Сегодня газета «Вечерняя Москва» опубликовала отчет о посещении мэром Москвы Сергеем Собяниным нескольких торговых объектов малого формата, недавно установленных в Центральном Административном округе Москвы. Главе города новые киоски понравились. Похвалил он и вводимую сегодня систему, при которой владельцем торговой точки является город, а предприниматель просто берет ее в аренду. В целом, ознакомившись с публикацией, можно сделать вывод, что довольны все: не только городские власти и горожане, но и предприниматели. Действительно ли бизнес все устраивает? С какими проблемами в процессе реформирования сталкивается предпринимательское сообщество в системе киосковых продаж прессы? И что будет с газетными киосками завтра? Эти вопросы главный редактор «Планеты СМИ» Евгения Трушина обсудила с генеральным директором ГК «Столичная пресса» Алексеем Федотовым.

— Алексей, сейчас в ЦАО Москвы полным ходом идет замена киосков прессы, ставшая результатом реформирования рынка киосковых продаж. Как вы оцениваете нынешний ход событий? «Все идет по плану»?

— Да, все идет по плану. Совершенно верно. По плану Правительства Москвы по уничтожению мелкой розницы. Это так. Ни одно из замечаний отрасли распространения СМИ не было принято к исполнению Департаментом СМИ и рекламы, и мы сейчас имеем то, что имеем.

— «Планета СМИ» со своей стороны тоже отслеживает ситуацию — как сторонний наблюдатель. В том числе мы проводим опросы крупнейших операторов рынка. Те — недовольны. Главная претензия — якобы существующий срыв сроков установки. Срыв действительно имеет место быть?

— Евгения, давайте по порядку. Не будем рассматривать последствия, проанализируем причины происходящего и спрогнозируем как события будут развиваться.

Казенное предприятие «Мосгорпечать» совместно с Департаментом СМИ и рекламы создало вокруг конкурса-аукциона нездоровый ажиотаж по привлечению к распределению существующих мест под киоски действующих операторов рынка, их арендаторов, оптовиков и сторонний бизнес. Так же на конкурс вышли компании-перекупщики. Наверное, факт максимизации собственной прибыли казенным учреждением не должен быть свойственным социально ориентированной отрасли, но в нашей ситуации это выглядит несколько по-иному. Ажиотаж был создан. На «пятерку».

Безусловно, у крупных оптовиков был свой резон для этого: при прямом договоре с «Мосгорпечатью» они лишаются условно «лишнего звена» в виде распространителей, которым заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова дала наименование «палаточных рантье». Таким образом оптовики заключают «черный» договор с арендаторами, сумма ежемесячного платежа за аренду транслируется через оптовиков «Мосгорпечати», а прямые поставки осуществляются именно старому арендатору. Наверное, это все чудесно выглядит, если не вдаваться в детали, которые подстерегают уже сейчас. Помимо сложных процессов эксплуатации, энергоснабжения и ведения бухгалтерского учета, распространители платят налоги. А арендаторы нет. «Чернушная» схема могла бы работать, если бы не замечательная инициатива Правительства Москвы для города Москвы, которая называется «торговый сбор». «Мосгорпечать» уже проинформировала своих арендаторов, как прямых, так и косвенных, о том, что выигравшие конкурс предприятия должны будут встать на учет в налоговой инспекции по месту расположения торгового объекта как плательщики торгового сбора. Безусловно, путем титанических усилий, публикаций в прессе и прочих акций, отрасли распространения СМИ удалось отсрочить введение уплаты торгового сбора примерно на пять лет. Это означает, что все обороты киоска будут отслеживаться, помимо «Мосгорпечати», налоговыми инспекциями. А именно: вся выручка должна покрывать затраты на «белую» аренду, зарплату киоскерам, электроэнергию, страховку, все штрафы со стороны внешних проверяющих контрагентов, поставщиков, не говоря уже об уплате налогов. Хочу сделать на этом акцент: оборота на все эти затраты должно хватать; помимо этого, арендаторы должны будут показать бухгалтерскую прибыль, иначе, через два года предприятие будет закрыто.

