86-летний ветеран Великой Отечественной войны и труда Иван Кушов [1] может искать место у теплотрассы. В минувший четверг, 22 октября, Кировский областной суд постановил лишить его единственного жилья.

Напомним историю вопроса: дом ветерана стоит в самом престижном районе Кирова, на пересечении улиц Водопроводной и Молодой Гвардии — это «вятская Рублевка», где сотка земли стоит ровно миллион рублей. Правда, жилище Кушова статусу места не соответствует: деревянный дом 1926 года постройки. Уже три десятка лет ветеран, по завещанию отца, пытается вернуть отобранные большевиками 15 соток земли, а в 2013 году помочь ему вызвался риелтор Артем Васенин. Он попросил старика подписать доверенность на его имя, а в результате ветеран подписал договор купли-продажи собственного дома (Кушов утверждает, что его обманули, денег он не получал). Через некоторое время встал вопрос о выселении. Первомайский райсуд Кирова постановил освободить занимаемую ветераном площадь («Новая» № 56 «Спасибо деду»). Оставалась надежда на апелляцию.

В начале заседания слово взял сам Иван Михайлович.

— Я привык доверять людям, нас так воспитали, — рассказал ветеран в ответ на вопрос судьи о том, как он подписал договор купли-продажи вместо доверенности. — Думал, что этот человек (риелтор Васенин — ред) мне поможет.

Далее были оглашены результаты судебно-психиатрической экспертизы, которая подтвердила: у ветерана есть расстройства, связанные с ухудшением памяти.

Речь в защиту Кушова сказала прокурор Ольга Румянцева:

— О том, что договор купли-продажи был заключён под влиянием обмана со стороны Васенина, полагаю, свидетельствуют следующие доказательства. Как только Кушов узнал, что право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за другим лицом, он обратился в правоохранительные органы. Не говорит о добровольности и разумности совершённой сделки и тот факт, что более двух миллионов рублей поступивших на счёт Кушова средств были перечислены девушке, являющейся сожительницей Васенина.

Ни сам риелтор Васенин, ни представители городской администрации (их хотели допросить в качестве свидетелей) на заседание не пришли. А решение председательствующей судьи Галины Шевченко оказалось неумолимым: «Решение Первомайского районного суда города Кирова от 26 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения». То есть — лишить ветерана жилья.

После оглашения вердикта в зале повисла тишина. Иван Михайлович смотрел на судью потерянным взглядом.

— Я родился в этом доме, куда я сейчас пойду в свои годы? Даже если придут судебные приставы — никуда не пойду. У меня другого дома нет, — сказал он журналистам.

— Мы будем дальше обжаловать это решение в президиум Кировского облсуда, — пояснил адвокат ветерана Владимир Марков. — Но если ничего не получится, я просто объявлю сбор средств на новое жилье Ивану Михайловичу. Думаю, у нас получится собрать миллион: этого хватит, чтобы купить ему хотя бы комнату.

P.S. В настоящее время сотрудники кировской полиции ведут расследование уголовного дела по заявлению ветерана о незаконном завладении его имуществом. Риелтор Артем Васенин проходит по этому делу лишь в качестве свидетеля. Просьбы к суду отложить вопрос о выселении до разрешения уголовного разбирательства успехом не увенчались.

 

 [1] Иван Михайлович Кушов ушел помогать фронту в 1944 году, ему было тогда 16 лет, он даже не успел закончить школу. В годы войны работал слесарем на железной дороге. В 1973 году государство наградило его званием «Ветеран труда», а в 2003 — признало ветераном войны.