В Свердловской области стремительно ухудшается обстановка на рынке труда. Несмотря на то, что, по данным официальной статистики, задолженность по зарплате в регионе составляет около 600 тыс. рублей, в реальности только на заводе горного машиностроения в Карпинске долг превышает 6 млн рублей. В отношении директора завода Сергея Стародубова возбуждено уголовное дело, а бывшие сотрудники предприятия уже записаны на прием в администрацию президента. Подробности – в репортаже Znak.com. На севере Свердловской области новая точка напряжения – Карпинск, где бывшие сотрудники ООО «Завод горного машиностроения» (ЗГМ, входит в ООО «РК-Инвест») более полугода добиваются выплаты зарплат. Как рассказали в областной прокуратуре, в отношении руководителя завода Сергея Стародубова было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 145.1 УК РФ («Полная невыплата зарплаты свыше двух месяцев»), санкции которой предусматривают до трех лет лишения свободы. «Текущая задолженность по зарплате уточняется», — сообщили в прокуратуре. Сам Стародубов находится под подпиской о невыезде.

Возбуждения уголовного дела добились бывшие сотрудники ЗГМ, которые за последние месяцы написали десятки жалоб в прокуратуру, полицию, следственные органы и уполномоченному по правам человека. «Между Краснотурьинском и Карпинском меньше десяти километров. Мы крутимся, как можем, но в обоих городах сейчас трудно найти работу. Все держатся за свои места», — рассказывает Ольга Углинских, работавшая на ЗГМ заместителем гендиректора. У нее четверо детей, один из них – инвалид. Сейчас в семье Углинских работает только муж, он инспектор ГИБДД. Чтобы выжить, им пришлось выставить на продажу квартиру в Екатеринбурге, которая была куплена на деньги, выделенные властями в рамках поддержки многодетных семей. С Углинских и бывшим бухгалтером ЗГМ Надеждой Баркарь мы встречаемся в Краснотурьинске. Садимся в машину и едем в Карпинск, где ждут остальные пострадавшие сотрудники завода. «Это наша старая ТЭЦ. Несколько лет назад обещали построить новую, но так и не построили. Одна труба упала, ее заменили. Вода в городе – технического качества», — рассказывает Углинских. По дороге встречается немало промышленных зданий. У многих из них заколочены окна и двери. Несколько лет назад на Богословском алюминиевом заводе «Русала» прошли сокращения в связи с закрытием электролизного производства. Больше никаких крупных предприятий на территории городов не появлялось. Свердловские власти рассчитывают организовать на севере Богословский индустриальный парк, но пока конкретных производств на его площадке не создано.

О том, что долги ЗГМ по зарплате сотрудникам еще в мае-июне превышали 6 млн рублей, говорит бывший бухгалтер предприятия Надежда Баркарь и показывает соответствующие документы. По ее словам, она регулярно отчитывалась по задолженности в прокуратуру и в органы статистики. «С меня постоянно требовали «нулевки», то есть документы без долгов. Весной у меня лопнуло терпение, и я сдала полные данные с миллионными долгами. Все по-честному. Что тут началось!» — вспоминает бухгалтер. По словам Надежды Баркарь, ей позвонила помощник прокурора Карпинска Светлана Носова, звонили из Екатеринбурга. «Все начали орать, возмущаться. Но и у меня нервы тоже не железные. Я плюнула, переделала отчет и снова сдала «нулевку»», — отметила Баркарь. По ее словам, уже потом она столкнулась с Носовой в суде, когда добивалась решения о выплате долга по зарплате. «Я ее тогда напрямую спрашивала: «Вы погоны за такое не боитесь потерять?» — отмечает Баркарь. По ее словам, несмотря ни на что, она рассчитывает добиться справедливости. В январе 2016 года бывшая сотрудница завода записана на прием в администрации президента в Москве.

Сегодня на ЗГМ работает около 80 человек, еще в прошлом году было больше 100. Как рассказывают на предприятии, сейчас руководство активно распродает оборудование. Причем покупателем в этих сделках выступает ООО «Торговый дом «ЗГМ»», который возглавляет Олеся Долгулева, замгендиректора ЗГМ (несколько договоров есть в распоряжении Znak.com). «Можно предположить, что сделки проводятся именно сейчас, так как ЗГМ вступил в процедуру банкротства и таким образом выводятся активы», — предположила Баркарь. Она добавила, что компании ООО «РК-Инвест», которую возглавляет также Сергей Стародубов, в качестве залога было передано имущество на общую сумму 12,7 млн рублей. «Почему именно такая сумма, никак не обосновано. Долг ЗГМ перед «РК-Инвест» был около 3 млн рублей, кроме того, компания «РК-Инвест» также должна была заводу за поставленную продукцию. С учетом взаимозачета сумма залога не должна была превышать 2 млн рублей», — отмечает она. С другими пострадавшими сотрудниками ЗГМ удается поговорить рядом с проходной завода. «На заводе я отработала 30 лет. Меня сократили 30 октября 2014 года еще при предыдущем директоре Дмитрии Рогове. До сих пор я не могу получить полагающиеся 12 тыс. рублей», — говорит одна из бывших работниц завода. «После увольнения мы пошли с дочерью по улице, заходили во все организации по пути, просили работу. На следующий день мне перезвонили, сказали, что в школу нужна гардеробщица. Просто повезло», — рассказывает другая сотрудница.

В счет долга по зарплате бывшим сотрудникам завода предлагают купить производственные цеха предприятия. Речь идет, например, о здании старолитейного цеха площадью 2432 кв. м за 1,14 млн рублей или о здании электроремонтного цеха площадью 2334 кв. м за 967,13 тыс. рублей. Соответствующее письмо получили многие пострадавшие от судебных приставов. «Считаю это предложение издевательством. Здание старолитейного цеха признано аварийным», — ответила в официальном письме приставам Надежда Баркарь. Другие сотрудники предприятия также восприняли предложение как издевку. «На балансе ЗГМ есть квартира в Краснотурьинске. Почему-то ее никто не предлагает купить», — отмечает один из работников завода.

С самим гендиректором Сергеем Стародубовым, который уже написал заявление на увольнение, в Карпинске поговорить не удалось, хотя он был в это время на предприятии. На проходной завода охранники сказали, что директор отказывается общаться с журналистами. Впрочем, позже по телефону взять у него комментарий все-таки удалось. Он сразу подчеркнул, что, несмотря на заявление, он намерен «и дальше выводить ЗГМ из кризиса». По словам Стародубова, он начал руководить ЗГМ в экономически трудное для предприятия время, с долгами за ресурсы и по зарплате. «Тем не менее мы твердо решили инвестировать в него средства, начали запускать производство, которое до этого простаивало. Рассчитывали, что в несколько месяцев сможем уложиться и погасить долги по зарплате», — утверждает он. Стародубов подтвердил, что сейчас на предприятии идет продажа оборудования, которое больше не может быть использовано на производстве. «В любом случае мы не теряем надежды вновь поставить предприятие на ноги. Сейчас ЗГМ не хватает оборотных средств, не хватает инвестиций, но постепенно мы налаживаем работу», — отметил он.

Тем временем на областном уровне публикуются успокаивающие отчеты о рынке труда. Так, по данным Свердловскстата на 1 октября, задолженность по выплате заработной платы составила 579 тыс. рублей. Это ниже уровня задолженности соответствующего периода прошлого года в 40,8 раза, говорится на сайте ведомства. В июне Свердловскстат говорил о сумме 1,88 млн рублей. Впрочем, теперь верится в эти цифры с трудом.