Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву до 10 июня рассмотреть вопрос о передаче функций перевозок при оказании скорой помощи негосударственным компаниям, — передает РИА Новости.

“Минздраву России совместно с Минэкономразвития России провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями”, — говорится в перечне поручений.

Такую задачу ведомству предстоит решить до 10 июня.

Также Минздраву необходимо к 20 июня рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство страны изменений в сфере организации оказания неотложной медпомощи, “включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям”.

— Это решение ставит под удар самую важную часть медицинской помощи – неотложную. Именно эта помощь должна быть абсолютно доступной и безусловной, поскольку, когда люди вызывают “неотложку”, очень часто речь идет о жизни и смерти, — комментирует заместитель директора Института глобализации и социальных движений Анна Очкина. — Этот элемент здравоохранения всегда ещё и самый уязвимый, на нём всегда экономят, поскольку он по определению не прибыльный. Неприбыльный именно потому, что по определению же безусловный и общедоступный. По крайней мере, он таким должен быть, чтобы выполнять свою основную задачу – помогать людям в острой, опасной для жизни ситуации.

Что произойдет, когда часть функций по оказанию неотложной помощи перейдет негосударственным компаниям? К сожалению, напрашивается аналогия с приватизацией и коммерциализацией общественного транспорта в городах. Частные перевозчики, руководствуясь соображениями прибыли и рентабельности, сокращают количество машин на маршрутах, избавляются от “нерентабельных” автобусов, заменяя их маршрутками, экономят на обслуживании машин и т. п. В результате городской транспорт становится всё более и более неудобен, а города задыхаются от пробок – граждане активно пересаживались в “тучные годы” на личные автомобили, да и замена автобусов маршрутками приводит к увеличению транспорта на дорогах.

Страшно представить себе подобную модель оптимизации применительно к скорой медицинской помощи. Кто поручится, что в каждом городе не появятся свои монополисты, которые будут кроить маршруты и распределять вызовы, руководствуясь коммерческими соображениями. В постановлении говорится: «Так, до 1 июня им предстоит указать классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи и уточнить рентабельность транспортных услуг в этой сфере». О какой рентабельности может идти речь в условиях, когда ориентация на платежеспособный спрос означает ни много ни мало, что многих людей просто обрекают на смерть?

Как будут финансироваться эти бизнес-модели скорой медицинской помощи? За счет граждан? Для райцентров, сельской местности это просто смертный приговор. В нашей области пару лет назад зафиксирован рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, это было обусловлено оптимизацией сельских больниц и, главное, ростом цен на гипотензивные.К чему же приведет платная “Скорая”? Будут платить регионы? Тоже ничего хорошего, неравенство в уровне и качестве жизни в регионах распространится и на доступ к неотложной помощи, то есть у граждан бедных регионов вероятность умереть от сердечного приступа и несчастного случая будет значительно выше, чем у жителей богатых регионов.

Даже если государственная и негосударственная неотложная помощь будут функционировать одновременно, это будет только отсрочкой катастрофы. Частная “неотложка” сначала переманит всех хороших врачей, приучит к себе граждан, окончательно докажет “рентабельность” свою и “нерентабельность” государственной помощи, а потом “оптимизирует” маршруты и вызовы, руководствуясь коммерческой выгодой и этой пресловутой рентабельностью. 

Эта поразительная новость, скорее всего, не привлечет внимания граждан, как и многие новости об отъёме тех или иных социальных прав. Люди то ли не верят, что это произойдет, то ли не могут просчитать последствия, то ли надеются на “авось” и “как-нибудь”, или вообще не читают новостей, а только слушают барабанную дробь основных каналов ТВ.

Прошла же тихонечко, без особой реакции со стороны общественности новость о том, что Минфин предлагает сократить число бесплатных вызовов скорой для всех категорий, кроме льготных: “В ноябре прошлого года Минфин предложил ограничить число бесплатных вызовов «скорой помощи» для экономии бюджетных средств. Так, полностью бесплатным обслуживание должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальные смогут вызвать «скорую» за счет бюджета только четыре раза в год. Кроме того, было предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы”.

А если у человека пять сердечных приступов в год, а денег нет? Лучше (для людей, разумеется, не для рентабельности) приехать зря из-за перепуганной матери или мнительной пожилого господина, чем внушить людям страх перед штрафом, могущий помешать им вызвать “Скорую”, когда у ребенка болит живот, а дедушка “немного задыхается”.

В январе-феврале 2016 года в Росии умерло 326550 человек, из них от болезней систем кровообращения умерло 159031 человек (48,7% от общего числа умерших за период). Из этих 159031 от ишемической болезни сердца умерло 84694 человек, то есть 53% всех, умерших от болезней кровообращения и 26% всех умерших за период. Как говорится в Википедии, “судьба больных ИБС, составляющих существенную часть контингента, наблюдаемого врачами, во многом зависит от адекватности проводимого амбулаторного лечения, от качества и своевременности диагностики тех клинических форм болезни, которые требуют оказания больному неотложной помощи или срочной госпитализации”.

Даже в США, где медицина предельно коммерциализирована, вам сначала окажут неотложную помощь (правда, в очередь), а потом спросят, как вы будете платить. Но все больницы, даже совсем-совсем частные имею обязательный лимит на совсем бесплатную неотложную помощь, то есть когда они уже и не добиваются оплату постфактум. Это требует от больниц строгого учета, множества бумаг, но это есть. Неотложная медицинская помощь должна руководствоваться принципами абсолютно противоположными коммерческим, чтобы быть эффективной и оставаться неотложной, — заключила эксперт.