Басманный суд Москвы отказался удовлетворить жалобу дочери Бориса Немцова, которая требовала допросить главу Чечни Рамзана Кадырова и других высокопоставленных должностных лиц республики по делу об убийстве ее отца

Басманный суд Москвы в среду рассматривал жалобу Жанны Немцовой, которая в судебном порядке потребовала допросить Рамзана Кадырова и других высокопоставленных должностных лиц Чечни.

Судья Елена Ленская объявила, что не может признать состоятельными доводы адвоката родственников Бориса Немцова Вадима Прохорова, так как согласно закону никто не имеет права вмешиваться в ход расследования. Она отметила, что суд не является надзорным органом за следствием.

«Вопросы о проведении следственных действий или оперативно-разыскных действий следователь определяет самостоятельно», — указала судья.

Во время заседания адвокат Прохоров рассказывал, что еще 22 апреля он обратился с ходатайством к руководителю следственной группы Следственного комитета России (СКР) Игорю Краснову и попросил допросить сослуживца главного фигуранта дела Заура Дадаева — Руслана Геремеева, а также родственников Геремеева — сенатора Сулеймана Геремеева и депутата Адама Делимханова и его брата Алибека Геремеева — командира батальона «Север», а также руководителя республики Рамзана Кадырова.

Прохоров отметил, что следствие удовлетворило это ходатайство лишь отчасти: признало необходимость допроса Руслана Геремеева, но не смогло его найти. «Расследование убийства Немцова тянется уже почти восемь месяцев, над раскрытием дела бьются лучшие следователи, но результата нет, — сказал Прохоров. — Ни заказчики, ни организаторы так и не найдены, в деле пока есть только исполнители».

Прохоров напомнил, что все обвиняемые — выходцы из Чечни, куда, по его мнению, и тянется след преступников. Адвокат признал, что по закону следователи сами определяют ход расследования, но они не должны безосновательно отказывать в допросе важных свидетелей. Прохоров также настаивал, что конфликт между убитым Немцовым и Кадыровым тянется уже давно — еще с 2002 года.

Представитель следственной группы Сергей Жданов в суде просил отказать в удовлетворении ходатайства потерпевших. Он настаивал, что оснований для допроса высокопоставленных чиновников у следствия нет и только сам факт знакомства или наличие родственных связей не может стать основанием для допроса. Версия потерпевших же основывается исключительно на предположениях, утверждал следователь. Его поддерживал прокурор Вадим Калугин.

Заседание суда должно было состояться еще 30 сентября, но было отложено по просьбе адвоката Прохорова. Защитник попросил время, чтобы ознакомиться с отзывами следователя. Слушания были отложены на две недели.

Как расследовали убийство Немцова

Оппозиционный политик Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля на Москворецком мосту, когда возвращался домой вместе со своей спутницей Анной Дурицкой из ресторана. Киллер сделал в него серию выстрелов, а затем скрылся предположительно на автомобиле ZAZ Chance серого цвета.

Сейчас по делу об убийстве Немцова арестованы пять человек: бывший боец батальона «Север» Заур Дадаев, его дальние родственники братья Анзор и Шадид Губашевы, а также Хамзат Бахаев и Темирлан Эскерханов.

Сразу же после задержания Дадаев давал признательные показания и указывал, что организовать преступление им помогал некий чеченец Русик, ездивший на автомобиле Mercedes ML с номером 007: он достал для них оружие и машину ZAZ Chance. При этом обвиняемый Эскерханов в показаниях указывал, что Mercedes ML с номером 007 принадлежал Геремееву. А домработница Зарема рассказывала следствию о водителе Геремеева по имени Русик.

Но позднее Дадаев заявил, что дал эти показания под пытками. А его адвокат Шамсудин Цакаев рассказал РБК, что у его доверителя есть алиби — в момент убийства Немцова Дадаев был дома и играл в компьютерные игры-стрелялки. Это могут подтвердить три свидетеля, утверждает Цакаев.