Не нужно забывать о том, каким образом сейчас обстоят дела в части ведения бизнеса арендаторами. Периодическая печатная продукция в киосках продается из ряда вон плохо. Это очевидно. Маржинальность от продаж периодики мизерная. Арендаторы зарабатывают на продаже товаров народного потребления или, как его еще называют, сопутствующего товара. Все поставки осуществляются «в черную». С этих продаж, за отсутствием кассового аппарата, налоги не платятся. Именно с этих продаж закупаются газеты и журналы, выплачивается зарплата персоналу и аренда. Это не секрет ни для Департамента СМИ и рекламы, ни для издателей. А вот распространители налоги платят и объем этих денег, поступающий в казну, очень весомый.

Что придется сделать сейчас? Арендная плата «Мосгорпечати» за аренду городских объектов запредельная. Понятное дело, что перекупщики работать в них не будут, и придется проводить новые конкурсы по ЦАО с завидной периодичностью при таких-то вводных условиях. Что касается арендаторов крупных оптовиков, то услуги по эксплуатации они не получат, так как нет агентств-распространителей, которые десятилетиями эксплуатировали свои объекты. Оплатив аренду оптовикам, «черным субарендаторам» придется платить электроэнергию помимо аренды, а это до 7 тыс. руб. в зимние месяцы; так же придется «обелить» обороты, так как оптовики должны будут отчитываться перед налоговыми инспекциями по каждому объекту отдельно. И это на фоне очередного повышения в 2016 г. налогов и увеличения с 1 июля 2016 г. тарифов на коммунальные услуги. Затрат на содержание и внешний вид объектов — вывоз мусора и снега, уборку прилегающей территории и пр. — никто не снимал. Но выход для «субарендаторов оптовиков» прост — положить ключи и сдать объекты, как это часто происходит сейчас, в уже старой реальности. Никакие формальные обязательства их связывать не будут.

Такая же картина и с предприятиями, которые торговали книгами с лотков и решили поторговать газетами и журналами в киосках. Специфика этой работы будет постигаться ими уже за свой счет.

Оборачиваемость бизнеса распространителей прессы и вводные Правительства Москвы — несовместимы.

— Официально прокомментировав ситуацию нашей редакции, Департамент СМИ уверил, что установка оставшихся 30 НТО (Департамент СМИ указывает, что размещено уже 62 объекта из запланированных 92) завершится к середине ноября текущего года. Вы, как руководитель компании, заинтересованной в стабилизации ситуации на рынке, можете оценить этот срок как реальный?

— На встрече руководителей Департамента СМИ и рекламы — Ивана Шубина и Юлии Казаковой с крупнейшими издателями, было объявлено, что срок ввода в эксплуатацию всех 92 киосков распространения прессы должен быть завершен к 10 октября 2015 г. Сейчас середина ноября…

Понимаете, вся беда в том, что ни один сотрудник ни в Департаменте СМИ и рекламы, ни в «Мосгорпечати» никогда не руководил самостоятельно ни одним коммерческим или государственным предприятием. Им не знакомо, к сожалению, ни бюджетирование, ни формирование прибыли и затрат, ни прочая хозяйственная деятельность, присущая элементарным нормам и пониманию бизнес-процесса в рыночной среде. Я делал массу замечаний и прогнозов для коллег из Департамента СМИ и рекламы, но остался не услышанным по всем пунктам. Но! Прогнозы мои все сбылись, а работа по псевдореформированию зашла в тупик и скатывается к коллапсу.

Я очень много раз в Департаменте СМИ и рекламы делал акцент на том, что при установке возникнут проблемы с подключением объектов. Первый раз об этом я сказал Юлии Георгиевне Казаковой года три назад. Однако в ответ услышал лишь: «Это работа и забота префектур». Результат налицо.

