Виктор Шендерович известен настолько, что представлять его не нужно. Politeka взяла у российского сатирика, публициста и правозащитника блиц-интервью. Говорили о том, для чего России нужна пропаганда внутри страны и какой она может стать после ухода Владимира Путина

Politeka: Виктор Анатольевич, давайте начнем с последнего заявления главы СК РФ Бастрыкина – о воевавшем в Чечне Арсении Яценюке. Для чего, на ваш взгляд, было говорить подобное на самом высоком уровне, что может стоять за этим высказыванием? Почему Рамзан Кадыров в этом случае внес диссонанс, опровергнув слова высоких чиновников?

В. Шендерович: «Засирание» мозгов населению (термин принадлежит замглавы Администрации президента РФ)  вполне осознанная и по-своему эффективная тактика. Задача Кремля состоит в том, чтобы население окончательно утеряло связь с реальностью и перестало отличать ложь от правды. Чтобы любая информация – вообще любая – воспринималась заведомо скептически. Это очень важно Путину в преддверии развязки ситуации с малайзийским «Боингом».

 

Politeka: Притом что России важно именно сейчас выглядеть пристойно в глазах Запада, большая часть информации внутри страны направлена на дискредитацию Запада, расследования по «Боингу», США. Означает ли это, что Путин может остаться у власти, только завинтив гайки изнутри, только в режиме внутренней изоляции?

В. Шендерович: Разумеется, свободы маневра у Путина почти никакой. Он классический авторитарный лидер с полным набором уголовных статей. Его единственный шанс – абсолютная власть внутри (без власти он немедленно идет под суд), а для этого нужно поддерживать антизападный психоз. Иначе народ начнет сопоставлять факты… Внешняя политика тоже вполне очевидна – шантаж в попытке взять с Запада отступное за непричинение еще большего вреда.

Politeka: А как на дальнейшее ухудшение качества жизни отреагирует народ? Удержит ли президент РФ свой рейтинг, если холодильники россиян опустеют?

В. Шендерович: Рано или поздно все рванет, но пока телевизор побеждает холодильник. И вообще, мне все больше кажется, что происходящее с российским народом должны комментировать уже не социологи, а психиатры.

Politeka: Как думаете, тишина на Донбассе – это результат действий Запада, додавливание санкциями или хорошая мина России при плохой игре?

В. Шендерович: И то и другое.

Politeka: Виктор Анатольевич, а давайте представим, что Путина нет. Какой будет Россия сразу после?

В. Шендерович: Все, разумеется, зависит от того, каким образом исчезнет Путин. Если в результате дворцового переворота (договоренностей внутри элиты), то, по всей видимости, это будет попытка возвращения в 2013 год – с абсолютным контролем внутри, но выходом из лобового противостояния с Западом. Правда, экономика делает все более вероятным социальный катаклизм. В этих условиях — при разломанной Путиным политической системе — наверх может вынести самых бесстыжих популистов. А куда все рухнет – налево или направо – невозможно предположить.