В 43 субъектах РФ началось выдвижение кандидатов в новый состав общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за местами лишения свободы. Набор в ОНК обставлен целым рядом ограничений — в частности, кандидатам запрещено выдвигаться от организаций, признанных иностранными агентами. Это означает, что в состав могут не войти представители многих авторитетных правозащитных организаций. Опрошенные "Ъ" сотрудники НКО опасаются, что это усилит наметившуюся несколько лет назад тенденцию по замене правозащитников в комиссиях бывшими сотрудниками правоохранительных органов.

Председатель Общественной палаты (ОП) РФ Александр Бречалов объявил о начале приема заявок на участие в ОНК. Этот институт существует в России с 2008 года. Члены ОНК вправе беспрепятственно посещать колонии и изоляторы, проверяя жалобы осужденных и арестантов. Они полномочны выступать в поддержку УДО осужденных. Состав комиссий меняется каждые три года, кандидатов выдвигают общественные организации, а окончательное решение о включении принимает специальная комиссия ОП РФ. В течение 60 дней палата ждет заявок на участие в комиссиях 43 субъектов РФ.


Как правозащитники добились смены руководства в единственном женском СИЗО Москвы
Поправки, ужесточившие закон "Об НКО", могут привести к тому, что в созыв-2016 могут не попасть представители многих авторитетных правозащитных организаций. В 2013 году Минюст предложил запретить выдвигать в наблюдательные комиссии кандидатов от организаций, признанных иностранными агентами. Эта норма была принята, хотя против нее выступал в том числе член президентского Совета по правам человека. Кроме того, отмечает глава Международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков, выдвигать кандидата могут только организации, существующие пять лет. "Учитывая, что в последние годы многие по-настоящему эффективные организации были признаны иностранными агентами и многие из них самоликвидировались, независимым правозащитникам попасть в ОНК будет трудно",— считает он.


Почему столичные СИЗО переполнили терпение правозащитников
Некоторые правозащитники уже столкнулись с проблемами — например, представитель Комитета по предотвращению пыток (КППП) Олег Хабибрахманов, многие годы входивший в состав ОНК по Нижегородской области. Сотрудники КППП, известного своими расследованиями фактов пыток с участием сотрудников правоохранительных органов, входят в составы ОНК во многих регионах, в этом созыве планируют снова выдвинуться в Нижнем Новгороде, Москве и Марий-Эл. Однако организация признана иностранным агентом, говорит господин Хабибрахманов, а найти подходящую для выдвижения НКО не так просто. "Кроме того, закон теперь запрещает пребывать в комиссии дольше трех сроков. У нас не я один в ОНК пробыл дольше",— говорит правозащитник. Сложно будет продолжить работу Сергею Исаеву — председателю ОНК по Пермскому краю. Он возглавляет Пермский региональный правозащитный центр, который включен в реестр иностранных агентов в 2015 году.


Генпрокуратура признала нехватку средств для лечения ВИЧ-инфицированных заключенных
В тех НКО, где должен смениться состав, много независимых участников. Например, кировскую комиссию возглавляет член "Яблока", в составе комиссии по Иркутской области — сразу несколько представителей "Мемориала". Одной из самых проблемных для властей считается ОНК по Ростовской области, в которую входит глава союза "Женщины Дона" Валентина Череватенко, недавно ставшая фигурантом первого в РФ уголовного дела о нарушении закона "Об НКО". Активно работает и ОНК по Челябинской области, члены которой неоднократно разбирались в причинах бунтов в местных колониях и раскрывали случаи нарушения прав заключенных. Павел Чиков из "Агоры" оговаривается: "Оценивать ОНК только по уровню шумихи не очень верно. Важно наличие хотя бы пары членов, которая последовательно ходит и решает вопросы и проблемы с ФСИН".


Как Минюст позаботился о компенсациях заключенным
Как показывает опыт, говорят правозащитники, все чаще в составы ОНК входят бывшие сотрудники силовых структур, что, по их мнению, делает эти институты лояльными власти и снижает их эффективность. "У нас в ОНК тоже есть силовики. Большинство из них исчезли сразу после торжественного вручения мандатов, остальные отвалились в течение первого полугодия. Им незачем конфликтовать с ФСИН",— говорит господин Хабибрахманов. О том, что бывших сотрудников правоохранительных органов в ОНК становится все больше, правозащитники говорят давно, в 2013 году члены московской комиссии грозились заблокировать ее работу в ответ на приход на пост председателя главы организации "Офицеры России" Антона Цветкова.

Сам господин Цветков, возглавляющий в ОП РФ комиссию по взаимодействию ОНК, которая курирует в том числе и новый набор, с опасениями правозащитников согласен лишь в части ограничений по "возрасту" организаций, от которых можно выдвинуться, и трехсрочному порогу участия в комиссии. "Мне кажется, ограничение в три срока должно касаться только председателя комиссии, а опытных правозащитников, работающих много лет,— не должно",— говорит он.

 


Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3054658