— По данным нашего опроса крупных операторов рынка, на 5 ноября в ЦАО установлено 40 их торговых объектов, однако большая половина из них почему-то не работает… Что с этими НТО? Почему они до сих пор не функционируют?

— Объекты мелкорозничной торговли должны подключаться к электрическим сетям подземным способом, то есть питающий киоск кабель должен быть проложен от отдельного вводного устройства МОЭсК до вводно-распределительного устройства киоска под землей в соответствии с Правилами устройства электроустановок. Это предусмотрено программой московского правительства «Моя улица».

Что происходит в реальности? Ничего. Отдельных вводных устройств для киосков прессы нет, подземные кабельные линии не выполняются, зачастую «Мосгорпечатью» используются старые кабельные линии распространителей. Киоски, на которые уже подано электрическое напряжение, подключены безобразно с нарушениями действующих Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок. Кабельные линии имеют провисы, без изоляторов, металлического троса, не заземлены. Я лично наблюдал подобные примеры. Такие прямые нарушения угрожают жизни людей. Энергоснабжение в таких объектах не может быть стабильным.

Возникает еще и другая проблема: 20 октября с.г. мы обнаружили в ЦАО Москвы на площади Земляной Вал вновь установленные объекты городской инфраструктуры. В частности, киоск «Мороженое», киоск прессы «Мегаполис» и общественный туалет. Объекты выполнены в совершенно разных архитектурных решениях, не согласующихся между собой и обликом города. Данный очевидный факт имеет простое объяснение. Все три объекта имеют различную ведомственную принадлежность внутри структур Правительства Москвы, а именно: киоск «Мороженое» устанавливает Департамент торговли и услуг, киоск «пресса» — подведомственное Департаменту СМИ и рекламы КП «Мосгорпечать», а общественный туалет — Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Такая несогласованность и разноподчиненность в современном городском управлении приводит к фактам уродования внешнего облика улиц и площадей столицы. Псевдореформирование розничной торговли не приводит к увеличению предпринимательской активности, снижению цен на социально значимые товары и услуги и созданию комфортной городской среды. Город плодит очередной «Шанхай», но еще в более неприглядных форматах.

— Снова ссылаясь на комментарий Департамента СМИ, процитирую: «…в августе текущего года участники рынка были проинформированы о необходимости демонтажа старых НТО “Печать” для проведения работ по благоустройству площадок для установки новых НТО “Печать”… При этом ряд крупных агентств печати своевременно свои объекты не демонтировали, что негативно отразилось на подготовительных работах по благоустройству мест размещения новых НТО “Печать”, а также были случаи (девять) наличия старого объекта в момент доставки нового».

И еще цитата: «Присоединение к электрической сети по ряду адресов было перенесено на более поздний срок из-за отказа операторов рынка расторгнуть действующие договоры на электроснабжение с МОЭСК, что явилось причиной отказа в выдаче технических условий на присоединение к электрической сети новых НТО “Печать”».

Таким образом выходит, что в срыве сроков установки, как ни крути, виноваты сами операторы рынка. Алексей, это действительно так? Почему распространители не учли информацию Департамента? Где тут правда?

— Евгения, работа сотрудников Департамента СМИ и рекламы заключается в том, чтобы говорить исключительно позитивные вещи о своей работе и работе подведомственного ему предприятия «Мосгорпечать». Если этого не делать, то «большие люди» в Правительстве Москвы могут уволить их как коллегу Черникова (Владимир Черников, с декабря 2010 г. по март 2015 г. — руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы, — прим. PlanetaSMI.RU) за очередной провал.

