст, точнее, ограничения, связанные с возрастом. Именно поэтому

запрос на омоложение элиты не выглядит искусственно, не представляется демонстрацией. Это реальная необходимость, которая назрела.

И здесь мы сталкиваемся еще и с другим трендом. Обновление происходит отнюдь не за счет «питерских», как это считалось ранее. Кадровое решение опровергает популярный среди аналитиков тезис о «клановой природе» президентской власти. Мы в очередной раз убедились, что разговоры про «короткую скамейку запасных у Путина» — это тоже миф. Резерв у главы государства обширный. Составная часть тренда на обновление и омоложение — расширение источников рекрутирования за границы «питерской группы».

Кроме того, в отставке Иванова общество прочитало и то, что неприкасаемых у нас нет. Хотя справедливости ради надо сказать, что не было их и раньше. Главными были и остаются результативность работы и доверие президента.

Но отставки бывают разные. Бывают, как у Сергея Борисовича Иванова: он ушел с поста, но не из политики. Сохранил дружеские отношения с Владимиром Путиным. По сути, решение было принято по старой договоренности и взаимному согласию. А бывают отставки с иным содержанием и подтекстом — вспомните, например, уход Якунина или Бельянинова. Это совсем другие истории.

Крупные кадровые решения, такие, как уход Сергея Иванова и приход Антона Вайно, как правило, воспринимаются как знак и сигнал. И не без оснований. В различных аудиториях действия президента интерпретируются по-разному.

Но здесь важно разделять причины и следствия. Смена главы администрации президента была произведена не для того, чтобы кому-то послать какой-то сигнал. Президент решает конкретные задачи, политические и управленческие, текущие и перспективные, а впечатления, которые порождают его действия, производны и в этом смысле вторичны. Хотя также важны для достижения поставленных целей.