На сегодня протестное движение дальнобойщиков планировало «поход на Москву», чтобы убедить власти отменить или хотя бы приостановить взимание с них платы на федеральных трассах. Вчера наиболее активных протестантов задерживала полиция, движение автомобилей блокировалось. Напомним, что на 5 декабря КПРФ объявила всероссийскую акцию. Однако, по данным «НГ», пока ни в одном регионе согласия на нее не получено. Коммунисты уже направили обращения к президенту, премьеру и руководителям силовых структур с просьбой защитить конституционные права дальнобойщиков. Эксперты отмечают, что власть готова и к реализации силового сценария.

На акцию протеста в Москве 30 ноября планировалось направить не менее 300 грузовиков. Как рассказал «НГ» депутат Госдумы Валерий Рашкин (КПРФ), ее проведение блокируется в Дагестане, Калмыкии, Волгоградской, Смоленской и Ярославской областях, Санкт-Петербурге. «Дальнобойщиков останавливают, отбирают права, возвращают назад, пытаются не пропускать в Москву», – заявил он.

Как подчеркнул депутат, поскольку транспортники явно не намерены отступать, это может в самое ближайшее время спровоцировать столкновения. И действительно, напомним, что накануне в СМИ появилась информация – дальнобойщики без груза не могут выехать из Дагестана, сотрудники ГИБДД блокируют их на границе республики и заставляют ехать назад. Вчера, скажем, появилась информация, что колонна грузовиков остановлена на посту ДПС на въезде в Калмыкию, с водителей груженых машин берут расписки в том, что они не будут участвовать в протестных акциях. Об этом рассказал один из координаторов дальнобойщиков Сухрай Алимирзаев. Всего из Дагестана на акцию протеста ранее собиралось выехать не менее 1000 фур. Примерно 200 машин отправились еще в пятницу, 27 ноября.

В то же время вчера активист Александр Расторгуев, участвующий в организации протестной акции в Петербурге, был задержан полицией. Причиной стал неоплаченный штраф на сумму в 500 руб. В ближайшее время суд должен решить вопрос о его ответственности за это нарушение, хотя сам Расторгуев утверждает, что штраф был присужден его сыну. А по неподтвержденной официально информации из Вологды, там автомобили дальнобойщиков арестовываются до среды и отгоняются на стоянку.

Коммунисты уже направили обращения к президенту Владимиру Путину, председателю правительства Дмитрию Медведеву и главам всех правоохранительных и силовых структур. «Грузовики, направляющиеся к Москве, останавливают, досматривают и, по имеющейся информации, заставляют давать подписку о неучастии в протестах, запугивают уголовной ответственностью. Есть сведения, что на подъездах к Москве стягиваются БТР, правоохранительные органы готовы применять силу», – процитировал «НГ» эти документы Валерий Рашкин. Депутат считает, что «дальнобойщики все равно доедут до Москвы и будут отстаивать свои требования». Однако, признался он, всероссийскую акцию протеста 5 декабря, которую коммунисты уже широко проанонсировали, пока нигде согласовать не удалось. Поэтому в регионах, где властями уже принято решение КПРФ отказать, акции пройдут в виде встреч избирателей с депутатами, что, как показывает практика, вовсе не мешает полиции признавать их несанкционированными сборищами.

Как сказано в обращениях Рашкина к властям, они «направлены в связи с обострением конфликтной ситуации в ряде регионов и угрозой применения силовых мер против дальнобойщиков на подъездах к Москве».

В документе указывается, что «введение с 15.11.15 платы с большегрузов вызывает все большее социальное напряжение, которое в ближайшее время может перерасти в широкомасштабный протест с непредсказуемыми последствиями». Кроме того, настаивают коммунисты, «органы власти вместо организации полноценного диалога начали затягивать время, ожидая, что транспортники, неся материальные потери от простоя, согласятся принять навязанные им условия. При этом были приняты меры по расколу протеста, подкупу лидеров транспортных профсоюзов».

Как рассказал «НГ» Рашкин, сигнал о подкупе был из Ростова. По его мнению, все попытки переговоров чиновников с дальнобойщиками – «это не более чем попытка потянуть время». Напомним, что в субботу в Петербурге действительно состоялась встреча министра транспорта Максима Соколова с грузоперевозчиками. Впрочем, по ее итогам никаких соглашений достигнуто не было. Встреча длилась более часа, на нее были допущены 32 делегата. Однако другие представители дальнобойщиков заявили, что к министру пустили не тех. Накануне среди транспортников произошел раскол, было сформировано два списка – умеренных и радикалов. Власть, понятно, предпочла говорить с первыми. Один из координаторов протестующих – Сергей Гуляев – в тот день заявил: «Мы выбрали шестерых делегатов, которые отправились на встречу с министром и собирались требовать полной отмены системы «Платон». Сейчас они стоят на улице».

Напомним, что по распоряжению правительства водители большегрузов обязаны платить за проезд по тем федеральным трассам, где введена пропускная система «Платон». Интересно, что депутат Рашкин уверяет – эта система затронет не только большегрузы. «Я посмотрел документы «Платона», у них прописаны там не только 12-тонные машины, там и автобусы, и грузовые машины, и машины с прицепом, и даже легковые машины. Все это уже забито в их систему, а на дальнобойщиках просто сделали пробу пера. Нормативные документы разработаны на все виды транспорта».

Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что «власть избрала в отношении дальнобойщиков тактику-многоходовку, когда, с одной стороны, она старается всячески затянуть и локализовать протест, а с другой – может быть, даже подкупить лидеров и расколоть протест, что-то пообещать, кого-то напугать». По мнению эксперта, если бы власть действительно хотела договариваться, то переговоры вел бы не министр, а хотя бы вице-премьер. Как считает Миронов, власть явно избрала не переговорный сценарий – несмотря на то что ранее некоторые паллиативные меры, такие как временное снижение платы, все же были приняты. «Здесь затронуты очень большие интересы, большие деньги и большие люди – и власть до последнего готова защищать именно их интересы, а не интересы дальнобойщиков», – отметил эксперт. Поэтому наиболее вероятным Миронов считает силовой сценарий, не исключая даже стычек с правоохранителями. «У власти вообще принцип не идти на уступки, поэтому силовой сценарий является логичным. Власть не сменяема, поэтому может себе это позволить», – заявил он.