Как можно не понимать совершенно очевидных вещей: в случае, когда договор на право размещения объекта истекает или объект демонтируется, автоматически договор на энергоснабжение утрачивает свою силу. Все разрешения на присоединения мощностей, выдаваемые электросетевыми организациями, выдаются только на срок действия договора. В «Мосгорпечати» есть хотя бы один здравомыслящий энергетик, способный дать своим руководителям более или менее компетентный комментарий или сформулировать заключение, чтобы они перестали выглядеть непрофессионалами в глазах отраслевого сообщества? Есть закон. Он един для нас всех. Есть его нормы, которые все обязаны соблюдать. И отвечать за свои действия по всей его строгости. Если у «Мосгорпечати» оформлены все документы на право использования земли и объектов, то никакие старинные псевдо-обременения старых распространителей не могут быть преградой для оформления электротехнической документации в установленном порядке. Тем более, новой схемы дислокации объектов распространения прессы в Москве нет.

— Расскажите о ситуации по ЦАО для вашей компании.

— Что касается нашей группы компаний, то у нас всего два объекта в ЦАО. Этот округ никогда не был для нашего холдинга приоритетным. Продажи были всегда сомнительны, а присутствия было достаточно на станциях метрополитена.

Сейчас мы наблюдаем два кризиса в отрасли распространения СМИ, которые накрывают нас по уши: первый — это кризис ликвидности, и второй — административный.

Методы решения здесь разные как по сложности реализации, так и по желанию выходить из кризиса.

Я хотел бы акцентировать внимание на том, что рынок распространения СМИ в его нынешнем состоянии — это рынок издателя. С этим можно публично спорить, не соглашаться или дискутировать, но это так. Мы продаем газеты и журналы в том объеме, в котором они востребованы в каждой конкретной точке продаж. Дефицита существующих изданий нет. Распространители инвестировали в бизнес свои деньги, так как имели юридическое основание находиться в каждом конкретном месте и у них была возможность привлечения заемных средств.

Сейчас же ситуация кардинально меняется. Городские унылые объекты, которые не приспособлены к продаже газет и журналов, с непомерной арендной ставкой и постоянными поборами… Некая дойка. Зачем нам это надо, когда в стране, и в городе в частности, существует огромное количество свободных под торговлю площадей с абсолютно либеральными условиями аренды? То, что предлагает город — это не коммерческая аренда, а полная чушь, не совместимая с распространением СМИ.

Вся беда для издателей в том, что распространители, диверсифицировав бизнес, отдадут под прессу в новых форматах торговли менее 1% площадей или по большинству объектов откажутся от прессы полностью. Издатели должны это понимать. Причем ситуация для них еще более тяжелая, чем та, которая была после лишения «Почты России» дотаций на доставку подписных тиражей и роста тарифов на подписку. Сейчас идут уже необратимые процессы в розничном распространении прессы в Москве. Просто критикой делу не поможешь, все будет разрушено до основания. Ликвидировав административные барьеры, мы сможем решить практически все проблемы издателей и распространителей. Но этого уже не будет, как мы все поняли. При полном молчании издателей.

Система распространения прессы в столице разрушается, и очень странно, что издательское сообщество при этом безмолвствует.

— Хотелось бы с вами обсудить еще и организацию конкурсов на право осуществления торговой деятельности. Я слышала много отзывов и замечаний о них. Чего только стоила история с подлогом дипломов… На ваш взгляд: как можно оценить процесс их организации? На какие организационные ошибки стоит обратить внимание при проведении следующих конкурсов?

— Давайте начнем с того, что данный конкурс-аукцион провалился. Это понимают все. И кто выиграл его, и кто проиграл. Так же он является абсолютно незаконным. Несмотря на то, что времени к его подготовке было более чем достаточно, при его детальном изучении понимаешь, что его части буквально выдраны из каких-то нормативных актов прошлых лет, региональных законов и приказов других департаментов. Выполнено все это небрежно, так что некоторые части приказа противоречат друг другу.

