Один из участников протестной акции дальнобойщиков в Подмосковье рассказывает о том, как устроен бизнес частных перевозчиков, который введение «Платона» может сделать убыточным
— Другие просят их не снимать. Я так понял, чтобы не афишировать: человек боится потерять свою работу. А нам бояться нечего — мы и так ее теряем! Что нам, поставили к забору — и все!

Машины у нас свои. Я уже давно ИПшник. Как было раньше? Доллар — километр. Мы сейчас согласны были бы так работать, но нет таких расценок. Вы знаете, как раньше говорили: «в 90-е годы кто зарабатывал? — Менты, дальнобойщики и проститутки». А я не стал миллионером. Но если сравнить нынешнюю прибыль с той прибылью, с которой мы жили в то время... Раньше нам платили доллар за километр, а сколько у нас сейчас доллар стоит? Уже 65-67 рублей. Сейчас же нам платят самое большое — ну, 27 рублей за километр. Если кто-то выжмет еще побольше — это молодцы. А то, бывает, и подешевле едут. Ну вот и посчитайте!

Налоги — да, вот раньше когда у нас была «упрощенка», было в квартал около трех рублей. Три рубля — это три тысячи: ну, меня, наверное, поймут все, потому что все уже тысячи как рубли считают. Три тысячи. А сейчас мы платим уже тринадцать в квартал. Вот и посчитайте. Сколько у нас кварталов в году? Перемножьте — и вы поймете, насколько мы в год стали больше платить.

ГСМ — возьмите то же самое. Раньше ГСМ были сколько? Семь рублей, ну двенадцать рублей. А сейчас? Какие-то акцизы ввели... Вот раньше, я помню, когда работали, не было ни зимней солярки, ни летней. Она была — но в цене не менялась. Она просто не замерзала. А сейчас уже какие-то идут изменения: зимняя солярка — она дороже всегда на полтора рубля. В чем разница — я не знаю.

Знаете, когда мы ездили раньше, у нас со всеми кормовыми — я имею в виду командировочные, с соляркой, — пятьдесят на пятьдесят выходило. Сейчас у нас 65% уходит только на солярку, на ГСМ. Ну и плюс с дорогой экономим. Раньше столовые наши были, а сейчас мы лучше сами что-нибудь приготовим — это дешевле выходит. Ну и опять нас прижали ко времени. Раньше нам времени давалось намного больше, чем сейчас. А сейчас мы должны летать, как самолеты. Я всегда хотел наклейку: «Аэрофлот». Потому что раньше ставка была по времени — одиннадцать-двенадцать часов. А сейчас же уже сделали так, что то же самое расстояние мы за восемь часов должны проехать. А скоро решат, что двенадцать пополам распилить — и шесть часов. Это «Аэрофлот» только может справляться. Понимаете? Нам дают время — если ты опоздал, тебе штрафные санкции идут. Они как говорят: хочешь — грузись. Успеешь — грузись. Не успеешь — тогда и не рискуй.

Заказы берем через диспетчеров. Есть такой сайт, там зарегистрируешься — платишь денежку за месяц; было шестьсот, сейчас, по-моему, восемьсот рублей. Там выставляют все рейсы — пожалуйста, желающие. Куда хочешь. Хочешь — на севера, хочешь — на юга, в зависимости от того, как выбираешь цену, — лавируешь. Если им срочно — они, конечно, цену повышают. Рейс сразу же, мгновенно, уходит прямо на глазах. Звонишь — а уже этот рейс отдали.

Ну есть, конечно, диспетчера свои, с которыми работаем постоянно. Мы вот раньше ходили Санкт-Петербург — Москва, мы тверские, это наша дорога — питерская. А потом, когда из Питера-то ввели таможенные декларации — c других стран ничего не брать, — все, кончились загрузки, оттуда рейсов никаких — ну куда нам!

А рейсы куда пошли? Хорошая оплата пошла на Крым. Крым надо восстанавливать, «Крым наш» — надо туда вкладывать.

Ставка была раньше хороша, конечно, — когда вот только начинали, изначально. Оплачивали оба конца, потому что из Крыма везти практически нечего, только туда. Раньше — когда мы только начинали — 240 нам давали от Твери. Это оплачивали и туда, и обратно, туда же входит и паромная переправа. Паромная переправа была намного меньше — там рублей 16. Тысяч, конечно. Сейчас она дошла — вот чтобы я сейчас поехал на своей машине через паромную переправу — мне минимум надо заплатить 22 рубля туда и 22 рубля обратно. Вот и посчитайте — это 44 тысячи только за то, чтобы войти в Крым и выйти оттуда! А еще топливо. И «Платон» теперь.

А 240 тысяч уже не дают. Режут прямо на глазах! Когда начинали — как-то ту ставку еще держали. Когда начали ребята узнавать, что туда так можно, — диспетчера начали лавировать c ценами. Как лавировать? «Ага. Один поехал за 240 — значит, этот поедет уже за 220». Он соглашается. Оно так потихоньку-потихоньку и съехало. В последний раз, когда я ездил, было 137. Ну, мы же хитрый народ! Мы там немножко надыбали место — оттуда что-то брали. Опять — платят копейки — макулатуру. Ту же самую макулатуру — в Тверскую область, в Кувшиново. Оплачивали сначала где-то в районе 55; это хорошо, в принципе, — тогда как-то вот эта разница погашается. Потом оттуда упали расценки — вообще 35 давали, не больше. Представляете — на солярку не хватает, хотя бы оплатить полпарома!

В Крым возим все, начиная от продуктов питания. Потому что там идет восстановление — там такой развал! Когда приехал, я думал, что попал в Совдепию. Цены там смешные, конечно, были. Не на ГСМ — там было дороже, — но продукты питания такие дешевые — у нас глаза по пять копеек! Допустим, если у нас помидоры 132 рубля килограмм были, то там те же самые помидоры мы брали по 37, по 40 рублей килограмм. Огурцы — вообще 10 рублей килограмм! Но сейчас я туда уже не езжу. Расценки как упали, уже не езжу. Невыгодно! А еще солярка дорожает, и эти теплоходы тоже на ГСМе ездят. Вот понимаете: больше расходов, дороже стало. Морякам платить побольще надо — они день и ночь работают, буксируют туда-сюда. А было время, когда и стояли по 14-15 дней, полмесяца стояли — только чтобы попасть на паром. Ну а чего делать — приходилось...