Сегодня Железнодорожный районный суд Читы огласил обвинительный приговор 6 полицейским во главе с начальником Шилкинского отдела полиции, проходящим по делу об убийстве молодого человека.

Суд признал всех виновными в превышении должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ), назначив им различные наказания от 2 до 3 лет лишения свободы условно с лишением права занимать должности в госструктурах сроком на 3 года. От исполнения наказания полицейских суд освободил и снял судимость в связи с актом амнистии в честь 70-летия Победы. Об этом сегодня сообщает директор Забайкальского правозащитного центра Анастасия Коптеева.
Сегодня судья Железнодорожного райсуда Читы Наталья Коренева огласила обвинительный приговор 6 полицейским Шилкинского отдела полиции, обвиняемых в сокрытии факта убийства молодого человека в дежурной части. Днем 20-летнего задержанного Виталия Тортоева доставили в отдел полиции, а утром обнаружили задушенным.
Согласно приговору максимальное наказание в 3 года лишения свободы условно с запретом на 3 года занимать должности в госструктурах получил экс-начальник Шилкинского отдела полиции, подполковник Александр Румынин.
Минимальное наказание в 2 года лишения свободы условно и с запретом занимать должности в госструктурах получил теперь уже бывший старший оперуполномоченный отдела угрозыска Николай Аршинский, который, спустя 8 месяцев после убийства задержанного в полиции, на почве ссоры с начальством из-за премиальных денег, сообщил о совершенном преступлении в ФСБ. Об этом из зала суда сообщает юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев, представляющий интересы родных погибшего.
Остальных четверых правоохранителей - старшего сержанта полиции, помощника оперативного дежурного Александра Высотина; старшего лейтенанта полиции, участкового уполномоченного Алексея Черных; майора полиции, оперативного дежурного Андрея Цурик и лейтенанта полиции, оперуполномоченного уголовного розыска Эдуарда Гурьянова суд приговорил к 2,5 годам условно также с лишением права занимать должности в госструктурах.
Юрист Роман Сукачев отметил, что суд переквалифицировал обвинение в отношении правоохранителей с тяжкого преступления на менее тяжкое. Ранее полицейским вменялось совершение преступления в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (часть 3 статьи 286 УК РФ). Суд не согласился с такой квалификацией преступления с гособвинением, признав подсудимых виновными по части 1 статьи 286 УК РФ в превышении должностных полномочий, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан.
Ранее в ходе судебных прений гособвинитель запрашивала подсудимым условные сроки до 6 лет.
Согласно приговору 23 ноября 2012 года 20-летнего жителя забайкальского города Шилки Виталия Тортоева нетрезвым доставили в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении. Парня поместили в камеру для задержанных, а наутро помощник оперативного дежурного Александр Высотин обнаружил его мертвым со следами удушения.
Полицейский начальник Александр Румынин приказал подчиненным «вывезти труп из здания отдела, к его приезду». Мотивировал это тем, что «аналогичное происходит не в первый раз и никто об этом не узнал».
Опасаясь притеснений по службе, члены следственно-оперативной группы тайно вынесли труп из отдела полиции во внутренний двор, погрузили на служебный транспорт и привезли в местный морг. После полицейские придумали легенду, что якобы полицейский-водитель комендантской группы Эдуард Гурьянов случайно обнаружил парня повешенным в подъезде своего жилого дома (заходил домой за ключами и споткнулся о ногу трупа). А после участковый уполномоченный Алексей Черных составил «липовый» протокол осмотра места происшествия.
Вскоре сфабрикованные материалы проверки по факту смерти Виталия Тортоева за подписью подполковника Александра Румынина были переданы в Шилкинский межрайотдел, который отказал в возбуждении дела о доведении до самоубийства в связи с отсутствием состава преступления.
Юрист Роман Сукачев сообщил, что в ходе судебных заседаний так и не было достоверно установлено, кто задушил Виталия Тортоева. Предположительно, к убийству мог быть причастен сокамерник Анатолий Хажиев, находившийся с ним вместе в камере для административно задержанных. Однако допросить и привлечь Хажиева к уголовной ответственности нельзя, поскольку вскоре после возбуждения уголовного дела по факту смерти Тортоева Хажиев по стечению обстоятельств пьяный упал на бетонный пол, разбил голову и теперь содержится в психушке из-за психических проблем со здоровьем. При этом во время следствия старший оперуполномоченный Николай Аршинский сообщал, что Хажиев – «бомж, ранее часто попадал в камеру, чтобы переночевать и поесть», вряд ли он причастен к убийству, так как «неагрессивный и безобидный».
Через неделю после начала уголовного преследования, правоохранителей уволили из органов внутренних дел, а начальника Шилкинского отдела полиции Александра Румынина взяли под стражу сроком на 2 месяца.
После вступления приговора в законную силу юристы Забайкальского правозащитного центра намерены подать иск к МВД России в интересах родных погибшего Виталия Тортоева о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.