Украина и Польша закрыли все сухопутные пути доставки в РФ европейских товаров российским автомобильным транспортом, оставив находящейся под западными санкциями стране только паромную переправу.

Украина, лишившаяся с нового года льгот при торговле с Москвой, в понедельник запретила российским грузовикам пересекать свою территорию после аналогичного решения со стороны России.

"Единственным возможным вариантом попадания российских грузовиков в Европу является паромное сообщение или транзит через Украину, который до недавнего времени осуществлялся беспрепятственно", - говорится в сообщении российского Минтранса.

Москва с воскресенья запретила движение украинских фур в ответ на акции в нескольких регионах Украины, в ходе которых активисты заблокировали российские грузовики.

Обе стороны назвали запрет временным, но заявили, что решения будут отменены только после снятия запрета с другой стороны.

Польша, через которую ранее ездила значительная часть перевозчиков, также приказала российским грузовикам покинуть свою территорию до 15 февраля, после того как не договорилась с Москвой о взаимной выдаче разрешений на перевозки.

"После запрета на транзит через эти две страны единственный путь, по которому автомобильные грузы из стран Евросоюза могут попасть в Россию - это паром", - сказал Рейтер гендиректор грузоперевозчика Ространс Николай Саврухин.

Обычные маршруты для переправы грузовиков из Европы в Россию - из немецкого Засница в российский Калининград или литовскую Клайпеду, сказали несколько перевозчиков.

НОВЫЙ ПУТЬ

Закрытие дорог в Европу повысит цены на автомобильные перевозки, но вряд ли скажется на потребительской инфляции в России, которая резко снизила импорт из-за войны санкций с Западом, говорят аналитики и участники рынка.

В товарной структуре импорта автотранспортом из Европы преобладает доля машин и оборудования, химической промышленности, продукции сельского хозяйства и продовольствия, но санкции и девальвация обрушили объемы ввоза товаров, говорит Ольга Лапшина из Банка Санкт-Петербург.

"В этих условиях мы не ожидаем существенного влияния украинского кризиса на уровень потребительских цен", - сказала Лапшина.

Крупнейший российский ритейлер Магнит говорит, что не видит для себя проблем из-за закрытия дорог, после того как импорт западной еды рухнул из-за санкций.

"Мы стали использовать только машины наемников - европейские компании. У этих машин европейские номера, и поэтому нет никаких проблем. А содержать собственный "флот" при таких объемах импорта для нас нет смысла", - сказал Рейтер глава совета директоров Магнита Хачатур Помбухчан.

В то же время стоимость доставки грузов из ЕС может вырасти, так же как и время перевозки, сказал Рейтер директор российского перевозчика Траверс-Авто Илья Белов. По его словам, цена с учетом паромной переправы увеличится примерно на 400 евро.

Переправа одной фуры на пароме стоит от 500 евро при средней стоимости перевозки сухопутным путем около 3.000-3.500 евро, сказал Саврухин из Ространса.

Но проблема в том, что паромная переправа, на которую уже сейчас выстраиваются многодневные очереди, не сможет вместить весь грузопоток, проходивший через Польшу и Украину, поэтому скорее всего, будет разбиваться на две части. До границы груз будут доставлять европейские перевозчики, а дальше он будет перегружаться на российские грузовики, сказал Белов.

Из-за чего сыр-бор по поводу грузовиков между Россией и Польшей разгорелся, и почему поляки перекрыли границу для российских грузоперевозчиков? Постараюсь изложить доступно своими словами.

 Между разными странами существует обмен квотами на проезд грузовиков. Квоты есть двух видов: 1) когда ты что-то везёшь либо в свою страну, либо из неё и 2) когда ты что-то везёшь не из своей страны и не в неё. Россияне, в основном, используют квоты первого вида, а поляки - второго вида, т.к. везут товары из Германии и других стран Западной Европы в Россию.

 Раньше никто - ни поляки, ни россияне - не заморачивались насчёт того, по квоте какого вида едет грузовик (было такое джентльменское соглашение между странами). Страны обменивались равным количеством квот каждого вида (много квот первого вида и мало - второго), но не цеплялись к тому, что у грузовика квота одного вида, а использует он её как квоту другого вида. Но в прошлом году россияне вдруг начали резко штрафовать поляков за это, чтобы те не мешали российским перевозчикам получать заказы на доставку немецких, итальянских, французских и т.д. грузов в Россию. Поскольку российские перевозчики в честной борьбе конкуренцию выиграть не могли, то россияне решили пойти на такие вот меры. Поляки начали возмущаться, про джентльменское соглашение вспоминать, но россияне им сказали: "То джентльменское соглашение, на которое вы ссылаетесь - оно где-то прописано на юридически обязывающей бумаге? Нет? Ну, тады до свидания!"

 Однако 2015 год подошёл к концу, и пришло время снова договариваться о квотах. И поляки говорят россиянам: "Вы хотите себе много квот первого вида, как и раньше? Ок, но - в обмен на много квот второго вида для нас. А количество наших квот первого вида можете пропорционально уменьшить". Россияне начали возмущаться и требовать, чтобы всё было как раньше, про джентльменское соглашение стали вспоминать - ну, как всегда Россия в таких случаях делает... Но поляки упёрлись и говорят: никаких больше джентльменских соглашений с теми, кто джентльменами не является. А не хотите по-честному - значит, вообще никакого соглашения о квотах не будет.
 И вот перестали российские грузовики через Польшу ездить. Но тут россияне вспомнили, что они ведь в Гейропу не только через Польшу, но и через Украину ездить могут, а в Украине, как известно, братский народ живёт, который наверняка с радостью поможет братьям-россиянам поляков прижучить. Ну, а дальше вы знаете.