Закономерно то, что появились перекупщики. Оптовики теперь будут сами пробовать себя в распространении, а арендаторы будут напрямую работать с «Мосгорпечатью». Можно пожелать им удачи. Прогноз, к сожалению, неблагоприятный. У оптовиков есть акционеры и владельцы, которые постоянно отслеживают финансовый результат, а индивидуальные предприниматели ответственны за свои решения личным имуществом. Безусловно, все прибыли «лоточников» и ИП придется обелять. Принесет ли это оздоровление их экономике — ответ очевидный.

— В середине октября «Сегодня-Пресс» направила обращение Министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой о прекращении ликвидации малого бизнеса в сфере печати. Была ли реакция со стороны министерства?

— Да реакция была. Нам порекомендовали обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей и в суд. Есть несколько уголовных дел в отношении сотрудников управ и префектур, которые воровали наши киоски. Есть оспаривание приказа Департамента СМИ и рекламы, его законности в отношении отрасли. Это послужит причиной судебных исков, которые создадут серьезные прецеденты на рынке распространения печатных СМИ. В соответствии с действующим законодательством.

— Выше вы сказали, что на рынок вышли перекупщики… Но есть еще один момент, который я хотела бы обсудить — это появление непрофессиональных игроков, которые получили возможность работы на рынке распространения благодаря тому, что попросту предложили во время конкурса больше денег. Мы проводили собственное мини-исследование не основе опроса крупных операторов рынка, и вышло, что порядка 40% НТО, ранее принадлежащих профи, теперь перешли в управление компаниям, о распространении печати знающим только в теории. Нет, конечно на рынке должна быть «свежая кровь», но справятся ли они? Появление таких компаний — благо или зло? Не «завалят» ли они весь процесс?

— Евгения, я не вижу в их появлении большой беды. Ажиотаж искусственен. Это теперь все понимают. Участники рынка распространения печатных СМИ дали максимально возможную ставку. В эти 40% «победителей» входят и перекупщики, которые уже сейчас обращаются к профессионалам, чтобы пересдать в субаренду объекты, и «чернушники-лоточники», которые работать не смогут. Час Х для них — уплата налогов и сдача годовой отчетности как плательщика торгового сбора. Извините, но аренда газетного киоска «Мегаполис», площадью 6 кв. м. — сто тысяч рублей в месяц! Да там при такой аренде кокаином надо торговать, чтобы выйти в более или менее условный плюс!

— И традиционный заключительный вопрос: расскажите о своем видении ближайшего будущего издательских тиражей с учетом всего вышеперечисленного — неработающих киосков, сокращения их общего числа, появления в этом сегменте непрофессионалов и т.д.

— Евгения, вы перечислили абсолютно разные аспекты, разные этапы одной проблемы. Задача города — освоить деньги на изготовлении объектов. Эта задача практически реализована. Это не компетенция нашего Департамента СМИ и рекламы, а Департамента торговли. Эффективно ли работает «Мосгорпечать» в данном направлении? Очевидно, что нет. Провал не в техническом исполнении, а в замысле. Сама идея передела и без того полудохлого рынка, бесконечные ограничения и запреты сделали свое дело. Сейчас самая главная беда отрасли — утрата доверия к городской власти, которая не сдержала ни одного из тех своих обещаний, которые были озвучены 3 августа с.г. на встрече с вице-мэром А.Н. Горбенко. Это не проблема распространителей, это проблема издателей и городской власти.

В ближайшее время, после введения «Мосгорпечатью» в эксплуатацию всех прошедших через конкурс объектов, мы столкнемся в ЦАО с закрытыми по экономическим причинам киосками, ростом задолженности перед городом за аренду и электроэнергию, налоги и сборы. Это печально, но прогнозируемо. Так произойдет с 80% торговых объектов. При этом объекты, имеющие высокую маржинальность, будут работать, но их не более 5-7% от общего числа. Как следствие — в ближайшем будущем нас ждут новые конкурсы по старым адресам.